Городская агломерация и ее влияние на развитие экономики региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

….Цель курсовой работы - выявление влияния городской агломерации на развитие экономики региона.
Объектом работы будет являться Екатеринбургская агломерация. Предмет – влияние городской агломерации на развитие экономики Свердловской области.
Также следует выделить следующие задачи данной работы:
1) Рассмотреть теоретические основы формирования городской агломерации.
2)Изучить основные социально-экономические показатели Свердловской области и рассмотреть влияние Екатеринбургской агломерации на развитие данного региона.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ……….5
1. 1. Основные понятия городской агломерации и ее типы…………………..5
1. 2. Типы городов и объединение их в агломерации……………………......7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………….....16
2.1. Основная характеристика Екатеринбургской агломерации……………...16
2.2. Сравнение социально - экономических показателей и оценка влияния
агломерации на развитие Свердловской области……………………………..20
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗ ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2016 ГОДА………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

региональная экономика агломерации.doc

— 436.00 Кб (Скачать файл)

Конечно, времена меняются, директивного народнохозяйственного  планирования  в прежних масштабах нет, но для ориентирования в методах типизации эти примеры показательны.

           Для объединения городов и  поселений в агломерацию существуют свои критерии. В разных странах они различны, но основными общепринятыми критериями являются:

1)непосредственное примыкание  густонаселенных территорий (городов,  поселков, поселений) к основному городу (ядру города) без существенных разрывов в застройке,

2)площадь застроенных  (урбанизированных) территорий в  агломерации превышает площадь  сельскохозяйственных угодий, лесов

3)массовые трудовые, учебные,  бытовые, культурные и рекреационные  поездки (маятниковые миграции)  
4)не менее 10-15 % от числа трудоспособного населения, проживающего в городах и поселениях агломерации, работают в центре основного города

            Не учитываются:

  • существующее административно-территориальное деление,
  • близкие подчинённые поселения без прямой связи по транспортным коридорам,
  • неблизкие самодостаточные города.

              Примером установленных критериев  агломерации может служить определение  термина «агломерация», принятое Федеральным статистическим управлением Швейцарии, а именно:

а) агломерации объединяют несколько  муниципалитетов, по крайней мере, 20.000 человек,

б) каждая агломерация имеет основную зону, ядро города, включающее в себя по крайней мере, 10.000 жителей,

в) каждая община агломерации имеет, по крайней мере, 2.000 человек трудоспособного  населения, из которых как минимум 1/6 заняты в основном городе (или  группы основных городов для полицентрической агломерации),

г) для полицентрической агломерации дополнительными критериями могут быть:

  • отсутствие разрывов в застройке (сельскохозяйственные угодья, леса) более 200 метров,
  • превышение площади застроенной территории над незастроенной в агломерации составляет 10 раз,
  • рост численности населения в предыдущие десятилетия был не менее чем на 10 % выше среднего по Швейцарии.

             Агломерация позволяет решить  ряд проблем крупного города  за счет его разгрузки и  приблизить уровень развития  окружающих поселений к городскому:

  • достичь более сбалансированного социально-экономического развития в результате перераспределения функций между ядром и периферией (за счет разгрузки крупного города, освобождения его от непрофильных функций и передачи их в районы или малые города);
  • организовать единую транспортно-логистическую сеть, взаимоувязанную со всеми входящими муниципалитетами;
  • создать скоординированную систему территориального развития и использования земель (включающую определение оптимальных площадок под жилищное, дачное строительство, промышленное и с/х производство с учетом имеющейся и необходимой для развития инфраструктуры);
  • проводить согласованную экологическую политику, сохранить и расширить зоны экологического благополучия, «зеленой ткани» территории;
  • образовать крупные и более эффективные инфраструктурные объекты (логистические узлы, аэропорты, объекты энергетической и коммунальной инфраструктуры) для совместного использования;
  • запустить эффективную систему утилизации отходов (учитывающую оптимальные места размещения полигонов, транспортировки мусора, строительство новых современных мусороперерабатывающих заводов и т.д);
  • спланировать социальную инфраструктуру, исходя из общих потребностей, устранив диспропорции в развитии центра и периферии;
  • организовать доступные центры торговли и отдыха.5

           Чтобы реализовать все преимущества, государство, а также муниципалитеты  и регионы, входящие в агломерацию,  должны обладать «агломерационным  мышлением». Его составляющие: взгляд  на территорию как на единый  объект, а не сумму частей, и,  соответственно, приоритет интересам агломерации в целом; согласование всех интересов — администрации, бизнеса, жителей, муниципальных образований. Конфликт интересов существует всегда.

           Опасения включенных в агломерационный  процесс сторон понятны: город боится снижения уровня бюджетной обеспеченности, периферия — потери самостоятельности, элита — ограничения власти и статуса. Но частичная потеря муниципалитетами независимости компенсируется получением благ, на которые они не могли бы рассчитывать 
поодиночке.

            Зарубежный опыт свидетельствует  о ведущей роли государства  в реализации крупных проектов  развития социальной, инженерной  и транспортной инфраструктуры. Этих затрат не выдержат никакие  муниципальные и региональные  бюджеты, но они необходимы для повышения уровня конкурентоспособности городов и территорий. Приоритетное направление — вложения в дорожную сеть и транспортную систему. Идеальная транспортная система агломерации должна обеспечивать часовую транспортную доступность города центра для всех населенных пунктов в ее составе.

               Агломерации в развитых странах  концентрируют значительные массы  населения. Рост агломераций отражает  территориальную концентрацию промышленного  производства и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию  мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации) — наиболее крупной форме расселения, образующейся при срастании большого количества соседних городских агломераций.

              Крупнейшей в мире является агломерация, возглавляемая Токио, в которой насчитывается 34—35 млн жителей. По оценке ООН в 2010 году на Земле насчитывалось около 449 агломераций с числом жителей более 1 млн, в том числе 4 — более 20 млн, 8 — более 15 млн, 23 — более 10 млн, 61 — более 5 млн. 6 государств имеют более 10 агломераций-миллионеров: Китай (95), США (44), Индия (43), Бразилия (21), Россия (16), Мексика (12). В Таблице 1 представлены 20 крупнейших агломераций мира по последним данным за 2012 год. (см.Приложение 1).

           По последним оценкам в России  насчитывается до 22 агломераций-миллионеров, в том числе 7 при городах-немиллионерах. Указанные 7 агломераций-миллионеров образованы городами, которые сами не являются миллионерами: Саратов, Краснодар, Иркутск, Владивосток, Новокузнецк, Набережные Челны, Тула. Однако далеко не все среди них являются межрегиональными центрами социально-экономического развития и притяжения для окружающих регионов или хотя бы претендуют на этот статус.

          Некоторыми экспертами ещё три  агломерации при городах-немиллионерах — Ижевск, Ярославль, Брянск  — оцениваются как миллионные, что, однако, не согласуется с другими источниками.

           Крупнейшая в России Московская агломерация имеет по разным оценкам от 15 до 17 млн жителей и находится на 15 месте в мире. Ещё одна (Санкт-Петербургская) российская агломерация имеет население более 5млн, три (полицентрическая конурбация Самара-Тольятти, Екатеринбургская, Нижегородская) — более 2 млн, Новосибирская— около 1,8—1,9 млн чел. Рассмотрим представленные в Таблице 2 данные о крупнейших агломерациях России. (см. Приложение 2)

 

ГЛАВА 2. Анализ влияния городской агломерации на развитие экономики Свердловской области. 
2.1. Основная характеристика Екатеринбургской агломерации.

 
             Для оценки влияния городской агломерации на экономику региона я решила рассмотреть конкретную ситуацию, а именно влияние на экономику Свердловской области расположенной на ее территории Екатеринбургской агломерации. Для начала ознакомимся с ее основными характерными чертами, составом, динамикой формирования.

           Екатеринбургская агломерация, занимающая 4 место среди российских агломераций,  является межрегиональным центром  социально-экономического развития  и притяжения востока, европейской  и западносибирской частей России и Северного Казахстана. Развитие агломерации началось еще в 70-е года 20-го века. По проекту районной планировки  предусматривалось «крестообразное» развитие её планировочной структуры: меридиональное, вдоль Уральских гор, и широтное — по линии транспортной линии Европа — Азия, с развитием ядра в виде Свердловского внутриобластного района. Ядро агломерации развивалось радиально с созданием кольцевой системы в виде Екатеринбургской кольцевой автодороги.

           На территории агломерации можно выделить девять лучей расселения (Невьянский, Верхнепышминский, Режевский, Богдановичский, Каменск-Уральский, Сысертский, Полевской, Ревдинский, Первоуральский), сформировавшиеся вдоль четырнадцати основных транспортных направлений, и несколько концентрических зон расселения (ближняя, средняя, дальняя), которые отличаются интенсивностью связей между городами и транспортной связанностью с ядром агломерации, густотой населённых пунктов и плотностью населения, характером сложившегося производства и прочими характеристиками.

          Екатеринбургская агломерация занимает 13 171,24 кв. км., с плотностью населения 168 чел/кв.км. и его численностью, составляющей 2 211 тыс. человек, в том числе только в ядре агломерации проживает 1 553 тыс. человек. Ядром агломерации является Екатеринбург – крупнейший экономический, административный, научный и культурный центр, четвертый по численности город России (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска). Развитие Екатеринбурга оказывает важнейшее влияние на Уральский регион и Россию в целом.

               Состав и границы Екатеринбургской городской агломерации определялись до 2009 года  в официальном документе  «Схема размещения и развития производительных сил Свердловской области», принятом в  2000 году. В 2009 же году  появился документ «Схема территориального планирования Свердловской области». В Схеме размещения и развития производительных сил Свердловской области предлагаются следующие границы Екатеринбургской агломерации:

-  Ядро: Екатеринбург.

- Ближняя зона (территории, непосредственно примыкающие к Екатеринбургу): Верхняя Пышма, Среднеуральск, Березовский, Арамиль.

-  Средняя зона (по двухчасовой изохроне транспортной доступности от Екатеринбурга): Ревда, Первоуральск, Заречный, Полевской.

-  Дальняя зона - территории, транспортная доступность которых от центра агломерации составляет свыше 2 часов.

Схема территориального планирования Свердловской области  определяет границы Екатеринбургской агломерации следующим образом: 

-  Ядро агломерации: Екатеринбург и первый пояс городов-спутников (Верхняя Пышма, Березовский, Среднеуральск, Арамиль). 

-  Второй пояс Екатеринбургской агломерации: Первоуральско-Ревдинская промышленная зона, Сысертско-Полевская индустриальная и рекреационная зона, Асбестовско - Белоярская промышленная и агроиндустриальная зона (Асбест, Заречный, поселки Белоярский и Рефтинский), Новоуральско-Верхнейвинская промышленно-рекреационная зона. 

-  Третий пояс Екатеринбургской агломерации: Каменск-Уральская промышленная зона, Богдановическо-Сухоложская индустриально-логистическая зона, Артемовско-Режевская  промышленная зона, Невьянско-Кировградская промышленная и рекреационно-туристическая зона, Нижнесергинско–Шалинская индустриальная и рекреационно-туристическая зона.

         В 2010 году все компоненты, входящие в ядро Екатеринбургской агломерации предполагалось объединить в рамках проекта «Большой Екатеринбург», но все потенциальные кандидаты на объединение, за исключением Екатеринбурга, отрицательно отнеслись к перспективе войти в одно муниципальное образование. Тем не менее, наличие глубоких связей между этими территориями не вызывает сомнений.

           Значение Большого Екатеринбурга  для региона в целом огромно.  Здесь проживают 37 % жителей Свердловской области, 42% городского населения региона приходится на эту территорию. Именно сюда направлены миграционные потоки – миграционное сальдо по Большому Екатеринбургу почти в два раза превышает этот показатель по области. Территории ядра Екатеринбургской агломерации привлекают население более высокой заработной платой, которая в среднем превышает областной показатель примерно на треть. При этом в Большом Екатеринбурге трудится только 23% от областной численности работников организаций, соответственно, производительность труда здесь выше.

           Екатеринбург, безусловно, доминирует  в пределах ядра и первого  пояса Екатеринбургской агломерации  (как, впрочем, и в целом на  территории Свердловской области). На долю муниципального образования «Город Екатеринбург» приходится 88% населения Большого Екатеринбурга, именно сюда направлены основные миграционные потоки, здесь не только высокий уровень заработной платы, но и развитый рынок труда, позволяющий трудоустроиться на предприятия различных отраслей, предъявляющий спрос на трудовые ресурсы различных уровней квалификации.6

            Екатеринбургская агломерация — центр экономической системы области. Здесь сосредоточены основные мощности социально-ориентированных отраслей (легкая и пищевая промышленность), наукоемкое производство, представленное крупнейшими в Свердловской области и России машиностроительными и оборонными предприятиями, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании и прочие субъекты рыночной инфраструктуры. 
          Основными направлениями ее развития являются:

1) Развитие Екатеринбурга  и прилежащих территорий как  мультимодального транспортного  узла.

2) Ускоренное развитие научно-исследовательских,  инновационных, информационных, образовательных,  финансовых, торговых, транспортно-логистических услуг.

3) Оптимальное использование  территориальных, энергетических, трудовых  и финансовых ресурсов;

4) Увеличение темпов  промышленного роста и объемов выпускаемой продукции;

5) Обеспечение занятости  населения и создание новых рабочих мест;

6) Повышение качества  и конкурентоспособности продукции;

7) Рациональное размещение  производительных сил и др.

 
 
 
 
 
 
2.2. Сравнение социально-  экономических показателей и  оценка влияния агломерации на  развитие Свердловской области.

 
            В данной части работы рассмотрим основные социально экономические показатели за 2008 год и 2011-12 годы, оценим из изменения. Для сравнения были выбраны именно эти годы, по причине принятия  в 2009 году документа, в котором закреплены положения об устройстве Екатеринбургской агломерации в том виде в каком она предстает перед нами сегодня. Значит, с помощью сопоставления значений социально-экономических показателей, которых они достигли в выбранные периоды времени, мы сможем оценить пользу (или вред), которую  принес в экономику региона именно современный уклад агломерации.   
Для проведения анализа оценим ряд основных социально-экономических показателей. (см. Приложение 3) Их будут характеризовать следующие процессы:  
1) общая численность населения

Информация о работе Городская агломерация и ее влияние на развитие экономики региона