Государственная экономическая политика в сфере банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:02, аттестационная работа

Описание работы

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие полномочия Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимает Совет директоров.

Файлы: 1 файл

БААААААААААНа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 

 

По дисциплине: Государственная  экономическая политика

На тему: Государственная экономическая  политика в сфере банковской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       Выполнила: 

                                                                                                                      студентка 3-го курса,

                                                                                                                     группы ЗС-МО-10-2

                                                                                                                 Сабуренкова А.Д.

                                                                                                    Проверил:

                                                                                                                  проф. Хохлов Б.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Государственная экономическая  политика в сфере банковской деятельности.

Статья 55 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" устанавливает, что органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций на территории РФ является Банк России. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, а также экономических нормативов, установленных Банком России.

Главная цель банковского регулирования  и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

Банк России не вмешивается в  оперативную деятельность кредитных  организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие полномочия Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимает Совет директоров.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения  бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих полномочий в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров Банка России, Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. При этом он не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль над расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц - клиентов.

Для исполнения возложенных на него полномочий Банк России вправе принимать  нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, в  том числе по вопросам контрольной  и надзорной деятельности. Эти  акты обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами.

Для реализации контрольных и надзорных  полномочий в Банке России образованы департаменты, в частности: департамент  лицензирования деятельности кредитных организаций, департамент пруденциального банковского надзора, департамент по организации банковского санирования, департамент инспектирования кредитных организаций, департамент валютного регулирования и валютного контроля, департамент внутреннего аудита и ревизий, департамент банковского регулирования и надзора, юридический департамент.

Как отмечалось в совместном Заявлении  Правительства РФ и Банка России от 30 декабря 2001 г. "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации", задачи укрепления правопорядка в банковском деле наряду с вопросами банковского надзора связаны с такими проблемами, как контроль над валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям также должно проводиться с использованием международного опыта.

В сфере текущего надзора, как указывается  в п. 7.2.2 названного Заявления, важнейшую задачу составляет внедрение системы оценки деятельности кредитных организаций на основе международно-признанных подходов. В пункте 7.2.2.1 Заявления также отмечается, что Банк России будет продолжать реализацию подходов, предусмотренных "Основополагающими принципами эффективного банковского надзора" (далее - Базельские принципы), рекомендованными Базельским Комитетом по банковскому надзору.

Одна из ключевых задач ЦБР по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков. Надежность и стабильность банковской системы необходима по следующим причинам:

а) без них Центробанк не сможет выполнить свои задачи;

б) коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства, и от их стабильности зависит развитие экономики;

в) деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного  веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.

Рассматриваемая задача ЦБР достигается  в процессе разрешения таких двух конкретных проблем, как регулирование  рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти еще весьма слабы. Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

- создание общих законодательных,  исполнительных, судебных условий,  позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы;

- принятие мер денежно-кредитного  регулирования, оказывающих влияние  на объем и структуру денежной  массы в обращении через изменение  размеров ресурсов коммерческих  банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику;

- установление экономических нормативов  и надзор за их соблюдением  с целью обеспечение ликвидности  банковских балансов;

- воздействие Центробанка на  деятельность коммерческих банков  может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (косвенный), так и экономико-административный (прямой).

Кредитное регулирование включает совокупность методов, выбор которых  зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования ЦБР становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой - обеспечивать ликвидность банковской системы.

Помимо разбивки методов банковского  регулирования на прямые и косвенные, различают общие и селективные  способы денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы, будучи преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в  целом. Селективные методы направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).

Селективные методы относятся к  прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Центробанка целесообразно уделить общим методам. Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской практике:

- учетная (дисконтная) политика;

- операции на открытом рынке;

- изменение норм обязательных  резервов банков.

Эти методы используются и в практике деятельности ЦБР. Среди регулирования  Центробанком денежно-кредитной сферы  особое место отведено учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определенную направленность движению кредита по горизонтали (банк - заемщик) и по вертикали (Центробанк - коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; ее изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими  банками по своим ссудам, а также  размеры процентов, выплачиваемых  вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика "дорогих денег", ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика "дешевых денег", наоборот, выступает фактором развертывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Регулирующие мероприятия ЦРБ  сегодня связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом  воздействия ЦБР на денежную массу  и экономику в целом.

К общим методам денежно-кредитного регулирования, хорошо известным из зарубежной банковской практики, относятся и операции Центробанка на открытом рынке. Речь идет о покупке и продаже по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие  на объем свободных ресурсов, имеющихся  у коммерческих банков, что стимулирует  либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая ее). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

Порядок проведения проверок кредитных  организаций и их филиалов уполномоченными  представителями Банка России определен  Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. N 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций  и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)", которая устанавливает основные правила организации и проведения проверок кредитных организаций и их филиалов, определяет обязанности кредитных организаций и их филиалов по оказанию содействия в проведении проверок.

Проверки кредитных организаций  и их филиалов проводятся Банком России для осуществления своих функций  в области банковского надзора, регулирования и контроля имеют  главной целью определить непосредственно  на месте реальное финансовое состояние данной кредитной организации и ее филиалов, выявить ситуации, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдения кредитными организациями и их филиалов действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России. Проверки кредитных организаций и их филиалов проводят уполномоченные Советом директоров представители Банка России:

Председатель Центрального банка  РФ и его заместители; руководители и сотрудники Департаментов Банка  России по банковскому надзору, инспектированию коммерческих банков, валютному регулированию и валютному контролю; руководители территориальных учреждений Банка России и их заместители; руководители и сотрудники подразделений банковского надзора, инспектирования коммерческих банков, а также валютного регулирования и валютного контроля территориальных учреждений Банка России.

Указанные проверки не выполняют задач  и не заменяют аудиторских проверок, проводимых для подтверждения достоверности  бухгалтерского баланса и отчетности кредитных организаций и их филиалов, а также документальных ревизий, назначенных компетентными органами для сбора доказательств по находящимся в их производстве уголовным, административным, гражданским и иным делам. Эти проверки проводятся по планам проверок, составленным на каждый квартал указанными структурными подразделениями Банка России и его территориальными учреждениями, утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений.

Внеплановые проверки осуществляются по указанию Председателя Банка России или его заместителей. В планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, если имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными учреждениями более двух лет.

В планы проверок в необходимых  случаях включается проведение ревизий  валютных и других ценностей, находящихся  в денежных хранилищах и кассах кредитных  организаций и их филиалов, а также под ответственностью кассовых работников операционных касс и касс по подготовке авансов, имеющих переходящие остатки, и на обменных пунктах. Отмена начатой проверки производится по письменному распоряжению лица, назначающего проверку, с указанием причин отмены. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются в координации с правоохранительными и финансовыми органами. Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся путем изучения их документов, информации, содержащейся в базах данных, собеседований с сотрудниками, проведения контрольных расчетов, а также тестирования аппаратно-программных средств, используемых кредитной организацией (филиалом) для выполнения банковских операций, их учета и составления документов.

Информация о работе Государственная экономическая политика в сфере банковской деятельности