Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа
Целью данного исследования является разностороннее изучение в рамках гражданского права таких важных вопросов юридической науки и практики, как своеобразие, отличительные черты способов защиты прав потребителей.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
- обозначить понятие и историю возникновения потребительского права;
- оценить правовое регулирование отношений по защите прав потребителе;
- осмыслить развитие потребительского законодательства в РФ;
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Правонарушения в сфере защиты прав потребителей: гражданско-правовой аспект ………………………………………………..…………....7 стр.
1.1. Понятие и история возникновения потребительского права.………...7 стр.
1.2. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей...9 стр.
1.3. Развитие потребительского законодательства в РФ .………………..15 стр.
Глава 2. Государственная и общественная защита прав потребителей....20 стр.
2.1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей……….………..20 стр.
2.2. Судебная защита прав потребителей ……………..……………......24 стр.
2.3. Права общественных объединений потребителей………………....27 стр.
Заключение…………………………………………………………………31 стр.
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы…………………………..............................................................34 стр.
Кроме того, Закон наделил общественные объединения потребителей широким кругом прав. Объединения вправе:
Данные права могут осуществляться объединениями, если они отражены в уставе организации. Рассмотрим некоторые из них.21
Закон предоставляет потребительским организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров. Для реализации этого права общественные объединения потребителей могут учреждать собственные испытательные лаборатории, заключать договора с действующими лабораториями. Одно из достоинств потребительских испытаний – их независимость. В информации о своем продукте продавец старается предоставлять лишь те сведения, которые будут способствовать росту спроса. Задача же потребительских организаций – сравнить рекламируемый товар с аналогичным по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора. Результаты испытаний обычно публикуются в средствах массовой информации. Иногда в процессе испытаний обнаруживается, что товар не соответствует требованиям безопасности. В этом случае потребительская организация вправе обратиться в органы государственного контроля, чтобы пресечь попадание опасного товара на потребительский рынок, либо предъявить иск к производителю товара с требованием о прекращении выпуска такой продукции.
Еще одно право
потребительских организаций –
проверять соблюдение прав потребителей
и правил бытового и иных видов
обслуживания, участвовать по поручению
потребителей в проведении экспертиз
по фактам нарушения их прав. Потребительские
организации вправе самостоятельно
или вместе с уполномоченными
органами проводить проверки соблюдения
прав потребителей и требований законодательства
при продаже товаров и оказании
услуг. Проводить проверки могут
только уполномоченные представители
общественного объединения. Они
должны составить акт проверки, указав
в нем все обнаруженные нарушения.
Если по результатам проверки составлен
протокол об административном правонарушении,
то общественное объединение обязано
передать его в органы местной
власти, а при серьезных
Организации потребителей вправе предъявлять в интересах потребителей иски в суд. При этом они освобождаются от уплаты госпошлины. В случае удовлетворения иска, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественному объединению судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.
Заключение
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в законодательной базе РФ по гражданско-правовой защите прав потребителей нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан.
Важной гарантией охраны прав потребителей явилось положение закона, в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными этим Законом.
Закон о защите прав потребителей закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены: право на надлежащее качество; право на безопасность; право на информацию; право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей. Кроме того, Закон о защите прав потребителей установил и ряд дополнительных гарантий охраны их прав. К ним, прежде всего, следует отнести: право на получение льгот в сфере, торгового и других видов обслуживания ; право на. Обмен товара надлежащего качества; признание недействительными условий договора, ущемляющих права. потребителей . В Законе о защите прав потребителей основной упор сделан на определение имущественной: ответственности за нарушение прав потребителей и в ocoбенности на возмещение убытков как наиболее полно отвечающее рыночным отношениям. При этом положения Закона опираются на основополагающие принципы гражданского права. На ряду с мерами договорной ответственности Закон содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.
В Законе о защите прав потребителей наряду с индивидуальной предусмотрена и коллективная защита прав и интересов потребителей. При этом основной упор сделан на государственную защиту их прав. Наряду с общим судебным порядком разрешения споров между изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями в Законе определены специальные государственные органы по защите прав потребителей, их компетенция, а также санкции, которые они вправе налагать за нарушение прав потребителей.23
Нормы законодательства о защите прав потребителей стали для всех областей сферы обслуживания граждан опорными.
Соотношение
Закона о защите прав потребителей
с Гражданским Кодексом может
быть охарактеризовано следующим образом.
Закон о защите прав потребителей,
содержит их фундаментальные права,
опирается на общие положения
гражданского законодательства, а его
действие немыслимо без использования
таких важнейших гражданско-
Другими словами,
если гражданское законодательство
призвано урегулировать товарно-денежные
отношения независимо от субъектного
состава, то Закон о защите прав потребителей
регламентирует специфику этих отношений
для потребителей на рынке товаров
и услуг. С другой стороны, Закон
о защите прав потребителей тесно
взаимодействует с актами хозяйственного
законодательства установившими требования
к деятельности организаций, производящих
товары и услуги для населения, качеству
потребительских товаров и
Таким образом, с принятием Закона о защите прав потребителя в России начало формироваться законодательство о защите прав потребителей, которое представляют собой специфическое законодательное наслоение над отраслевым законодательством (причем не только над гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление специфических дополнительных прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительных требований, балансирующих их неравное экономическое положение на рынке. Вместе с тем, очевидно, что с принятием Закона о защите прав потребителей, не могли быть разрешены все вопросы, касавшиеся проблем их защиты в конкретных областях.
Можно сказать,
что с принятием Закона «О защите
прав потребителей» в РФ начало формироваться
потребительское
Список использованных нормативно-правовых актов
Специальная литература
Судебная практика
1 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ) // Российская газета. – 1992. - 7 апреля; 2009. - 27 ноября.
2 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9 апреля 1985 г. № 39/248
Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей