Государственная экономическая политика в сфере банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:02, аттестационная работа

Описание работы

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие полномочия Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимает Совет директоров.

Файлы: 1 файл

БААААААААААНа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Порядок применения мер воздействия  к кредитным организациям, и их перечень определен в принятой в соответствии со ст. 75 Закона о Банке России Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности", действующей в редакции Указания Банка России от 11 января 2002 г. N 1098-У, а также указаниями оперативного характера.

Меры воздействия к кредитным  организациям применяются центральным  аппаратом и территориальными учреждениями Банка России. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных федеральными законами Инструкцией N 59-И, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.

Надзорные органы применяют к кредитным  организациям меры воздействия двух типов - предупредительные и принудительные. Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Закона о банках, Закона о Банке России, Закона о банкротстве, а также нормативных актов Банка России с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; общего финансового состояния кредитной организации, а также положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг. К кредитным организациям, находящимся под управлением Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО), не применяются меры воздействия, предусмотренные в ст. 75 Закона о Банке России.

Кредитная организация считается  переданной под управление АРКО с  момента приобретения им акций (внесения вклада в уставный капитал) кредитной  организации в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в порядке, установленном Банком России.

Предупредительные меры воздействия  применяются в основном в тех  случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно  не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в необходимых случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.

Целесообразность применения к  кредитной организации предупредительных  мер воздействия определяется надзорным  органом самостоятельно. В основе принимаемого решения должно лежать требование наиболее эффективного решения надзорными органами задачи, определенной в п. 1.2 Инструкции N 59-И.

Предупредительные меры воздействия  могут применяться главным образом  на ранних стадиях возникновения  недостатков. В частности, предупредительные  меры воздействия могут применяться:

1) при ухудшении показателей  деятельности кредитной организации,  если установленные Банком России  обязательные нормативы деятельности  или иные требования, определяющие  предельные уровни рисков, принимаемых  кредитной организацией, выполняются, либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

2) если по данным отчетности  кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств (капитала), привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты);

3) при несоблюдении требований  федеральных законов и нормативных  актов Банка России в части  регистрации кредитных организаций,  их лицензирования и расширения  деятельности, в частности:

а) при нарушении установленных  федеральными законами и нормативными актами Банка России сроков представления  в Банк России документов, необходимых  для согласования изменений и  дополнений в учредительные документы  кредитной организации;

б) при нарушении порядка открытия (закрытия) представительств, филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной организации;

в) при нарушении порядка представления  документов для согласования изменений, вносимых в положение о филиале  кредитной организации;

4) при несоблюдении кредитной организацией требований Банка России:

а) по разработке Правил построения расчетной  системы кредитной организации  в условиях отсутствия на последнюю  отчетную дату у филиалов, не оплаченных расчетных документов клиентов или  при их наличии длительностью не более трех дней;

б) по своевременному проведению филиалами  платежей с корреспондентских субсчетов, открытых им в Банке России, в  случае наличия у филиалов на отчетную дату неоплаченных расчетных документов длительностью не более трех дней.

Применение предупредительных  мер воздействия возможно и при  более серьезных нарушениях в  деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового  состояния. В этом случае предупредительные  меры должны сочетаться с принудительными  мерами воздействия. Надзорный орган в рамках предоставленных ему полномочий может ограничиться применением предупредительных мер воздействия, если:

- характер выявленных в деятельности  кредитной организации недостатков  не предполагает применения принудительных мер воздействия;

- результате анализа деятельности  кредитной организации, проведенного  в соответствии с п. 1.4 Инструкции N 59-И, установлено, что от применения  принудительных мер воздействия  целесообразно воздержаться.

Содержание предупредительных  мер воздействия включает:

- доведение до органов управления  кредитной организации информации  о недостатках в ее деятельности  и об обеспокоенности надзорного  органа со стоянием дел в  кредитной организации;

- изложение рекомендаций надзорного  органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

- предложения представить в  надзорный орган программу мероприятий,  направленных на устранение недостатков,  включая при необходимости обязательства,  принимаемые на себя кредитной  организацией, ее учредителями  (участниками);

- установление дополнительного  контроля над деятельностью кредитной  организации и за выполнением  ею мероприятий по нормализации  деятельности.

Информация руководящим органам  кредитной организации о наличии  в ее деятельности недостатков и  необходимости их устранения может быть доведена в письменной форме или в ходе деловой встречи (совещания). При выполнении кредитной организацией, ее учредителями (участниками), другими лицами (потенциальными инвесторами) принятых обязательств и наличии реальных признаков устранения допущенных недостатков в деятельности кредитной организации надзорный орган вправе:

- отменить на определенный срок, в том числе частично, ранее  примененные к кредитной организации  надзорным органом принудительные  меры воздействия;

- увеличить установленный названной Инструкцией срок до формирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги до величины, требуемой Банком России.

Принудительные меры воздействия  применяются к кредитной организации  в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия надзорный орган основывается на результатах анализа имеющейся у него информации о деятельности кредитных организаций.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов (далее - банковское законодательство) и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов или кредиторов (вкладчиков).

К принудительным мерам воздействия  относятся:

- штрафы;

- требование об осуществлении  кредитной организацией мероприятий  по ее финансовому оздоровлению, в том числе требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;

- требование о приведении в  соответствие величины собственных  средств (капитала) и размера уставного  капитала кредитной организации  в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве кредитных организаций;

- требование о реорганизации  кредитной организации, в том  числе о предоставлении и выполнении  плана мероприятий по реорганизации;

- ограничение проведения кредитными  организациями отдельных операций  на срок до шести месяцев;

- запрет на осуществление кредитными  организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией,  на срок до одного года;

- запрет на открытие филиалов  на срок до одного года;

- требование о замене руководителей  кредитной организации;

- назначение временной администрации  по управлению кредитной организацией;

- отзыв лицензии на осуществление  банковских операций.

Применяемые к кредитной организации  принудительные меры воздействия, как  правило, оформляются в виде предписания. Информацию о направлении предписаний с приложением копий направленных предписаний территориальное учреждение Банка России по местонахождению головного офиса кредитной организации представляет территориальным учреждениям Банка России по местонахождению филиалов кредитной организации, которой направлено предписание.

Информация, содержащаяся в предписании, относится к сведениям ограниченного  распространения в системе Банка  России. Контроль над выполнением  кредитной организацией требований предписания осуществляется надзорным органом, направившим его. В необходимых случаях территориальные учреждения Банка России по местонахождению головных кредитных организаций обращаются в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за деятельностью иногородних филиалов, с просьбой о проведении проверок выполнения требований, указанных в предписании, с указанием срока их проведения и сообщения результатов.

Результаты проверок оформляются  справками (актами), с которыми должна быть ознакомлена кредитная организация, получившая предписание. Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских операций оформляются приказом, и информация о применении к кредитным организациям этих мер воздействия не относится к сведениям ограниченного распространения.

На основании вышеизложенного  сделаем следующие выводы.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  банковского законодательства, нормативных  актов Банка России, а также экономических нормативов, установленных Банком России. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

Во всех экономически развитых странах  регулирование деятельности банков имеет приоритетное значение. Во многих странах контроль и надзор за деятельностью  банков рассматривается как одна из важнейших функций центральных  банков.

Особенно велико значение регулирования в периоды нестабильности развития экономики, в частности, денежно-кредитных рынков. Разрешение большинства проблем контроля и надзора видится в усилении системного подхода, преодолении обособленности отдельных органов надзора, дальнейшем совершенствовании их деятельности. Особое значение имеют международные принципы контроля и надзора на всех стадиях "жизненного цикла" кредитных организаций и их взаимоотношений с органами надзора, выработанные и принятые Базельским Комитетом.

Среди различных направлений контрольной и надзорной деятельности Банка России чрезвычайно важными представляются его полномочия в области валютного контроля, установленные Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Банк России как орган валютного контроля в пределах своей компетенции, в частности, имеет следующие полномочия:

а) осуществлять контроль над проводимыми  в России резидентами и нерезидентами  валютными операциями, над соответствием  этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, над соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;

в) определять порядок и формы  учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и  нерезидентов;

г) принимать нормативные акты по вопросам валютного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Информация о работе Государственная экономическая политика в сфере банковской деятельности