Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:02, аттестационная работа
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие полномочия Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимает Совет директоров.
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
По дисциплине: Государственная экономическая политика
На тему: Государственная экономическая политика в сфере банковской деятельности
Москва 2013
Государственная экономическая политика в сфере банковской деятельности.
Статья 55 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" устанавливает, что органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций на территории РФ является Банк России. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, а также экономических нормативов, установленных Банком России.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие полномочия Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимает Совет директоров.
Банк России устанавливает обязательные
для кредитных организаций
Для исполнения возложенных на него полномочий Банк России вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе по вопросам контрольной и надзорной деятельности. Эти акты обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами.
Для реализации контрольных и надзорных полномочий в Банке России образованы департаменты, в частности: департамент лицензирования деятельности кредитных организаций, департамент пруденциального банковского надзора, департамент по организации банковского санирования, департамент инспектирования кредитных организаций, департамент валютного регулирования и валютного контроля, департамент внутреннего аудита и ревизий, департамент банковского регулирования и надзора, юридический департамент.
Как отмечалось в совместном Заявлении Правительства РФ и Банка России от 30 декабря 2001 г. "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации", задачи укрепления правопорядка в банковском деле наряду с вопросами банковского надзора связаны с такими проблемами, как контроль над валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям также должно проводиться с использованием международного опыта.
В сфере текущего надзора, как указывается в п. 7.2.2 названного Заявления, важнейшую задачу составляет внедрение системы оценки деятельности кредитных организаций на основе международно-признанных подходов. В пункте 7.2.2.1 Заявления также отмечается, что Банк России будет продолжать реализацию подходов, предусмотренных "Основополагающими принципами эффективного банковского надзора" (далее - Базельские принципы), рекомендованными Базельским Комитетом по банковскому надзору.
Одна из ключевых задач ЦБР по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков. Надежность и стабильность банковской системы необходима по следующим причинам:
а) без них Центробанк не сможет выполнить свои задачи;
б) коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства, и от их стабильности зависит развитие экономики;
в) деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.
Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе разрешения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти еще весьма слабы. Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:
- создание общих
- принятие мер денежно-
- установление экономических
- воздействие Центробанка на
деятельность коммерческих
Кредитное регулирование включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования ЦБР становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой - обеспечивать ликвидность банковской системы.
Помимо разбивки методов банковского
регулирования на прямые и косвенные,
различают общие и селективные
способы денежно-кредитной
Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Центробанка целесообразно уделить общим методам. Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской практике:
- учетная (дисконтная) политика;
- операции на открытом рынке;
- изменение норм обязательных резервов банков.
Эти методы используются и в практике деятельности ЦБР. Среди регулирования Центробанком денежно-кредитной сферы особое место отведено учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определенную направленность движению кредита по горизонтали (банк - заемщик) и по вертикали (Центробанк - коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; ее изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, а также размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика "дорогих денег", ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика "дешевых денег", наоборот, выступает фактором развертывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.
Регулирующие мероприятия ЦРБ
сегодня связаны с
К общим методам денежно-
Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая ее). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
Порядок проведения проверок кредитных
организаций и их филиалов уполномоченными
представителями Банка России определен
Инструкцией Банка России от 19 февраля
1996 г. N 34 "О порядке проведения
проверок кредитных организаций
и их филиалов уполномоченными представителям
Проверки кредитных
Председатель Центрального банка РФ и его заместители; руководители и сотрудники Департаментов Банка России по банковскому надзору, инспектированию коммерческих банков, валютному регулированию и валютному контролю; руководители территориальных учреждений Банка России и их заместители; руководители и сотрудники подразделений банковского надзора, инспектирования коммерческих банков, а также валютного регулирования и валютного контроля территориальных учреждений Банка России.
Указанные проверки не выполняют задач
и не заменяют аудиторских проверок,
проводимых для подтверждения
Внеплановые проверки осуществляются по указанию Председателя Банка России или его заместителей. В планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, если имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными учреждениями более двух лет.
В планы проверок в необходимых случаях включается проведение ревизий валютных и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций и их филиалов, а также под ответственностью кассовых работников операционных касс и касс по подготовке авансов, имеющих переходящие остатки, и на обменных пунктах. Отмена начатой проверки производится по письменному распоряжению лица, назначающего проверку, с указанием причин отмены. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются в координации с правоохранительными и финансовыми органами. Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся путем изучения их документов, информации, содержащейся в базах данных, собеседований с сотрудниками, проведения контрольных расчетов, а также тестирования аппаратно-программных средств, используемых кредитной организацией (филиалом) для выполнения банковских операций, их учета и составления документов.
Информация о работе Государственная экономическая политика в сфере банковской деятельности