Государственная аграрная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:04, реферат

Описание работы

Беларусь является не только развитой индустриальной страной, но имеет и значительную аграрную составляющую. Корни народа - материальные и духовные находятся в селе. Во все годы, в том числе экономически сложные, государство помогало деревне и продолжает поддерживать сельского производителя.
Это касается и кадрового потенциала. Принцип преемственности позволил не только сохранить образовательную систему для кадров агропромышленного комплекса, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким современным стандартам. Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов, в том числе аграрных вузов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Содержание работы

Введение

1. Цели, задачи и экономический механизм аграрной политики

2. Динамика агропромышленного комплекса Беларуси как объекта государственного регулирования

2.1 Характеристика агропромышленного комплекса Стародорожского района

3. Реализация проектов и программ, стимулирующих развитие АПК

3.1 Государственная программа возрождения и развития села

3.1.1 Информация о выполнении программы в Стародорожском районе

4. Проблемы агропромышленного комплекса

Заключение

Файлы: 1 файл

Государственная аграрная политика в Республике Беларусь.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

Государственная аграрная политика в Республике Беларусь

Содержание

 

Введение

 

1. Цели, задачи и экономический механизм аграрной политики

 

2. Динамика агропромышленного  комплекса Беларуси как объекта  государственного регулирования

 

2.1 Характеристика агропромышленного  комплекса Стародорожского района

 

3. Реализация проектов  и программ, стимулирующих развитие  АПК

 

3.1 Государственная программа  возрождения и развития села

 

3.1.1 Информация о выполнении  программы в Стародорожском районе

 

4. Проблемы агропромышленного  комплекса

 

Заключение

 

 

Введение

 

Главные принципы государственной  политики нашей страны определены Президентом  Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей  стране - важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики.

Последовательный курс государства  на реформирование экономики не позволил сложиться в Беларуси олигархическим структурам, не привел к массовой безработице  и обнищанию людей. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень  промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала.

Беларусь является не только развитой индустриальной страной, но имеет  и значительную аграрную составляющую. Корни народа - материальные и духовные находятся в селе. Во все годы, в том числе экономически сложные, государство помогало деревне и  продолжает поддерживать сельского производителя.

Это касается и кадрового  потенциала. Принцип преемственности  позволил не только сохранить образовательную  систему для кадров агропромышленного  комплекса, унаследованную после развала  СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким современным  стандартам. Планомерность государственного курса заключается и во всемерной  поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов, в том числе  аграрных вузов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Один из элементов государственной  аграрной политики – создание условий  для жителей сельской местности, которые острее других ощущают: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Осуществляется работа по введению государственных  социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей, чтобы уровень социальной защиты, снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, работа учреждений образования, здравоохранения, культуры и другие гарантии улучшались.

Особое внимание государство  уделяет вопросам развития малых  городов. В них предусматриваются  ускоренное развитие строительства  жилья и сферы услуг, создание новых рабочих мест. Региональная экономическая политика предусматривает  обеспечение роста благосостояния населения независимо от места его проживания, повышение уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте уровня благосостояния населения важнейшей задачей становится опережающее увеличение доходов и улучшение условий проживания жителей тех регионов, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране.

Будет проводиться целенаправленная политика стимулирования размещения новых  предприятий, филиалов и цехов действующих  производств, а также расширения сферы предпринимательства, связанного с обслуживанием населения, сельским хозяйством, переработкой сельскохозяйственной продукции и выпуском продукции из местного сырья.

Задача укрепления экономики  Беларуси как фундамента благосостояния народа выдвинула в число важнейших  приоритетов внешней политики экономическую  дипломатию, наращивание экспортного  потенциала страны. Важным направлением внешнеэкономической деятельности стало привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Возросший  объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики  в систему современных мирохозяйственных  связей и эффективного использования  имеющегося отечественного научно-технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения новейших технологий.

Ведущей установкой белорусской  государственности и ее идеологической платформы является оптимальное  сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового  вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

Целью этой работы является изучение аспектов государственной  аграрной политики, анализ полученных показателей в результате её внедрения  на примере работы организаций, хозяйств и предприятий Стародорожского района.

Мы рассмотрим так же перспективы  развития аграрной отрасли с учетом глобальных изменений в современной  мировой экономике, обозначим не только положительный опыт, но и основные проблемы аграриев.

Основная задача такого анализа  – наметить и выработать пути, которые  помогут повысить эффективность  и объемы производства сельскохозяйственной продукции, найти оптимальные управленческие и кадровые решения для выполнения этих задач.

1.         Цели, задачи и экономический механизм аграрной политики

Проведение целенаправленной государственной политики способствует повышению эффективности использования  ресурсов, рациональному размещению сельскохозяйственного производства, улучшению обеспечения населения  продовольствием и промышленности сырьем, стабилизации рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поддержке  и защите товаропроизводителей агропромышленного  комплекса, стимулированию товарообмена, повышению жизненного уровня сельского населения.

Аграрная политика - это  совокупность принципов и методов  государственного воздействия на экономику  агропромышленного комплекса, экономические  отношения, развитие сельской инфраструктуры в интересах населения страны, обеспечения политической стабильности и продовольственной независимости[1].

Цель аграрной политики - обеспечение динамичного развития всех сфер АПК (ресурсообеспечение, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, торговля). Аграрная политика служит для реализации следующих задач: обеспечить продовольственную безопасность страны; содействовать решению социально-экономических проблем населения, проживающего в сельской местности; развивать формы собственности в аграрном секторе; развивать рыночные отношения и методы их экономического регулирования; содействовать формированию, развитию и регулированию аграрного рынка государства; согласовывать внешнеэкономические отношения со странами - торговыми партнерами; активизировать процесс научно-технического сотрудничества в аграрной сфере, включая селекцию и семеноводство, повышение плодородия почв, племенное дело, разработку прогрессивных технологий и технических средств для растениеводства, животноводства, мелиорации, землеустройства, других отраслей АПК; осуществлять подготовку и реализацию инвестиционных проектов, ориентированных на ускорение отдачи вложенных средств и повышение конкурентоспособности продукции АПК; координировать деятельность в области научных исследований, разработки прогнозов развития АПК, подготовки кадров для аграрной науки и сельскохозяйственных вузов, других научных и учебных учреждений республики; издавать научные труды, учебные пособия, рекомендации сельскохозяйственному производству, организовывать семинары, конференции, демонстрации новой техники и технологии; содействовать обмену опытом в решении региональных социально-экономических программ; приступить к поэтапному созданию информационной системы с использованием возможностей Интернет и других способов обмена информацией между субъектами аграрного рынка; создавать условия для обеспечении экологической безопасности АПК.

Основными направлениями  аграрной политики государства являются: развитие аграрного рынка, определение  мер по его регулированию; выработка  бюджетной, кредитно-финансовой, таможенной, ценовой, налоговой, страховой политики, способствующей развитию внешнеэкономических  отношений; стимулирование спроса и  предложения на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие; определение, с учетом международных обязательств, согласованных позиций во внешнеэкономических  отношениях; развитие научно-технического сотрудничества и информационного  обеспечения; создание экономических условий для осуществления взаимовыгодных инвестиционных проектов; координация в области подготовки и переподготовки кадров; повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей; улучшение условий труда в АПК; решение социально-экономических проблем населения, проживающего в сельской местности; совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с функционированием общего и внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, основных видов специальных материально-технических ресурсов, научно-техническим сотрудничеством, социальным положением работников аграрного сектора.

Экономический механизм аграрной политики направлен на согласование бюджетной, налоговой, таможенной, кредитной, ценовой политики, системы страхования в АПК. Вполне обоснованной является необходимость осуществления финансовой поддержки на аграрном рынке из специального фонда поддержки сельхозпроизводителей. Так как у большей части производителей возникнет настоятельная потребность в осуществлении вложений, которые невозможно осуществить за счет собственных средств.

Налоговое регулирование  на национальном уровне связано с  совершенствованием налоговой системы, способствующей развитию сельскохозяйственного производства.

Одно из направлений работы – создание благоприятных условий  для кредитования аграрного сектора, формирование единой ценовой политики, способствующей максимальному удешевлению  продуктов питания для горожан  и гибкого регулирования ценовых  отношений на продовольственном рынке.

Система и механизм регулирования  доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляются с учетом конкретных условий производства и финансовых возможностей государства и принятой модели экономических отношений.

Проводиться целенаправленная финансовая поддержка товаропроизводителей АПК в целях освоения новых  технологий, развития рыночной инфраструктуры, осуществления консультативно-информационной деятельности, а также таких направлений, как селекция и семеноводство, племенное  дело, защита растений, проведение мелиоративных, ветеринарных, фитосанитарных и других мероприятий.

Поддержка агропромышленного  комплекса проводится на базе целевых  программ. Наибольший интерес представляет инвестирование наиболее перспективных  проектов, предусматривающих увеличение производства зерна, мясомолочной и  другой сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Осуществляют государственное  управление в области АПК: Президент  Республики Беларусь, Правительство  Республики Беларусь, Министерство сельского  хозяйства и продовольствия, местные  Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы, другие государственные  органы в соответствии с законодательными актами РБ.

2.         Динамика развития агропромышленного  комплекса Беларуси как объекта государственного регулирования

Агропромышленный комплекс (АПК) – совокупность связанных между  собой общественным разделением  труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания  и промышленных предметов потребления  из сельскохозяйственного сырья  в соответствии с потребностями  общества и спросом населения[2].

Агропромышленный комплекс Беларуси включает: сельское хозяйство (растениеводство и животноводство), перерабатывающую промышленность (пищевая, мукомольно-крупяная, комбикормовая, первичная  обработка льна), обслуживающую сферу (производственно-техническое, мелиоративное, землеустроительное, научное, агрохимическое, ветеринарное, строительное, торговое и другие виды обслуживания). Приоритетами в развитии АПК Беларуси являются животноводческий, льняной, зерновой, свеклосахарный и маслорастительный комплексы.

Основной комплексообразующей  отраслью агропромышленного комплекса  является сельское хозяйство. И хотя в валовом внутреннем продукте страны доля сельского хозяйства составляет менее 8%, значимость отрасли велика с учетом её социальной роли. Полностью  обеспечивается продовольственная  безопасность страны. Завозится в  основном только продукция, которая  в силу природно-климатических условий  в стране не производится.

В результате осуществляемого  в системе АПК комплекса мер  по поддержке сельского хозяйства  за последние четыре года возросло производство основных видов продовольственной  продукции. В стране сохраняется  и развивается крупное сельскохозяйственное производство. Принятие Кодекса о  земле создало условия для  рационального использования сельскохозяйственных земель.

В настоящее время более  динамично идет реформирование убыточных  хозяйств, большую поддержку получили фермерские и личные подсобные хозяйства.

На одного жителя Беларуси приходится 0,9 га сельскохозяйственных угодий и 0,6 га пашни. Площади сельхозугодий, находящиеся в государственной  собственности, составляют 7,37 млн. га (80,9% от общей площади), земли сельскохозяйственного  назначения граждан - 1,34 млн. га.

Информация о работе Государственная аграрная политика в Республике Беларусь