Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть и оценить объективность государственной антимонопольной политики в России.
В связи с постановлением вышеуказанной цели, появляются следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание государственной антимонопольной политики;
Рассмотреть историю развития антимонопольной политики в нашей стране;
Рассмотреть законодательные акты, касающиеся антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
Рассмотреть основные проблемы, касающиеся антимонопольной политики в России и найти пути их решения;
Спрогнозировать перспективы развития антимонопольной политики в России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственной антимонопольной политики. 5
1.1. Понятие, содержание, виды государственной антимонопольной политики 5
1.2. История развития антимонопольной политики в России 8
1.3. Антимонопольная политика в Российской Федерации в настоящее время 14
Глава 2. Тенденции и пути решения проблем в области антимонопольной политики России 18
2.1. Законодательные акты Российской Федерации, касающиеся антимонопольной политики 18
2.2. Основные проблемы, касающиеся антимонопольной политики в России 19
2.3. Показатели, характеризующие антимонопольную политику в нашей стране 21
2.4. Пути решения и перспективы развития антимонопольной политики в России 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Специфика российских
монополий сказалась и на
Проведение рыночных преобразований
и становление свободного рынка
товаров и услуг в России значительно
активизировали государственную
Уже в 1991 г. был
принят Закон «О конкуренции
и ограничении
Этот закон устанавливает, что:
1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки и т.д.
Законом установлено
понятие «доминирующее
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.
В марте 1997 года Государственный
комитет Российской Федерации
по антимонопольной политике
и поддержке новых
22 сентября 1998 года Указом
Президента Российской
9 марта 2004 г. Министерство
было упразднено, а его полномочия
переданы другим ведомствам. Принадлежавшие
МАП России функции
Федеральная антимонопольная
служба (ФАС России) является уполномоченным
федеральным органом
Федеральная антимонопольная
служба как главный
К основным функциям ФАС относятся:
• подготовка предложений
по совершенствованию
• разработка для
органов власти и управления
рекомендаций по проведению
• осуществление мер
по демонополизации
• контроль крупных
сделок по купле и продаже
акций, которые могут привести
к доминирующему положению
• контроль соблюдения
антимонопольных требований
В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Поэтому демонополизация и качественная деятельность ФАС является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.
После длительных обсуждений 27 июля 2006 года был принят и 26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон N135-ФЗ "О защите конкуренции ".
Созданный на основе старого, новый закон предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, уточнение правовых основ государственной политики в сфере защиты и развития конкуренции, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.
В рамках закона законодатель попытался решить задачи уточнения понятийного аппарата, вопросы совершенствования запретов на осуществление монополистической деятельности и применения правила «разумности», урегулировать вопросы по ограничению на принятие антиконкурентных актов и действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, а так же установить более жесткий контроль соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В законе конкретизированы функции и полномочия антимонопольного органа, предпринята попытка устранения неоправданных административных барьеров при осуществлении государственного контроля экономической концентрации. Кроме этого законом детально регламентирован новый порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом. [12]
Конкуренция может оказаться под угрозой, если власть и рычаги экономического воздействия на рынок будут сконцентрированы в руках небольшого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыночных механизмов, ведут к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов развития и, следовательно, к снижению эффективности этой системы.
Выделим следующие основные цели, достижение которых позволяет идентифицировать эффективность рыночной системы.
Первая цель предполагает как рациональное использование ресурсов для выпуска продукции, так и соответствие количественным и качественным требованиям потребителей.
Вторая цель направлена на прогрессивную и оптимальную деятельность субъектов рынка, относящихся к любой стадии воспроизводственного цикла, которая предусматривает использование преимуществ науки и техники.
Третья цель направлена на справедливое распределение доходов. При этом доходы не должны превышать уровня, необходимого для возмещения затрат.
Четвертая цель предполагает достижение социальной и экономической стабильности в обществе. Эффективность функционирования общества формируется за счет результатов деятельности отдельных отраслей и правительственной политики.
В Российской Федерации, следует выделить два уровня понимания сущности антимонопольной политики.
Так, в узком смысле антимонопольную
политику принято сводить к мероприятиям
антимонопольных органов и
Рисунок 1. Экономические цели политики антимонопольного регулирования
В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Она предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность субъектов рынка. В связи с этим, основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рисунок 1).
Государство обязано выполнять экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности и развития частного сектора.
результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рисунок 1).
Государство обязано выполнять экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности и развития частного сектора.
Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции.
Достижение целей предполагает:
— организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровня;
— обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма посредством создания административных барьеров;
— проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержки предпринимательства;
— обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
— снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
— активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
— упорядочение оказания государственной помощи;
— организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
— пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на защиту конкуренции.
В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения:
1. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.
2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
3. Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка.
4. Разумный подход при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
Информация о работе Государственная антимонопольная политика в РФ