Государственная антимонопольная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть и оценить объективность государственной антимонопольной политики в России.
В связи с постановлением вышеуказанной цели, появляются следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание государственной антимонопольной политики;
Рассмотреть историю развития антимонопольной политики в нашей стране;
Рассмотреть законодательные акты, касающиеся антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
Рассмотреть основные проблемы, касающиеся антимонопольной политики в России и найти пути их решения;
Спрогнозировать перспективы развития антимонопольной политики в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственной антимонопольной политики. 5
1.1. Понятие, содержание, виды государственной антимонопольной политики 5
1.2. История развития антимонопольной политики в России 8
1.3. Антимонопольная политика в Российской Федерации в настоящее время 14
Глава 2. Тенденции и пути решения проблем в области антимонопольной политики России 18
2.1. Законодательные акты Российской Федерации, касающиеся антимонопольной политики 18
2.2. Основные проблемы, касающиеся антимонопольной политики в России 19
2.3. Показатели, характеризующие антимонопольную политику в нашей стране 21
2.4. Пути решения и перспективы развития антимонопольной политики в России 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Kursovaya_GRE.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

 Специфика российских  монополий сказалась и на особенностях  законодательного регулирования  их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились  тогда, когда уже существовали  рыночные отношения, и государство,  чтоб воспрепятствовать удушению  конкуренции, стало вводить ограничивающие  нормы. Капиталистические монополии  возникали «снизу» в результате  конкурентной борьбы, а социалистические  насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях.

Проведение рыночных преобразований и становление свободного рынка  товаров и услуг в России значительно  активизировали государственную антимонопольную  деятельность. В 1990 был образован  Государственный комитет РСФСР  по антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур в  соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах  и государственных комитетах  РСФСР».

 Уже в 1991 г. был  принят Закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках»,  дополненный и измененный в  1995 г.

 Этот закон устанавливает,  что:

1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные  сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки и т.д.

 Законом установлено  понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение  хозяйствующего субъекта или  нескольких хозяйствующих субъектов  на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо  взаимозаменяемых товаров, дающее  ему возможность оказывать решающее  влияние на конкуренцию, затруднять  доступ на рынок другим хозяйствующим  субъектам или иным образом  ограничивать свободу их экономической  деятельности. Доминирующим может  быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

 Законом установлен  государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

 В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.

 В марте 1997 года Государственный  комитет Российской Федерации  по антимонопольной политике  и поддержке новых экономических  структур преобразован в Государственный  антимонопольный комитет Российской  Федерации. 

22 сентября 1998 года Указом  Президента Российской Федерации  были упразднены ряд комитетов  и служб, занятых антимонопольным  регулированием, на их месте образовано  Министерство Российской Федерации  по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  (МАП России).

9 марта 2004 г. Министерство  было упразднено, а его полномочия  переданы другим ведомствам. Принадлежавшие  МАП России функции федерального  антимонопольного органа, контроля  над деятельностью естественных  монополий и над соблюдением  законодательства о рекламе перешли  к вновь образованной Федеральной  антимонопольной службе, являющейся  сегодня главным антимонопольным  органом.

 Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является уполномоченным  федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции  по принятию нормативных правовых  актов, контролю и надзору за  соблюдением законодательства в  сфере конкуренции на товарных  рынках, защиты конкуренции на  рынке финансовых услуг, деятельности  субъектов естественных монополий  и рекламы.

 Федеральная антимонопольная  служба как главный государственный  орган проведения антимонопольной  политики подчинена Председателю  Правительства Российской Федерации.  На государственные антимонопольные  органы возложены функции предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции, осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, регулирования деятельности естественных монополий в России. С целью контроля за монополиями введен государственный реестр организаций-монополистов, обладающих на российских рынках объемом продаж, превышающим 35% их общего количества.

 К основным функциям  ФАС относятся:

 • подготовка предложений  по совершенствованию антимонопольного  законодательства и практики  его применения, других нормативных  актов и проектов законов, связанных  с функционированием рынка;

 • разработка для  органов власти и управления  рекомендаций по проведению мероприятий,  направленных на развитие товарных  рынков и конкуренции; 

 • осуществление мер  по демонополизации производства  и обращения;

 • контроль крупных  сделок по купле и продаже  акций, которые могут привести  к доминирующему положению хозяйствующих  субъектов;

 • контроль соблюдения  антимонопольных требований при  создании, реорганизации и ликвидации  хозяйствующих субъектов.

 В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Поэтому демонополизация и качественная деятельность ФАС является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

 После длительных обсуждений 27 июля 2006 года был принят и  26 октября 2006 года вступил в  силу Федеральный закон N135-ФЗ "О защите конкуренции ".

 Созданный на основе старого, новый закон предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, уточнение правовых основ государственной политики в сфере защиты и развития конкуренции, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.

 В рамках закона законодатель попытался решить задачи уточнения понятийного аппарата, вопросы совершенствования запретов на осуществление монополистической деятельности и применения правила «разумности», урегулировать вопросы по ограничению на принятие антиконкурентных актов и действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, а так же установить более жесткий контроль соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В законе конкретизированы функции и полномочия антимонопольного органа, предпринята попытка устранения неоправданных административных барьеров при осуществлении государственного контроля экономической концентрации. Кроме этого законом детально регламентирован новый порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом. [12]

1.3. Антимонопольная политика в Российской Федерации в настоящее время

Конкуренция может оказаться  под угрозой, если власть и рычаги экономического воздействия на рынок будут сконцентрированы в руках небольшого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыночных механизмов, ведут к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов развития и, следовательно, к снижению эффективности этой системы.

Выделим следующие основные цели, достижение которых позволяет  идентифицировать эффективность рыночной системы.

Первая цель предполагает как рациональное использование  ресурсов для выпуска продукции, так и соответствие количественным и качественным требованиям потребителей.

Вторая цель направлена на прогрессивную и оптимальную  деятельность субъектов рынка, относящихся  к любой стадии воспроизводственного цикла, которая предусматривает использование преимуществ науки и техники.

Третья цель направлена на справедливое распределение доходов. При этом доходы не должны превышать уровня, необходимого для возмещения затрат.

Четвертая цель предполагает достижение социальной и экономической стабильности в обществе. Эффективность функционирования общества формируется за счет результатов деятельности отдельных отраслей и правительственной политики.

В Российской Федерации, следует выделить два уровня понимания сущности антимонопольной политики.

Так, в узком смысле антимонопольную  политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов  по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.


Рисунок 1. Экономические цели политики антимонопольного регулирования

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Она предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность субъектов рынка. В связи с этим, основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рисунок 1).

 

Государство обязано выполнять  экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения  рыночных условий предпринимательской  деятельности и развития частного сектора.

результатов для решения двух задач: повышения  качества жизни и обеспечения  конкурентоспособности российской экономики (рисунок 1).

Государство обязано выполнять экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности и развития частного сектора.

Стратегическая задача государственной  антимонопольной политики по отношению  к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции.

Достижение целей предполагает:

— организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровня;

— обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма посредством создания административных барьеров;

— проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержки предпринимательства;

— обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;

— снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;

— активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

— упорядочение оказания государственной помощи;

— организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;

— пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на защиту конкуренции.

В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения:

1. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.

2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

3. Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка.

4. Разумный подход при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.

Информация о работе Государственная антимонопольная политика в РФ