Государственная и муниципальная формы собственности в экономических системах различных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 06:42, контрольная работа

Описание работы

«Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики»[12]. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно. Существуют разные подходы к определению государственной собственности.

Файлы: 1 файл

экономика гос. сектора.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

Тема

 

Государственная и муниципальная  формы собственности в экономических  системах различных государств

 

 

Введение

 

«Государственная собственность  всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики»[12]. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние  данной формы собственности для  общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной  помощи в снабжении предприятий  современными средствами производства, без организации производства таких  средств производства развитие частной  инициативы и предприимчивости невозможно. Существуют разные подходы к определению  государственной собственности.

Одно из определений гласит: «государственная собственность – это система  отношений по поводу присвоения благ в целях реализации государственных, публичных интересов»[13].В современных  условиях в России падение уровня производства, разрыв межхозяйственных связей и замыкание базовых производств  города на территориальном уровне приводит к тому, что жизнь и деятельность людей в гораздо большей степени, чем раньше, начинает определяться формами и масштабами присвоения благ, находящихся в муниципальной  собственности.

Муниципальной собственности присущи  две особенности, которые служат дополнительным обоснованием актуальности ее исследования. Первая состоит в  том, что муниципальная собственность  служит основой независимости и  самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает управляемость городским  хозяйством и городом в целом. Вторая особенность муниципальной  собственности заключается в  том, что она служит основным инструментом социальной защиты и поддержки населения  территории. Муниципальное жилье, детские  и образовательные учреждения, определенные льготы в оплате коммунальных услуг, целевые выплаты нуждающимся, - все  это позволяет поддерживать определенные социальные стандарты жизни людей, облегчать существование незащищенным слоям населения. В России выполнение этой функции муниципальной собственности в силу затянувшегося социально-экономического кризиса и массового обнищания населения приобретает особую значимость и актуальность.

Несмотря на ту важную роль, которую  играет муниципальная собственность  как на общегосударственном уровне, так и на территориальном, эта  форма собственности еще недостаточно исследована учеными, что выявляет еще одну причину, по которой исследование данной формы собственности становится актуальным.

В данной работе будут рассмотрены  такие вопросы, как роль государственной  и муниципальной собственностей в экономических системах, понятия  собственности в соответствии с  Конституцией РФ и Гражданским кодексом, права государственной и муниципальной  собственностей, аренда, развитие собственности  на протяжении ХХ в., доля государственной  и муниципальной форм собственности  в разных экономических системах, план развития государственного и муниципального секторов экономики и современное  состояние государственного имуниципального  секторов экономики.

государственный муниципальный экономика  собственность

 

Роль собственности  в экономических системах

 

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных  и определенным образом упорядоченных  элементов экономики, образующих экономическую  структуру общества.

Объективно  существующие экономические системы  находят своё отражения в теоретических (научных) экономических системах. В  советской экономической литературе наиболее известными исследователями  экономической системы общества были К. Маркс, Герасимов Н.В., Черняк В.К., Я. Корнаи.

В современный  период экономической науки делается упор на системные представление  об экономике в учебниках «Экономика» («Экономическая теория») под редакцией  Плотницкого, Булатова, Грязновой, Базылева, Лемешевской, Баликоева.

В западной литературе анализ системы проводился институционалистами: Беллом в работе «Приход постиндустриального общества» ,Гэлбрейтом в работах – «Новое индустриальное общество», «Экономическая теория и общественные цели», а также  Ароном, Дракером, Ростоу, Тофлером. Они  придали системе роль особо важного  объекта экономических исследований. Там, где есть экономическая деятельность, всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают  всю систему экономических отношений  и сопровождают человека с момента  его рождения до смерти.

Для более  полного представления о собственности  следует определить то место, которое  принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность (в соответствии с  формационным подходом) это основа, фундамент всей экономической системы. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы  распределения, обмена, потребления.

Во-вторых, от собственности зависит положение  определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического  развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной  движущей силой этого изменения  является развитие производительных сил. Так выделение периодов общинной, частной и общественной собственности  была наиболее тщательно разработана  в трудах основоположников марксизма.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической  системы существует какая-то основная специфическая для нее форма  собственности, это не исключает  существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней  экономической системы, так и  новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и  взаимодействие всех форм собственности  оказывает положительное воздействие  на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности  к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением  всего того, что отмирает, и усилением  того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В  то же время имеют место и революционные  пути смены форм собственности, когда  новые формы насильственно утверждают свое господство.

Характерной чертой марксистской трактовки собственности  и было подчеркивание экономического содержания над ее юридической формой.

Западные  экономисты и юристы чаще видят в  собственности отношения человека к вещи.

Одним из признаков деления экономических  систем на типы является форма собственности. Так между капитализмом и социализмом  часто проводят простое различие: капитализм сравнивают с частной, а  социализм с общественной собственностью.[7.c.88]

Можно сделать  вывод, что собственность является основным звеном экономических отношений, на котором держатся все остальные звенья экономической системы.

 

Особенности государственной и  муниципальной форм собственности

 

В соответствии с п. 2. ст. 8 Конституции РФ и п. 1 ст. 212 Гражданского кодекса РФ в  Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности. В соответствии с п. 2. ст. 212 Гражданского кодекса  РФ имущество может находиться в  собственности граждан и юридических  лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований. Все вышеперечисленные  субъекты права собственности могут  выступать как в качестве единоличных  субъектов права собственности, так и совместно осуществлять принадлежащие им права собственности.

 

Права государственной собственности

 

В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ, государственной  собственностью в Российской Федерации  является имущество, принадлежащее  на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве  собственности субъектам Российской Федерации.

Речь  идет о двух видах государственной  собственности, существующей в Российской Федерации: федеральной собственности  и собственности субъектов Федерации.

Кроме того, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных  образований, являются государственной  собственностью.

В соответствии с законодательством, можно говорить о двух видах имущества, находящегося в государственной собственности: во-первых, имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно во владение, пользование и распоряжение, т.е. на праве хозяйственного управления и праве оперативного управления (ст.294 Гражданского кодекса РФ) и права оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ);. во-вторых, имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов Федерации.

Государственная собственность подразделяется на федеральную  собственность, т.е. собственность, принадлежащую  Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации  – республикам, краям, областям, городам  федерального значения, и характеризуется  единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский  оборот: непосредственно или при  посредстве действующих от своего имени  юридических лиц, что чаще все  и бывает.

 

Права муниципальной собственности

 

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса  РФ, имущество, принадлежащее на правах собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, является муниципальной  собственностью. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и  управляют муниципальной собственностью в соответствии со статьей 132 Конституции  Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно. Это  подтверждает, что муниципальная  собственность представляет собой  отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной, т.е. это самостоятельное право  собственности. По своему характеру  и юридической природе право  муниципальной и государственной собственности находятся в одном ряду, их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба эти права обеспечивают общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если круг субъектов государственной собственности очерчен в законе достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых употреблена расплывчатая формулировка – в качестве таковых выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. К числу субъектов права муниципальной собственности отнесены города, рабочие, дачные, курортные поселки, села, деревни и т.д., но не относятся административно-территориальные образования – например, Москва, Санкт-Петербург.

Имущество, являющееся объектом права муниципальной  собственности, подразделяется на две  группы: во-первых, имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и  учреждениями на режиме права хозяйственного ведения (ст. 294 Гражданского кодекса  РФ) и права оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ); во-вторых, имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну (например, муниципальный  бюджет). Имущество первой группы имеет  в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности  населения, связанные с проживанием  на соответствующей территории, а  также финансово и материально  обеспечить деятельность органов местного самоуправления.

Право собственности  является основополагающим правом, оказывающим  влияние непосредственно или  опосредованно по существу на все  другие гражданские права.[14] Наиболее характерными особенностями права  собственности, отличающие его от других гражданских прав состоит в следующем: во-первых, право собственности –  это первоначальное субъективное право, непосредственно вытекающее из закона. Между законом, определяющим правомочия собственника и собственником не существует никаких других субъектов права. Во-вторых, право собственности по своему содержанию представляет собой наиболее полное имущественное право и основано на действии принципа дозволения совершать любые достоинства, не запрещенные законом. В-третьих, право собственности действует в течение всего времени, пока продолжает существовать соответствующее имущество, является его объектом. В-четвертых, право собственности имеет исключительный характер: оно исключает все другие лица от осуществления правомочий, принадлежащих собственнику.

Право владения – это непосредственное фактическое  удержание вещи субъектом собственности. Владение представляет собой фактическое  обладание вещью, либо документально  подтверждающее правомочия обладать объектом собственности. Владение объектом дает право использовать его, передавать объект в распоряжение другим лицам, продавать, дарить, наследовать.

В своей  работе «Философия права» Гегель по поводу владения писал следующее: «Через владение вещь получает предикат «моя». Вступление во владение вещью делает ее материю  моей собственностью, так как материя  для себя не принадлежит себе».[3]

Право пользования  – это право собственника на извлечение и присвоение полезных свойств имущества.

Следует отметить, что владение и пользование  могут соединяться в руках  одного субъекта или быть разделенными между различными субъектами. Другими  словами, владение и пользование  можно рассматривать не только как  элементы триады права собственности. Пользоваться имуществом можно, не будучи ее владельцем, и наоборот, можно  быть владельцем и не пользоваться объектом собственности, передав это  право в соответствии с законодательством  другому субъекту.

Информация о работе Государственная и муниципальная формы собственности в экономических системах различных государств