Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть и оценить объективность государственной антимонопольной политики в России.
В связи с постановлением вышеуказанной цели, появляются следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание государственной антимонопольной политики;
Рассмотреть историю развития антимонопольной политики в нашей стране;
Рассмотреть законодательные акты, касающиеся антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
Рассмотреть основные проблемы, касающиеся антимонопольной политики в России и найти пути их решения;
Спрогнозировать перспективы развития антимонопольной политики в России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственной антимонопольной политики. 5
1.1. Понятие, содержание, виды государственной антимонопольной политики 5
1.2. История развития антимонопольной политики в России 8
1.3. Антимонопольная политика в Российской Федерации в настоящее время 14
Глава 2. Тенденции и пути решения проблем в области антимонопольной политики России 18
2.1. Законодательные акты Российской Федерации, касающиеся антимонопольной политики 18
2.2. Основные проблемы, касающиеся антимонопольной политики в России 19
2.3. Показатели, характеризующие антимонопольную политику в нашей стране 21
2.4. Пути решения и перспективы развития антимонопольной политики в России 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30
5. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
Последовательное проведение государством антимонопольной политики — важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет существенное значение для развития России. [6]
Начиная с первых лет осуществления рыночных преобразований, в России принимались и совершенствовались законодательные акты в целях проведения государственной антимонопольной политики. Наиболее важное значение имеют следующие законы:
- Конституция Российской Федерации закрепляет конкуренцию в качестве важнейшего принципа конституционного строя (п.1 ст.8) и в качестве гарантии свободы экономической деятельности устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п.2 ст.34).
- Федеральный закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»
- ФЗ от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях» (в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 16-ФЗ,от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
- Особое значение имеет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической
2) недопущения, ограничения,
устранения конкуренции
Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Несмотря на уже существующую законодательную базу, в России остаётся ряд проблем, касающихся антимонопольной политики государства:
Действующая ныне система антимонопольного регулирования экономики России находится в кризисном состоянии, так как формирование происходит без учета особенностей экономического развития страны. Современная система антимонопольного регулирования в России, особенно в части используемых в ней методов, является прямым заимствованием инструментов из систем регулирования, применявшихся в США еще в середине XX в. и на практике показавшее свою неэффективность. Это относится прежде всего к методам демонополизации экономики, принудительного разделения монополистов, преувеличения роли и значения методов поддержки малого и среднего предпринимательства в современной России и др.
Одним из основных препятствий в достижении антимонопольного эффекта в настоящее время в России является кризисное состояние ее экономики, макроэкономическая несбалансированность во всех сферах. На макроуровне антимонопольная политика в России должна вырабатываться в общей системе экономических и социальных преобразований: налоговых, экспортно-импортных, денежно-кредитных, инвестиционных, представляющих современные прямые методы экономического регулирования в сочетании с косвенными методами антимонопольного регулирования, составляющими комплекс правил сосуществования участников рыночной системы, а также экономических санкций за их нарушение.
В целом прямые и косвенные методы должны быть направлены против необоснованного ограничения конкуренции и злоупотреблений рыночной властью и ориентированы на создание условий и мер по предотвращению монопольных проявлений.
Антимонопольное законодательство должно быть достаточно гибким, чтобы не подавлять деловой активности конкурирующих субъектов. В переходной экономике антимонопольное регулирование должно осуществляться через проведение государством институционально-правовой деятельности. Пока институциональная система в России представляет сегодня противоречивый набор институтов с недостаточной развитостью рыночных элементов.
Следовательно, роль государства
на современном этапе развития Российской
экономики как регулирующего
органа, призванного поощрять развитие
конкуренции на внутреннем рынке
и одновременно сдерживать монополистические
тенденции хозяйствующих
В настоящее время в России существует государственный орган, призванный контролировать монополии – Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Она приводит некоторые данные, касающиеся антимонопольного регулирования:
Рисунок 2. Динамика возбужденных дел
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. снижение на 11% при 1,4% в 2011 г. к 2010 г.
Рисунок 3. Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства (в процентах к предыдущему году)
• до возбуждения дела;
• в процессе рассмотрения дела;
• исполнено предписаний;
• удовлетворено судом исков антимонопольных органов.
Рисунок 4. Доля устраненных нарушений антимонопольного законодательства из числа выявленных
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
Выявлено нарушений |
10 249 |
9560 |
9839 |
Устранено нарушений |
8590 |
7969 |
8204 |
Таблица 1. Доля устраненных нарушений антимонопольного законодательства из числа выявленных
Данные статистики показывают, что к 2012 году количество антимонопольных дел значительно снизилось во всех отраслях. Однако эти показатели ещё достаточно малы, для предотвращения монопольного рынка в нашей стране.[13]
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
1) прямое разделение монопольных структур;
2) иностранная конкуренция;
3) создание новых предприятий.
Возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур – бывших министерств, а также областных властей – такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.
Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и государственных органов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют – предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть.
Второй путь – иностранная
конкуренция – явился, вероятно,
самым действенным и
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование
столь сильнодействующего средства
должно быть очень осторожно. Импортные
товары, бесспорно, должны присутствовать
на российском рынке, являясь реальной
угрозой для наших
Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что
в сегодняшних условиях в России
находится мало отечественных и
иностранных компаний, готовых вложить
деньги в создание новых предприятий.
Тем не менее, определенные сдвиги в
этом отношении может дать государственная
поддержка наиболее перспективных
инвестиционных проектов. Не случайно,
при всей ужасающей остроте финансовых
проблем в рамках центрального бюджета
в последнее время стали
В долгосрочной перспективе
все три пути снижения степени
монополизации российской экономики,
несомненно, будут использованы. Описанные
огромные трудности продвижения
по ним, однако, заставляют прогнозировать,
что в близком будущем
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».
Центр тяжести государственной
регулирующей деятельности в России
в первые годы реформ был сосредоточен
на регулировании
Максимальный уровень
цен в большинстве случаев
тяготеет к покрытию издержек монополиста
и обеспечению ему минимальной
прибыли, Поскольку при такой
схеме монополисту выгодно
Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.
Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.
Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно.
Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.
Информация о работе Государственная антимонопольная политика в РФ