Государственная и муниципальная формы собственности в экономических системах различных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 06:42, контрольная работа

Описание работы

«Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики»[12]. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно. Существуют разные подходы к определению государственной собственности.

Файлы: 1 файл

экономика гос. сектора.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями  на 1 декабря 2007 года)

 

Глава 20

Статья 178. План развития государственного или  муниципального сектора экономики.

План  развития государственного или муниципального сектора экономики включает:

перечень  и сводный план финансово-хозяйственной  деятельности федеральных казенных предприятий;

перечень  и сводный план финансово-хозяйственной  деятельности государственных или  муниципальных унитарных предприятий;

программу приватизации (продажи) государственного или муниципального имущества и  приобретения имущества в государственную  или муниципальную собственность;

сведения  о предельной штатной численности  государственных или муниципальных  служащих и военнослужащих по главным  распорядителям бюджетных средств.

Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной  деятельности государственных и  муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных  и муниципальных унитарных предприятиях.

В план развития государственного сектора экономики  федерального уровня включается в форме  сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных  услуг бюджетными учреждениями.  
Органы государственной власти, органы местного самоуправления могут определять дополнительные составляющие и дополнительные требования к плану развития государственного или муниципального сектора экономики.

 

Современное состояние государственного и муниципального секторов экономики

 

В результате осуществления экономических реформ и приватизации в экономике Российской Федерации произошли существенные структурные изменения, в результате которых в большинстве отраслей частный сектор занял превалирующие  позиции. Вместе с тем, государственный  и муниципальный сектора продолжают занимать ведущие позиции в отраслях естественных монополий, социальной сфере, оборонно-промышленном комплексе.

О масштабах  этих секторов можно судить по показателям  занятости населения. В 2007 году в  организациях государственной и  муниципальной форм собственности  было занято почти 24 млн. человек, что  составляет 36% от общего числа занятых  в экономике и около четверти всех трудовых ресурсов страны. Численность  занятых в государственном и  муниципальном секторах распределена приблизительно поровну.

Государственный сектор экономики, к хозяйствующим  субъектам которого Правительство  Российской Федерации относит: государственные  унитарные предприятия (в том  числе казенные); государственные  учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в государственной  собственности и хозяйственные  общества, в уставном капитале которых  более 50% акций (долей) находится в  собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики, включал по состоянию  на начало 2007 года 85754 субъектов. Из них  государственные унитарные предприятия  насчитывали 22377 единиц, государственные  учреждения – 57116 единиц, хозяйственные  общества с долей государственной  собственности, превышающей 50% уставного  капитала – 6261. Необходимо отметить, что  хозяйствующие субъекты государственного сектора экономики составляют по данным Единого государственного регистра предприятий и организаций около 55% от числа всех предприятий и  организаций, находящихся в государственной  собственности.

В состав федерального государственного сектора  входило 47615 хозяйствующих субъектов, в том числе: федеральных государственных  унитарных предприятий – 9846, государственных  учреждений – 37081, открытых акционерных  обществ с долей государственной  собственности, превышающей 50% уставного  капитала – 718.

Доля  государственного сектора в общем  объеме произведенной промышленной продукции составляет около 15%, причем имеет в последние годы тенденцию  к незначительному сокращению (в 2006 году – 15%, в 2008 году прогнозируется 14,4%). В ряде отраслей государственный  сектор занимает ведущие позиции: электроэнергетика  – 86-88%, оборонно-промышленный комплекс – 51%. Существенный уровень госсектора сохраняется в микробиологической, медицинской и нефтеперерабатывающей  промышленности – порядка 20%. Менее 5% производства продукции приходится на нефтедобывающую, угольную, химическую и нефтехимическую, лесную и пищевую промышленность. Хозяйствующие субъекты государственного сектора практически отсутствуют в машиностроении и металлообработке.

В общем  объеме выпуска продукции сельского  хозяйства сельскохозяйственными  организациями доля государственного сектора составляет около 9%.

На государственный  сектор в транспортном комплексе  по результатам 2007 года приходилось  около 40% общего объема коммерческих перевозок  грузов, около 90% общего грузооборота и  почти 63% общего объема пассажирооборота транспортных организаций всех форм собственности.

Доля  государственного сектора в объеме платных услуг связи населению  в последние годы составляет порядка 50%.

На потребительском  рынке предприятиями государственного сектора оказывается порядка 17% от общего объема платных услуг, предоставляемых  организациями всех форм собственности.

В социально-культурной сфере имеет место тенденция  увеличения доли государственного сектора  в объеме предоставления платных  услуг. Так в сфере образования  на государственные учреждения приходится 45%, в области здравоохранения  – порядка 21%, в сфере культуры – 17-18%.

Уменьшается удельный вес государственного сектора  в сфере выполнения научных исследований и разработок. В общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки на госсектор приходится две трети  ассигнований. При этом количество научных организаций госсектора за 2007 год должно сократиться на 10% и составить в общей численности  порядка 53%.

Муниципальный сектор экономики. Основными отраслями  муниципальной экономики являются жилищно-коммунальное хозяйство, образование  и здравоохранение – главные  составляющие социальной сферы. Из 240 тысяч  организаций и предприятий муниципальной  формы собственности более 135 тысяч относится к социальной сфере. Численность муниципальных унитарных предприятий достигает 45 тысяч единиц. К муниципальному сектору экономики в транспортном комплексе относятся перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, выполняемые автомобильным транспортом, городским электрическим (трамвай и троллейбус) и метрополитеном. В промышленности и сельском хозяйстве страны доля муниципального сектора экономики не превышает 1%. Приблизительно на таком же уровне находится данный сектор в общем объеме оборота розничной торговли. И только по объему платных услуг населению рассматриваемый сектор занимает достаточно высокие позиции (15%) и имеет тенденции к увеличению своей доли.

Располагаемая статистика не позволяет более точно  оценить отраслевую структуру основных субъектов хозяйствования муниципального сектора экономики, их вклад в  производство товаров и услуг. В  то же время, на их содержание расходуется  практически весь местный бюджет. Удельный вес расходов местных бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство  составляет 20-25%, на образование – 20-25%, на здравоохранение – 15%, на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь 20%, на культуру, искусство  и кинематографию – 3%. На государственное  и местное самоуправление приходится 6,5%, на социальную политику – 6,5-7%.

 

 

Заключение

 

Под экономической  системой понимают сложную, упорядоченную  совокупность всех экономических отношений  и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

Анализируя  глубинные факторы экономического роста в условиях нарастания наукоемких элементов производительных сил, можно  сделать вывод о необходимости  скорейшего формирования в нашей  стране сильного государственно-корпоративного сектора. Включенность государства  в экономику позволяет достоверно говорить о глубоком изменении отношений  собственности в их экономическом  смысле. «Макроэкономический собственник», роль которого исполняет государство, ведет себя как реальный собственник, переливая средства из отрасли в  отрасль, забирая их у юридических  собственников и используя их по своему усмотрению.[4] Те же пути необходимы для развития, роста, эффективного использования  муниципальной собственности.

Оставаясь по сути капиталистической, собственность  обрела в развитых странах форму  макроэкономической, общехозяйственной. Эра частного капитала ушла в прошлое. Ныне мы видим эру капитала ассоциированного государственно-корпоративного, интегративного. Он достиг высшей формы своего развития, а значит – исторически последней, завершающей. Далее на повестке дня  изменение самого содержания собственности, т.е. превращение ее в посткапиталистическую, критерием чего является замена присвоения по капиталу присвоением по труду. Ни один способ присвоения не сходит с  исторической арены, пока не исчерпает  себя до конца. Капиталистический в  передовых странах близок к тому, в слаборазвитых – пока нет.

В европейских  странах преобладает государственная  собственность, в США же более  популярны крупные акционерные  корпорации.

Нельзя  сказать, что та или иная форма  собственности эффективней или  выгодней. У государственной собственности  есть свои недостатки, которые замещаются преимуществами муниципальной собственности, и наоборот, положительные черты  государственной собственности  могут сделать недостатки муниципальной  собственности менее значимыми.

В заключение можно сказать, что эффективная  экономическая реализация собственности  будет происходить только тогда, когда господствующая система собственности  в полной мере учитывает нынешний общественный характер производства.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ.-М.,2005.
  2. Добрынин А.И., Журавлева Т.П. Общая экономическая теория: Учебное пособие.-СПб.:Питер,2002
  3. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. Части первой/под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кобалкина.-М.:Юрайт-издат.2002-880с.
  4. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществ Вопросы философии №12,2000
  5. Корнаи Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма.-М.,2000
  6. Курс экономики: Учебник.-3-е изд., перераб. И доп./Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:ИНФРА-М,2001.
  7. Курс экономической теории/Под ред. М.И. Чепурина, К.И. Киселевой.-Киров:АСА,2000.
  8. Носова С.С. Экономическая теория.-М.:ВЛАДОС, 2001.
  9. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. Учебно-практическое пособие.-М.:Дело,1999-512с.
  10. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес).-М.,2005.
  11. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. Учебник для вузов.-М.,2000.

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Государственная и муниципальная формы собственности в экономических системах различных государств