Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа
Целью данного исследования является разностороннее изучение в рамках гражданского права таких важных вопросов юридической науки и практики, как своеобразие, отличительные черты способов защиты прав потребителей.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
- обозначить понятие и историю возникновения потребительского права;
- оценить правовое регулирование отношений по защите прав потребителе;
- осмыслить развитие потребительского законодательства в РФ;
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Правонарушения в сфере защиты прав потребителей: гражданско-правовой аспект ………………………………………………..…………....7 стр.
1.1. Понятие и история возникновения потребительского права.………...7 стр.
1.2. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей...9 стр.
1.3. Развитие потребительского законодательства в РФ .………………..15 стр.
Глава 2. Государственная и общественная защита прав потребителей....20 стр.
2.1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей……….………..20 стр.
2.2. Судебная защита прав потребителей ……………..……………......24 стр.
2.3. Права общественных объединений потребителей………………....27 стр.
Заключение…………………………………………………………………31 стр.
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы…………………………..............................................................34 стр.
Начало реализации фундаментальных прав потребителя было положено с принятием Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей», который, однако, так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Этот закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизм реализации его норм, прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей, закреплял право граждан на компенсацию причиненного морального вреда.
7 апреля 1992
г. был введен в действие
Закон Российской Федерации «О
защите прав потребителей».
Ныне действующая
редакция Закона поставила российское
законодательство о защите прав потребителей
на уровень международных
2. Государственная и общественная защита прав потребителей
2.1 Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей
Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП), бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационно-правовой формы.
Для реализации результатов контроля МАП наделено широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на 3 группы:
-полномочия,
осуществляемые
-направление
материалов в государственные
органы для принятия мер в
соответствии с их
-направление материалов в суд.
Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний. Порядок выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей установлен Положением «о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей»13, утвержденном Приказом ГКАП от 4 апреля 2008 г.
Положением предусмотрен следующий перечень таких нарушений:
При выявлении указанных нарушений выдаются предписания:
Предписание территориального органа вручается под расписку в 3-хдневный срок после составления акта проверки. Исполнение предписания контролируется, и оно должно быть исполнено полностью.
К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел и др. Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом РФ № 128-ФЗ от 8 августа 2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»14.
В соответствии со ст. 12 упомянутого Федерального закона, лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право:
Третью группу
полномочий МАП составляет право
обращения в суд и арбитражный
суд в защиту нарушенных прав потребителей.
Иски могут предъявляться в защиту
прав отдельных потребителей, группы
потребителей или в интересах
неопределенного круга
Кроме МАП и его территориальных органов существует ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством товаров, работ и услуг. Это органы по стандартизации, метрологии и сертификации, органы санитарно-эпидемиологического надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов и др. Эти органы объединяет единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг. Единство цели предопределяет единство полномочий в данной области, которые во многом совпадают с полномочиями МАП. Это осуществление контроля за соблюдением требований к безопасности товаров, работ и услуг, направление предписаний об устранении нарушений данных требований, предъявление исков в суды, арбитражные суды к изготовителям, исполнителям, продавцам в случае нарушения ими требований по безопасности товаров, работ и услуг (ст. 42 Закона). Каждый из этих органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные полномочия в закрепленной области деятельности или по определенной группе товаров, работ, услуг в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством.
Однако, федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации.
В соответствии со ст. 44 Закона, в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, - приостановление продажи товаров с просроченными сроками годности. Тем не менее, специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд. Кроме того, круг полномочий органов по защите прав потребителей устанавливается органами местного самоуправления и потому может быть расширен.15
2.2 Судебная защита прав потребителей
Компенсация морального вреда
В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 46). Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей (ч. 3 ст. 17 Закона). В указанных случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
По общему правилу (ст. 117 ГПК)16 предъявление исков осуществляется по месту нахождения (жительства) ответчика. Однако Закон устанавливает альтернативную подсудность, когда потребитель вправе по своему выбору обратиться в суд по своему месту жительства, по месту нахождения (жительства) ответчика или по месту причинения вреда (ч. 2 ст. 17 Закона). Тем не менее выбор суда зависит не только от усмотрения потребителя, но и от некоторых других обстоятельств: содержания нарушенного права, время нарушения (в период гарантийного срока или после), лица, несущего ответственность в конкретных обстоятельствах.
Потребитель
вправе обратиться в суд по поводу
нарушения любого его права, установленного
в Законе и подлежащего судебному
рассмотрению. Для формы и содержания
искового заявления применяются
общие правила, определяемые в ст.
126 Гражданско-процессуального
Закон не устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя. Однако на практике потребитель чаще обращается сначала к продавцу, изготовителю с обоснованным требованием. Вместе с тем, по некоторым услугам законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий (например, по спорам, вытекающим из договоров перевозки). 17
При обращении
в суд следует соблюдать срок
исковой давности. Общий срок, в
соответствии с ГК установлен в три
года. Сокращенные или более
Согласно ст. 151 ГК под моральным вредом понимается физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага. Закон конкретизирует это определение применительно к отношениям по поводу защиты прав потребителей.
Причинителем вреда может быть изготовитель, исполнитель, продавец или организация, выполняющая функции изготовителя, продавца. 18
С объективной
стороны вред должен быть следствием
нарушения данными лицами прав потребителей.
Согласно ст. 15 Закона моральный вред,
причиненный потребителю
Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом и зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом отдельном случае, иных, заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и иных материальных требований. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественных требований. Требование о компенсации может быть предъявлено самостоятельно или вместе с имущественными требованиями.19
2.3 Права общественных объединений потребителей
Граждане могут объединяться в общественные организации на добровольной основе.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 2006 г. 20, общественные объединения имеют право:
свободно распространять информацию о своей деятельности;
Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей