Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:02, аттестационная работа
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие полномочия Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимает Совет директоров.
Порядок применения мер воздействия к кредитным организациям, и их перечень определен в принятой в соответствии со ст. 75 Закона о Банке России Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности", действующей в редакции Указания Банка России от 11 января 2002 г. N 1098-У, а также указаниями оперативного характера.
Меры воздействия к кредитным организациям применяются центральным аппаратом и территориальными учреждениями Банка России. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных федеральными законами Инструкцией N 59-И, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.
Надзорные органы применяют к кредитным
организациям меры воздействия двух
типов - предупредительные и
Кредитная организация считается переданной под управление АРКО с момента приобретения им акций (внесения вклада в уставный капитал) кредитной организации в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в порядке, установленном Банком России.
Предупредительные меры воздействия
применяются в основном в тех
случаях, когда недостатки в деятельности
кредитной организации
Целесообразность применения к
кредитной организации
Предупредительные меры воздействия
могут применяться главным
1) при ухудшении показателей
деятельности кредитной
2) если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств (капитала), привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты);
3) при несоблюдении требований
федеральных законов и
а) при нарушении установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России сроков представления в Банк России документов, необходимых для согласования изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации;
б) при нарушении порядка открытия (закрытия) представительств, филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной организации;
в) при нарушении порядка
4) при несоблюдении кредитной организацией требований Банка России:
а) по разработке Правил построения расчетной системы кредитной организации в условиях отсутствия на последнюю отчетную дату у филиалов, не оплаченных расчетных документов клиентов или при их наличии длительностью не более трех дней;
б) по своевременному проведению филиалами платежей с корреспондентских субсчетов, открытых им в Банке России, в случае наличия у филиалов на отчетную дату неоплаченных расчетных документов длительностью не более трех дней.
Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния. В этом случае предупредительные меры должны сочетаться с принудительными мерами воздействия. Надзорный орган в рамках предоставленных ему полномочий может ограничиться применением предупредительных мер воздействия, если:
- характер выявленных в
- результате анализа
Содержание предупредительных мер воздействия включает:
- доведение до органов
- изложение рекомендаций
- предложения представить в
надзорный орган программу
- установление дополнительного
контроля над деятельностью
Информация руководящим
- отменить на определенный срок,
в том числе частично, ранее
примененные к кредитной
- увеличить установленный названной Инструкцией срок до формирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги до величины, требуемой Банком России.
Принудительные меры воздействия
применяются к кредитной
Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов (далее - банковское законодательство) и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов или кредиторов (вкладчиков).
К принудительным мерам воздействия относятся:
- штрафы;
- требование об осуществлении
кредитной организацией
- требование о приведении в
соответствие величины
- требование о реорганизации
кредитной организации, в том
числе о предоставлении и
- ограничение проведения
- запрет на осуществление
- запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
- требование о замене
- назначение временной
- отзыв лицензии на
Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания. Информацию о направлении предписаний с приложением копий направленных предписаний территориальное учреждение Банка России по местонахождению головного офиса кредитной организации представляет территориальным учреждениям Банка России по местонахождению филиалов кредитной организации, которой направлено предписание.
Информация, содержащаяся в предписании,
относится к сведениям
Результаты проверок оформляются
справками (актами), с которыми должна
быть ознакомлена кредитная организа
На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, а также экономических нормативов, установленных Банком России. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.
Во всех экономически развитых странах регулирование деятельности банков имеет приоритетное значение. Во многих странах контроль и надзор за деятельностью банков рассматривается как одна из важнейших функций центральных банков.
Особенно велико значение регулирования в периоды нестабильности развития экономики, в частности, денежно-кредитных рынков. Разрешение большинства проблем контроля и надзора видится в усилении системного подхода, преодолении обособленности отдельных органов надзора, дальнейшем совершенствовании их деятельности. Особое значение имеют международные принципы контроля и надзора на всех стадиях "жизненного цикла" кредитных организаций и их взаимоотношений с органами надзора, выработанные и принятые Базельским Комитетом.
Среди различных направлений контрольной и надзорной деятельности Банка России чрезвычайно важными представляются его полномочия в области валютного контроля, установленные Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Банк России как орган валютного контроля в пределах своей компетенции, в частности, имеет следующие полномочия:
а) осуществлять контроль над проводимыми в России резидентами и нерезидентами валютными операциями, над соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, над соблюдением ими актов органов валютного контроля;
б) проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;
в) определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
г) принимать нормативные акты по вопросам валютного контроля.
Список литературы
Информация о работе Государственная экономическая политика в сфере банковской деятельности