Государственная антимонопольная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть и оценить объективность государственной антимонопольной политики в России.
В связи с постановлением вышеуказанной цели, появляются следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание государственной антимонопольной политики;
Рассмотреть историю развития антимонопольной политики в нашей стране;
Рассмотреть законодательные акты, касающиеся антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
Рассмотреть основные проблемы, касающиеся антимонопольной политики в России и найти пути их решения;
Спрогнозировать перспективы развития антимонопольной политики в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственной антимонопольной политики. 5
1.1. Понятие, содержание, виды государственной антимонопольной политики 5
1.2. История развития антимонопольной политики в России 8
1.3. Антимонопольная политика в Российской Федерации в настоящее время 14
Глава 2. Тенденции и пути решения проблем в области антимонопольной политики России 18
2.1. Законодательные акты Российской Федерации, касающиеся антимонопольной политики 18
2.2. Основные проблемы, касающиеся антимонопольной политики в России 19
2.3. Показатели, характеризующие антимонопольную политику в нашей стране 21
2.4. Пути решения и перспективы развития антимонопольной политики в России 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Kursovaya_GRE.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский  государственный аграрный университет»

 

Факультет экономический

Кафедра экономической  теории и статистики

 

Мельник Анна Николаевна

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

 

Дисциплина  «государственное регулирование экономики»

 

Ведущий преподаватель –  Булгакова Нина Николаевна

 

Курсовая  работа

 

Студент группы 4142 курса 2

Очной формы обучения                                                           А. Н. Мельник

Номер зачетной книжки 114112

 

 

Барнаул 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственной антимонопольной политики. 5

1.1. Понятие, содержание, виды государственной антимонопольной политики 5

1.2. История развития антимонопольной политики в России 8

1.3. Антимонопольная политика в Российской Федерации в настоящее время 14

Глава 2. Тенденции и пути решения проблем в области антимонопольной политики России 18

2.1. Законодательные  акты Российской Федерации, касающиеся  антимонопольной политики 18

2.2. Основные проблемы, касающиеся антимонопольной политики в России 19

2.3. Показатели, характеризующие антимонопольную политику в нашей стране 21

2.4. Пути решения и перспективы развития антимонопольной политики в России 24

Заключение 28

Список  используемой литературы 30

 

Введение

Разрушение рынков монополистами  не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют  стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом  за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать  эффективные технологии, снижать  затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные  цены. В монополизированной экономике  цены слабо реагируют на колебания  потребностей и спроса, а монополии  заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству.

При изучении того или иного  рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации. Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков.

В России с переходом к  рыночным отношениям, когда предприятия  получили реальную экономическую самостоятельность, остро встала проблема демонополизации  экономики. Предприятия, освободившись  от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, получив полное право определять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действовать как классические рыночные монополии. [9]

На основе всего вышесказанного, стоит отметить, что тема курсовой работы остаётся актуальной на сегодняшний  день. Особенно для нашей страны.

Цель курсовой работы: рассмотреть  и оценить объективность государственной  антимонопольной политики в России.

В связи с постановлением вышеуказанной цели, появляются следующие  задачи:

  1. раскрыть понятие и содержание государственной антимонопольной политики;
  2. Рассмотреть историю развития антимонопольной политики в нашей стране;
  3. Рассмотреть законодательные акты, касающиеся антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
  4. Рассмотреть основные проблемы, касающиеся антимонопольной политики в России и найти пути их решения;
  5. Спрогнозировать перспективы развития антимонопольной политики в России.

Объект исследования: антимонопольная  политика в России.

Предмет исследования: законодательные акты и процессы, касающиеся антимонопольной политики в России.

В процессе написания курсовой работы, мною были использованы методы описания, обобщения, дедукции, анализа  и прогнозирования. При этом я  использовала нормативно-правовые акты, учебники и интернет ресурсы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 30 страниц, схемы, таблицы и диаграмм, построенных на основе статистических данных.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты исследования государственной  антимонопольной политики.

1.1. Понятие, содержание, виды государственной антимонопольной политики

Антимонопольная политика –  комплекс государственных мер (соответствующие  законодательство и система налогообложения, денационализация собственности, поощрение  малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации  производства и на развитие конкуренции  среди товаропроизводителей.[10]

 Учитывая свойство  монополий стремиться к приобретению  чрезмерной экономической власти, государства практически всех  стран с рыночным типом экономики  проводят в тех или иных  формах и масштабах вмешательства  в деятельность монополий, сообразуясь  со своими представлениями о  степени общественной опасности   тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в  последние десятилетия всё чаще  выступает не в форме отдельных  разовых мероприятий, а в качестве  одной из постоянных функций  государства. 

 Существуют различные  подходы к характеристикам направлений  данной экономики. Выделяют следующие  пять направлений вмешательства  государства  в деятельность  монополий. Во-первых, их прибыли  сокращаются за счет высоких  налогов. Во-вторых, устанавливается  контроль над ценами (для сдерживания  инфляции и для давления на  цены в высококонцентрированных  отраслях). В-третьих, устанавливается  государственная собственность  на монополии. В-четвертых, осуществляется  государственное регулирование  промышленности, которое позволяет  регулирующим органам наблюдать  за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из  регулируемых отраслей. В-пятых,  государство проводит специальную  антитрестовскую политику.

В разных странах  и  в  различные периоды преобладают  те или иные государственные воздействия  на монополии. Но, как правило,   в наиболее общем плане в странах  с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

1)активизация конкурентных  рыночных структур, противостоящих  монополии, с помощью тех или  иных мер по либерализации  рынков;

2) государственное регулирование  монополий путем контроля над  ценами и уровнем рентабельности;

3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий  с помощью специального антимонополистического  законодательства. Рассмотрим подробнее  каждое из этих направлений.

Либерализация  рынков. Данное направление не связано  с подавлением  монополий непосредственно. Оно  исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная  задача данного направления  сводится к тому, чтобы создать в экономике  обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным  отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную  профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью  активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс  ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям  НТП отдельные естественные монополии  перестают быть таковыми. В последние  годы особенно заметной была данная тенденция  в отрасли связи. Например, если еще  двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой  связи реализация подобных функций  стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости  прибегать к услугам компаний-монополистов.

 Государственное регулирование.  Немаловажным направлением государственного  вмешательства в деятельность  монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления «справедливой» цены или «справедливой нормы прибыли». Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь - государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности. Хотя государственное регулирование объективно необходимо только в отношении естественных монополий, оно нередко применяется и в отраслях, структура рынков которых не исключает конкуренцию.

 Очевидное зло, приносимое  чрезмерной экономической властью  тех или иных монополий, заставляет  страны с рыночным типом экономики  прибегать нередко к прямому  недопущению, подавлению или устранению  монополистических структур с  помощью специального антимонопольного  законодательства.

Основные различия в антимонопольной политике и практике «рыночных» стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает структурных изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия. Что же касается особенностей государственной политики воздействия на монополии в США, то для неё, прежде всего характерна гораздо меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю.

В РФ антимонопольная политика является в основе своей политикой  правового регулирования. Поэтому  на её развитие влияют противоречия, характерные  для формирующегося рыночного законодательства переходной экономики в целом. С  одной стороны, понятно, что частое изменение и даже смена законов, усиливает неопределенность внешней  информационной среды, и тем самым  ухудшает условия предпринимательской  деятельности. С другой стороны —  несовершенство создаваемого нормативного обеспечения рыночных отношений  вместе с отсутствием опыта его  применения в свою очередь требует  постоянного совершенствования как нормативных документов, так и механизмов их реализации и контроля. Сегодня новый фактор — изменение самих рыночных отношений, их становление, институциональная среда. Очевидно, что процесс становления не закончен до сих пор.[11]

1.2. История развития антимонопольной политики в России

Первые монополии появились  в России в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.), но их развитие было своеобразным. Своеобразие  развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных  органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в  его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.

 Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

 Своеобразной монополией  в бывшем СССР была командная  экономика, построенная на всеобъемлющем  директивном планировании, государственном  ценообразовании, централизованном  распределении материальных ресурсов  и по самой своей природе  не допускавшая конкуренции ни  в одной своей части. Внутри  этой экономики существовал монополизм  центральных ведомств, министерств  и предприятий, которые не были  независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их  деятельности устанавливал Госплан,  Госснаб и Госкомцен.

 Поэтому и проблеме  антимонопольного регулирования  не уделялось внимания, так как,  с одной стороны, существовала глобальная государственная монополия и отсутствовал свободный конкурентный рынок, а с другой — монополизму предприятий препятствовал государственный план. Что же касается конкуренции, то ее стремились заменить так называемым социалистическим соревнованием между товаропроизводителями за высокие результаты производства.

Информация о работе Государственная антимонопольная политика в РФ