Государственная и муниципальная формы собственности в экономических системах различных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 06:42, контрольная работа

Описание работы

«Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики»[12]. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно. Существуют разные подходы к определению государственной собственности.

Файлы: 1 файл

экономика гос. сектора.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

Право распоряжения – это право определения юридической  судьбы имущества. Речь идет о праве  субъекта собственности по своему усмотрению включения объекта собственности  в экономический оборот путем  совершения таких распределительных  действий, как купля-продажа, передача в залог, дарение, сдача в наем и др.

Характеризуя  право распоряжения как высшего  способа реализации отношений между  объектом и субъектом собственности, следует отметить, характеристики данного  права в соответствии с гражданским  Кодексом РФ. Во-первых, собственник  вправе осуществлять реализацию принадлежащих  ему прав по своему усмотрению и  круг действий, которые может совершать  собственник по реализации принадлежащих  ему прав, ограниченных только рамками  законодательства.

Во-вторых, действия, совершаемые собственником, не должны противоречить закону и  иным правовым актам. И, в-третьих, совершаемые  собственником действия не должны нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

Говоря  об истории права собственности, следует отметить, что оно было разработано в римском праве, как право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться данным материальным благом. В начале XIX столетия данная норма римского права, равно  как и многие другие, легли в  основу кодекса Наполеона (французского Гражданского кодекса 1804г.), являющегося  методологической базой всего современного гражданского законодательства, таким  образом, правовые нормы, регламентирующие отношения частной собственности, сформулированные еще на заре современной  цивилизации, благополучно работают на человечество и по сей день.

Естественно, с течением времени они подвергались трансформации в смысле большей  детализации, что послужило основанием для их характеристики в качестве «пучка» правомочий. К примеру, английский юрист А. Оноре наиболее полно  предоставил пучок прав собственности, выделив в совокупности отношений собственности 11 составляющих:

1. Право  владения

2. Право  пользования

3. Права  управления, т.е. решения, как и  каким образом, объект собственности  может быть использован.

4. Право  на доход, т.е. на блага, проистекающие  от использования вещи собственником  или от разрешения пользоваться  ею другим лицам.

5. Право  на капитальную ценность вещи, т.е. абсолютное право на определение  дальнейшей судьбы вещи (отчуждение, потребление, уничтожение).

6. Право  на безопасность, т.е. иммунитет  от экспроприации.

7. Право  на завещание и наследование.

8. Бессрочность  обладания благом.

9. Запрещение  вредного использования.

10. Ответственность  в виде взыскания, т.е. возможность  конфискации имущества в целях  взыскания долга.

11. Остаточный  характер, т.е. обязательность возврата  кому-либо правомочия по истечению  срока.

Субъекты  права государственной собственности. В советский период государство было конституировано в нашем законодательстве как единый собственник всего государственного имущества. Из этого был сделан вывод, что государственная собственность составляет единый фонд, что все государственное имущество принадлежит единому и единственному собственнику - Советскому государству.

В связи  с расширением прав регионов и  государственных предприятий в  противовес была выдвинута идея о  многоуровневом характере государственной  собственности.

Субъекты  права муниципальной собственности. Отделение муниципальной собственности от государственной впервые было проведено в российском законе о собственности. В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными – как в Конституции РФ (п.2 ст.8 и п.2 ст.9), так и в ГК (ст. 212, ст. 215).

Совершенно  обоснованно в экономической  литературе государственная собственность  характеризуется как самая сложная  по своей структуре форма собственности, что обусловливается главным  образом уникальной природой субъекта права государственной собственности. В собственности государства  сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств. Сохранение в собственности  государства значительного числа  объектов производственного, социально-культурного  и иного назначения объясняется, главным образом, двумя факторами.

Во-первых, каждое государство в нынешнем непредсказуемом  мире должно думать о своей безопасности, причем не только военной, но также  экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д. Во-вторых, государство выполняет широкий  круг социализаторских функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный  минимум населения и поддержку  власть предержащих со стороны электората, среди которого немало обездоленных. Для всего этого необходимо располагать  соответствующей материально-технической  и финансовой базой.

Обычно  государственную собственность  считают чреватой бюрократизацией  управления. Это мнение, пожалуй, больше распространено среди отечественных  экономистов, слабо знакомых с реалиями частных крупных корпораций, а  поэтому идеализирующих их. Приведем высказывание по этому поводу одного из бывших руководителей крупной  американской корпорации. «Одну из основных... проблем составляла деятельность производственного персонала. Он был  задавлен многослойным аппаратом управления. Управляющий предприятием докладывал управляющему на уровне города, который  докладывал региональному управляющему, который докладывал управляющему всеми производственными предприятиями компании, который докладывал генеральному управляющему. В результате управляющий одного из заводов «Шевроле», расположенного в ближайшей ко мне восточной части Детройта, всего в нескольких милях от моего офиса, оказывался от меня на расстоянии нескольких световых лет, если судить по протяженности каналов управленческой отчетности!»,– писал один из вице-президентов компании «Дженерал моторс».

Причина бюрократизма заключена в крупномасштабном производстве как таковом. Это его  недостаток, заставляющий находить оптимальные  размеры производства, за пределами  которых не произошло бы снижение эффективности. Любое крупное производство имеет сложную структуру, согласно которой выстраивается иерархия звеньев системы управления. Чем  крупнее размеры производства, тем  сложнее оно структурируется, замедленнее  при прочих равных условиях становятся информационные потоки, и тем более  многоступенчатым становится процесс  принятия управленческих решений.

Самым доходным видом использования собственности  с минимальными затратами является сдача собственности в аренду.

Аренда. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором из пользования арендованного имущества в соответствии с договором является его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования («непотребляемые вещи»). Наивысший пик активизации арендных отношений в России приходится на стартовый период приватизационных процессов, когда аренда рассматривалась в качестве одного из существеннейших направлений разгосударствления экономики и последующей приватизации предприятий, находившихся в государственной собственности. Эти отношения аренды формировались в ту пору фактически на внеэкономической, внерыночной основе, в отсутствие реального арендодателя-собственника, без оценки рыночной стоимости объекта аренды. Однако это не дает оснований считать, что вопрос аренды государственной собственности возникает в основном на первоначальном этапе предпринимательской деятельности и отходит на второй план на этапе ее становления, поскольку при этом возникают хозяйственные отношения, в том числе и арендные, связанные с иной деятельностью: инновационной, в сфере интеллектуальной собственности, ноу-хау, лизинга и др., но это уже вопрос не аренды как формы договоренных отношений, а научно-технической политики, в том числе государственной. Здесь в должной мере не учитывается тот факт, что в контексте рыночной экономики вопрос относительно аренды государственной собственности, как правило, возникает в мировой практике не в связи с приватизацией, а, наоборот, в связи с необходимостью эффективного управления государственной собственностью, формой которого аренда, по сути дела, и является.

Спектр  объектов государственной собственности  продолжает оставаться достаточно широким  и многообразным и, следовательно, предполагающим самые разные формы  и методы управления этими объектами  со стороны собственника. Одной из важнейших форм и продолжает оставаться аренда, к примеру, далеко не в последнюю  очередь это относится к земельным  ресурсам, находящимся в государственной  и муниципальной собственности. Представляется, что даже при последовательной реализации пункта 2 статьи 9 Конституции  Российской Федерации, в соответствии с которым «земля и другие природные  ресурсы могут находится в  частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности», поземельные  отношения, связанные с использованием в предпринимательских и иных хозяйственных целях государственных  и муниципальных ресурсов в условиях господства рыночных отношений, будут  в существенной мере носить арендный характер. Об этом свидетельствует, к примеру, землепользование в крупнейшем городе США Нью-Йорке, где 97% городской земли принадлежит местным властям. По всей вероятности, и отечественные муниципальные власти постараются оставить для себя этот надежный и существенный канал бюджетных поступлений, а потому и взаимодействие властных и предпринимательских структур в данной области будет сохраняться и развиваться.

Исторически в западных странах государственный  сектор возникал в заведомо неприбыльных отраслях. В жизненно важных для  экономики случаях государство  было вынуждено национализировать  убыточные отрасли либо направлять инвестиции на строительство заведомо убыточных предприятий. Таким путем  происходили национализация и государственное  строительство в сферах добывающей промышленности, энергетики, транспорта, связи и других отраслях, не говоря уже об образовании, инвестициях  в фундаментальную науку, оборону, где прибыль в качестве критерия эффективности вообще неприменима.

В доперестроечный  период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое  бремя, с которым само не могло  справиться. В руках государства  было сосредоточено около 90% основных производственных фондов страны. Государственная  собственность оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой  к достижениям научно-технической  революции. В середине 90-х годов  полным ходом прошел процесс приватизации, т.е. передачи государственной и  муниципальной собственности в  частную собственность юридических  и физических лиц. По замыслам проводников  политики приватизации в результате должно было произойти воссоединение  средств производства с работниками  производства, а собственность обрести  подлинное содержание, основанное на строгом различении моего и твоего.

В результате приватизации выявились свои плюсы  и минусы. Акционирование предприятий, на которое возлагались такие  надежды, далеко не во всех случаях  привело к превращению трудовых коллективов в подлинных хозяев производства и притоку инвестиций.

В США  государственный сектор невелик (около 12%), базисом экономики являются крупные  акционерные корпорации. В европейских  странах соотношения иные. Так, в  Швеции доля государственного сектора  в экономике составляет 1/3. В странах  с развитой рыночной экономикой удельный вес государственной собственности  в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок. Это  относится к таким отраслям, как  транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и ряду других. В развитых странах широкое  распространение получила специфическая  форма государственной собственности  на запатентованную информацию, получаемую в государственных лабораториях. Собственность на патент может оставаться у государства или у компании, запатентовавшей изобретение. Но в  обоих случаях национальная компания может получить бесплатную лицензию на применение этого патента. Тем  самым государство активно регулирует использование изобретений в  экономике, ограничивает их монополизацию.

Не случайно, поэтому в экономической литературе высказывается точка зрения, в  соответствии с которой понятием «государственная собственность» охватывается предельно широкий круг отношений: от непосредственной реализации прав владения, пользования и распоряжения государственным имуществом до отношений  внутри государственного аппарата, возникающих  в связи с реализацией права  государственной собственности. На долю государственной собственности  во многих развитых странах приходится 20-25% национального достояния. На предприятиях, принадлежащих государству, в настоящее  время производится от 1/5 до 1 /3 валового национального продукта. Государство  обеспечивает деятельность почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Ему принадлежит ведущая  роль в разработке программ развития атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, создании ЭВМ, освоении космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40% вместо -10% в начале XX в.

 

План развития государственного и  муниципального секторов экономики. Разработан Бюджетным Кодексом РФ

 

Бюджетный кодекс — это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной  системы Российской Федерации, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных  отношений, устанавливающий общие  принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение  субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности  за нарушение бюджетного законодательства.

Информация о работе Государственная и муниципальная формы собственности в экономических системах различных государств