Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа
Целью данного исследования является разностороннее изучение в рамках гражданского права таких важных вопросов юридической науки и практики, как своеобразие, отличительные черты способов защиты прав потребителей.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
- обозначить понятие и историю возникновения потребительского права;
- оценить правовое регулирование отношений по защите прав потребителе;
- осмыслить развитие потребительского законодательства в РФ;
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Правонарушения в сфере защиты прав потребителей: гражданско-правовой аспект ………………………………………………..…………....7 стр.
1.1. Понятие и история возникновения потребительского права.………...7 стр.
1.2. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей...9 стр.
1.3. Развитие потребительского законодательства в РФ .………………..15 стр.
Глава 2. Государственная и общественная защита прав потребителей....20 стр.
2.1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей……….………..20 стр.
2.2. Судебная защита прав потребителей ……………..……………......24 стр.
2.3. Права общественных объединений потребителей………………....27 стр.
Заключение…………………………………………………………………31 стр.
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы…………………………..............................................................34 стр.
Впервые в законодательстве РФ были закреплены признанные международным сообществом права потребителя и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив 10-тилетний период ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений (п.3 ст.14 Закона). Одной из гарантий реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в Законе альтернативной подсудности по выбору истца и освобождение потребителя от уплаты пошлины при предъявлении иска (п. 2 ст. 17 Закона).
Основные
понятия, содержащиеся в преамбуле
Закона, претерпели существенные изменения.
Например, ранее потребителем признавалось
лицо, приобретающее товар без
намерения извлечь в дальнейшем
прибыль. Теперь потребитель – тот,
кто приобретает товары исключительно
для личных, семейных и иных бытовых
нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской
Новая редакция
п. 5 ст. 18 Закона не требует теперь у
потребителя кассового или
Закон увеличил
до двух лет сроки предъявления требований
в отношении недостатков
В новой редакции Закона устранены противоречия с положениями ГК РФ в части определения цены товара при расчетах с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Например, в старой редакции п. 2 ст. 24 Закона в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применялась его цена на день предъявления требования потребителя, а в случае понижения – на день покупки товара потребителем, (что противоречило п. 2 ст. 504 ГК РФ). В новой редакции цена товара ненадлежащего качества определяется на день его замены.
Наряду с
индивидуальной защитой прав потребителей
Закон предусмотрел и возможность
их коллективной защиты, предоставив
государственным органам право
пресекать нарушение
Еще одна новелла
Закона – возможность предъявления
исков в интересах
Одно из существенных положений Закона – запрещение снижать гарантии защиты прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов. Не менее важна норма, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему перепоручать принятие таких актов министерствам и ведомствам.8
Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволило им реально участвовать в формировании потребительской политики в государстве (ст. 45).
Основные понятия, определенные в Законе и используемые в данной курсовой работе:
потребитель
– гражданин, имеющий намерение
заказать или приобрести либо заказывающий,
приобретающий или использующий
товары (работы, услуги) исключительно
для личных либо семейных, домашних
и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской
-изготовитель
– организация независимо от
ее формы собственности, а
-исполнитель
- организация независимо от ее
формы собственности, а также
индивидуальный
-продавец -
организация независимо от ее
формы собственности, а также
индивидуальный
-стандарт -
государственный стандарт, санитарные
нормы и правила, строительные
нормы и правила и другие
документы, которые в
-недостаток
товара (работы, услуги) – несоответствие
товара (работы, услуги) обязательным
требованиям, предусмотренным
-существенный
недостаток товара (работы, услуги)
– недостаток, который является
неустранимым (т.е. не может быть
устранен по техническим или
иным объективным причинам); который
не может быть устранен без
несоразмерных затрат времени;
который выявляется
-безопасность
товара (работы, услуги) - безопасность
товара (работы, услуги) для жизни,
здоровья, имущества потребителя
и окружающей среды при
1.3 Развитие
потребительского
Правовое регулирование отношений по удовлетворению материальных и культурных потребностей в СССР всегда осуществлялось актами гражданского законодательства, которые являлись базой для регламентации права граждан-покупателей, заказчиков, услугополучателей. Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Так, согласно п. п. 1, 3 и 4 ст. 77 «Основ гражданского законодательства» (1991 г.) покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного уменьшения покупной цены. Покупатель мог также вместо требований, указанных в п. 1 этой статьи Основ расторгнуть договор и, возвратив вещь ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него возврата уплаченной за нее суммы, а если удовлетворение этих требований не покрывало его убытков, он был вправе требовать их возмещения. Важной гарантией защиты прав потребителей являлось предусмотренное ст. 294 и 367 ГК РФ правило о недействительности условий договоров бытового проката и бытового заказа, ограничивающих права граждан по сравнению с условиями, предусмотренными типовыми договорами и т.д.
Вместе с тем наряду с безусловно положительными моментами, гражданское законодательство специально не было рассчитано на регулирование вопросов, связанных исключительно с охраной прав граждан. Являясь общей правовой базой для специальных норм, направленных на охрану прав граждан, акты кодифицированного гражданского законодательства призваны придать общий характер основным формулировкам договоров, данных в разделе «Обязательственное право» с тем, чтобы они были рассчитаны не только на отношения с потребителями. Вот почему в этих актах отсутствовала специфика взаимоотношений потребителей с предприятиями, вступающими с ними в договорные отношения. Такое положение прямо или косвенно способствовало созданию условий для навязывания потребителям не пользующихся спросом товаров, принудительного ассортимента услуг и т.д.10
Данная в
кодифицированном гражданском законодательстве
до принятия нового ГК классификация
гражданско-правовых договоров не охватывала
всю фактически существующую систему
договоров. Такое положение существовало
в Основах 1961 г., таким же оно осталось
и в Основах гражданского законодательства
1991 г. Так, ни Основы гражданского законодательства,
ни ГК РСФСР вообще не регулировали
многочисленные договоры в области
культурного, спортивно-оздоровительного
обслуживания граждан. В сфере же
бытового обслуживания кодифицированное
гражданское законодательство предусматривало
только возможность утверждения
Правительством типовых договоров,
регулирующих отношения с участием
граждан (бытового проката, бытового заказа),
и содержало специальные
В актах кодифицированного гражданского законодательства отсутствовала специальная система гарантий охраны прав граждан в договорах, направленных на обслуживание их потребностей. Между тем необходимость создания такой системы диктовалась с конца 80-х начала 90-х годов прежде всего, переходом изготовителей товаров народного потребления, сферы торговли и обслуживания населения к рыночным отношениям. В условиях свободы предпринимательской деятельности, когда прибыль стала важнейшим показателем эффективности их хозяйствования изготовители товаров, исполнители, услугодатели, используя свое положение на потребительском рынке, стали диктовать потребителям невыгодные для них условия, нарушать права и интересы потребителей.
Таким образом,
классическое гражданское законодательство
никогда не было специально рассчитано
на регулирование защиты прав потребителей.
В этих условиях появилась настоятельная
необходимость в создании и развитии
специального законодательства о защите
прав потребителей, обеспечивающего
приоритет интересов
Одной из особых черт законодательства, регулировавшего отношения с участием граждан-потребителей, являлась множественность нормативных актов, вытекающая, прежде всего, из неполноты охвата складывающихся в сфере обслуживания отношений законодательными актами. Это неизбежно влекло заполнение имевшихся пробелов подзаконными (в основном ведомственными) нормативными актами. При обильном ведомственном нормотворчестве складывалась возможность издания актов, не опиравшихся на соответствующие нормы закона.
Однако не
только неполнота сама по себе, но в
отдельных случаях и прямая передача
Правительством важнейших вопросов
правового регулирования этих отношений
в ведении отраслевых органов
управления, усугубляла положение потребителей.
До самого последнего времени в некоторых
случаях ведомственные
Действовавшее
до принятия Закона о защите прав потребителей
законодательство не в полной мере
соответствовало и
Первой серьезной
попыткой комплексного решения вопросов
правового регулирования в
Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей