Государственная и общественная защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является разностороннее изучение в рамках гражданского права таких важных вопросов юридической науки и практики, как своеобразие, отличительные черты способов защиты прав потребителей.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
- обозначить понятие и историю возникновения потребительского права;
- оценить правовое регулирование отношений по защите прав потребителе;
- осмыслить развитие потребительского законодательства в РФ;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Глава 1. Правонарушения в сфере защиты прав потребителей: гражданско-правовой аспект ………………………………………………..…………....7 стр.
1.1. Понятие и история возникновения потребительского права.………...7 стр.
1.2. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей...9 стр.
1.3. Развитие потребительского законодательства в РФ .………………..15 стр.
Глава 2. Государственная и общественная защита прав потребителей....20 стр.
2.1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей……….………..20 стр.
2.2. Судебная защита прав потребителей ……………..……………......24 стр.
2.3. Права общественных объединений потребителей………………....27 стр.
Заключение…………………………………………………………………31 стр.

Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы…………………………..............................................................34 стр.

Файлы: 1 файл

способы защиты прав потребителей.docx

— 66.83 Кб (Скачать файл)

Впервые в  законодательстве РФ были закреплены признанные международным сообществом  права потребителя и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты в случае причинения вреда жизни, здоровью или  имуществу граждан, установив 10-тилетний период ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений (п.3 ст.14 Закона). Одной из гарантий реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в Законе альтернативной подсудности по выбору истца и освобождение потребителя от уплаты пошлины при предъявлении иска (п. 2 ст. 17 Закона).

Основные  понятия, содержащиеся в преамбуле  Закона, претерпели существенные изменения. Например, ранее потребителем признавалось лицо, приобретающее товар без  намерения извлечь в дальнейшем прибыль. Теперь потребитель – тот, кто приобретает товары исключительно  для личных, семейных и иных бытовых  нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Претерпело изменение и понятие  «существенный недостаток», которое  было приведено в соответствие с  п. 2 ст. 475 ГК РФ. При этом исключен такой  признак существенного недостатка, как несоразмерные доходы на его  устранение. Это сужение требований, по которым Законом недостаток признается существенным, является своего рода поблажкой  для производителей и продавцов.

Новая редакция п. 5 ст. 18 Закона не требует теперь у  потребителя кассового или товарного  чека при предъявлении претензий  к качеству товаров. Это положение  соответствует общим правилам гражданского законодательства. Согласно ст. 159 ГК РФ договор розничной купли-продажи  заключается в устной форме, а  чек или иной документ не является его письменной формой. То есть потребитель  при отсутствии у него чека или  аналогичного документа вправе доказывать факт заключения договора с помощью  свидетельских показаний (ст. 493 ГК РФ).

Закон увеличил до двух лет сроки предъявления требований в отношении недостатков товара, на который гарантия не установлена (ст. 19). Прежде в этих ситуациях потребитель  был вправе предъявить претензии  в течение 6 месяцев со дня продажи  товара с недостатками.

В новой редакции Закона устранены противоречия с  положениями ГК РФ в части определения  цены товара при расчетах с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Например, в старой редакции п. 2 ст. 24 Закона в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применялась его цена на день предъявления требования потребителя, а в случае понижения – на день покупки товара потребителем, (что противоречило п. 2 ст. 504 ГК РФ). В новой редакции цена товара ненадлежащего качества определяется на день его замены.

Наряду с  индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность  их коллективной защиты, предоставив  государственным органам право  пресекать нарушение потребительского законодательства и налагать штрафные санкции на нарушителя (ст. 40, 43 Закона).

Еще одна новелла  Закона – возможность предъявления исков в интересах неопределенного  круга лиц (ст. 46). В данной статье определен круг лиц, уполномоченных предъявлять в суд иски в интересах неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий продавцов (изготовителей, исполнителей) на основании договоров с ними, и прекращении этих действий. В этот круг лиц включены федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров, и их территориальные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей.

Одно из существенных положений Закона – запрещение снижать  гарантии защиты прав потребителей по сравнению с установленными в  Законе при принятии других нормативных  актов. Не менее важна норма, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему перепоручать принятие таких актов министерствам и ведомствам.8

Существенной  гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких  прав за общественными объединениями  потребителей, что позволило им реально  участвовать в формировании потребительской  политики в государстве (ст. 45).

Основные  понятия, определенные в Законе и  используемые в данной курсовой работе:

потребитель – гражданин, имеющий намерение  заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно  для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Изменение в данное понятие было внесено Федеральным законом  от 17 декабря 1999 г. Прежняя редакция, предусматривавшая в качестве определяющего  критерия отсутствие прибыли от использования  товара, необоснованно исключала  из сферы действия Закона ряд товаров, приносивших потребителю прибыль, хотя они приобретались и использовались для личных нужд.

-изготовитель  – организация независимо от  ее формы собственности, а также  индивидуальный предприниматель,  производящие товары для реализации  потребителям.

-исполнитель  - организация независимо от ее  формы собственности, а также  индивидуальный предприниматель,  выполняющие работы или оказывающие  услуги потребителям по возмездному  договору.

-продавец - организация независимо от ее  формы собственности, а также  индивидуальный предприниматель,  реализующие товары потребителям  по договору купли-продажи.

-стандарт - государственный стандарт, санитарные  нормы и правила, строительные  нормы и правила и другие  документы, которые в соответствии  с законом устанавливают обязательные  требования к качеству товаров  (работ, услуг).

-недостаток  товара (работы, услуги) – несоответствие  товара (работы, услуги) обязательным  требованиям, предусмотренным Законом  либо в установленном им порядке;  условиям договора; целям, для  которых товар (работа, услуга) такого  рода обычно используется; целям,  о которых продавец (исполнитель)  был поставлен в известность  потребителем при заключении  договора; образцу и (или) описанию  при продаже товаров по образцу  и(или) описанию. Изменение в данное понятие было внесено Федеральным законом от 17 декабря 1999 г.

-существенный  недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который является  неустранимым (т.е. не может быть  устранен по техническим или  иным объективным причинам); который  не может быть устранен без  несоразмерных затрат времени;  который выявляется неоднократно; который проявляется вновь после  его устранения; другие подобные  недостатки. Недостаток становится существенным тогда, когда он не может быть устранен по тем или иным причинам, указанным в Законе. Изменение в данное понятие было внесено Федеральным законом от 17 декабря 2007 г. 9

-безопасность  товара (работы, услуги) - безопасность  товара (работы, услуги) для жизни,  здоровья, имущества потребителя  и окружающей среды при обычных  условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а  также безопасность процесса  выполнения работы (оказания услуги).

 

 

 

1.3 Развитие  потребительского законодательства  в РФ

 

Правовое  регулирование отношений по удовлетворению материальных и культурных потребностей в СССР всегда осуществлялось актами гражданского законодательства, которые  являлись базой для регламентации  права граждан-покупателей, заказчиков, услугополучателей. Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Так, согласно п. п. 1, 3 и 4 ст. 77 «Основ гражданского законодательства» (1991 г.) покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного уменьшения покупной цены. Покупатель мог также вместо требований, указанных в п. 1 этой статьи Основ расторгнуть договор и, возвратив вещь ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него возврата уплаченной за нее суммы, а если удовлетворение этих требований не покрывало его убытков, он был вправе требовать их возмещения. Важной гарантией защиты прав потребителей являлось предусмотренное ст. 294 и 367 ГК РФ правило о недействительности условий договоров бытового проката и бытового заказа, ограничивающих права граждан по сравнению с условиями, предусмотренными типовыми договорами и т.д.

Вместе с  тем наряду с безусловно положительными моментами, гражданское законодательство специально не было рассчитано на регулирование вопросов, связанных исключительно с охраной прав граждан. Являясь общей правовой базой для специальных норм, направленных на охрану прав граждан, акты кодифицированного гражданского законодательства призваны придать общий характер основным формулировкам договоров, данных в разделе «Обязательственное право» с тем, чтобы они были рассчитаны не только на отношения с потребителями. Вот почему в этих актах отсутствовала специфика взаимоотношений потребителей с предприятиями, вступающими с ними в договорные отношения. Такое положение прямо или косвенно способствовало созданию условий для навязывания потребителям не пользующихся спросом товаров, принудительного ассортимента услуг и т.д.10

Данная в  кодифицированном гражданском законодательстве до принятия нового ГК классификация  гражданско-правовых договоров не охватывала всю фактически существующую систему  договоров. Такое положение существовало в Основах 1961 г., таким же оно осталось и в Основах гражданского законодательства 1991 г. Так, ни Основы гражданского законодательства, ни ГК РСФСР вообще не регулировали многочисленные договоры в области  культурного, спортивно-оздоровительного обслуживания граждан. В сфере же бытового обслуживания кодифицированное гражданское законодательство предусматривало  только возможность утверждения  Правительством типовых договоров, регулирующих отношения с участием граждан (бытового проката, бытового заказа), и содержало специальные правила  о хранении организациями вещей, принадлежащих гражданам. Такое  положение требовало выделения  целого ряда других договорных видов  с самостоятельной правовой регламентацией.

В актах кодифицированного  гражданского законодательства отсутствовала  специальная система гарантий охраны прав граждан в договорах, направленных на обслуживание их потребностей. Между  тем необходимость создания такой  системы диктовалась с конца 80-х  начала 90-х годов прежде всего, переходом изготовителей товаров народного потребления, сферы торговли и обслуживания населения к рыночным отношениям. В условиях свободы предпринимательской деятельности, когда прибыль стала важнейшим показателем эффективности их хозяйствования изготовители товаров, исполнители, услугодатели, используя свое положение на потребительском рынке, стали диктовать потребителям невыгодные для них условия, нарушать права и интересы потребителей.

Таким образом, классическое гражданское законодательство никогда не было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная  необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, обеспечивающего  приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.11

Одной из особых черт законодательства, регулировавшего  отношения с участием граждан-потребителей, являлась множественность нормативных  актов, вытекающая, прежде всего, из неполноты  охвата складывающихся в сфере обслуживания отношений законодательными актами. Это неизбежно влекло заполнение имевшихся пробелов подзаконными (в  основном ведомственными) нормативными актами. При обильном ведомственном  нормотворчестве складывалась возможность  издания актов, не опиравшихся на соответствующие нормы закона.

Однако не только неполнота сама по себе, но в  отдельных случаях и прямая передача Правительством важнейших вопросов правового регулирования этих отношений  в ведении отраслевых органов  управления, усугубляла положение потребителей. До самого последнего времени в некоторых  случаях ведомственные нормативные  акты, затрагивавшие права потребителей, принимались с явным нарушением закона. Например, Типовые правила  обмена промышленных товаров, купленных в розничной сети государственной и кооперативной торговли были приняты Министерством торговли СССР в 1974 г., хотя действовавшие в то время Основы гражданского законодательства 1961 г. (ст. 41) предусматривали определение порядка осуществления прав потребителя в этом случае только законодательством республик.

Действовавшее до принятия Закона о защите прав потребителей законодательство не в полной мере соответствовало и международному уровню защиты их прав: во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей, либо не были решены на законодательном  уровне, либо, если и решались на этом уровне, то традиционно отраслевым законодательством без учета  приоритета охраны их прав; во-вторых, не все международно-признанные права потребителей были надлежащим образом защищены (право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества). Но и те права, которые получили достаточно полное регулирование, не имели надежного механизма реализации; в-третьих, не в полной мере соответствовало международному уровню регулирование ответственности производителей, предприятий торговли и обслуживания перед потребителями в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; в-четвертых, недостаточно были урегулированы вопросы, касающиеся организации и деятельности организованного потребительского движения, в том числе общественных формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной охраны интересов граждан. Отсутствовали и специальные государственные органы по защите прав потребителей.12

Первой серьезной  попыткой комплексного решения вопросов правового регулирования в области  охраны прав потребителей явилась разработка в 1988 г. проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого проекта  была посвящена проблемам обеспечения  качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Недостатками проекта явилось то, что, во-первых, он не делал различия между потребителем-гражданином и потребителем-юридическим лицом; во-вторых, все его нормы так или иначе были связаны с качеством товаров и основные права потребителей формулировались относительно обеспечения права на качество. Тем не менее само появление этого законопроекта было первым шагом в создании потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия норм, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей.

Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей