Государственная экономическая политика в сфере банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:02, аттестационная работа

Описание работы

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие полномочия Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимает Совет директоров.

Файлы: 1 файл

БААААААААААНа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Комплексные проверки кредитных организаций  и их филиалов должны предусматривать  проверку: достоверности отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых  операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов. Комплексные проверки осуществляются в каждой кредитной организации, как правило, не реже одного раза в два года. Для проверки кредитной организации, ее филиалов, уполномоченных подразделений формируются рабочие группы. Члены рабочих групп должны иметь специальное (экономическое, юридическое, техническое) образование, необходимое для выполнения порученной им работы.

Рабочая группа не вправе разглашать сведения, отнесенные к банковской, коммерческой и иной тайне. Она обязана обеспечивать сохранность и возврат полученных от кредитной организации и ее филиалов документов, файлов, знакомить руководителей проверяемой кредитной организации и ее филиалов с результатами проверки, оформлять результаты проверки соответствующим актом. Как отмечается в Инструкции N 341, кредитные организации и их филиалы в период проведения проверок должны содействовать ее проведению. В частности, они обязаны:

а) обеспечивать на период проверки каждому  члену рабочей группы беспрепятственный  вход и выход из здания и других служебных помещений проверяемой  кредитной организации и ее филиалов в течение всего рабочего дня, а при необходимости - во внеурочное время;

б) организовывать в день начала проверки встречу членов рабочей группы с руководителем и главным бухгалтером проверяемой кредитной организации (ее филиала) или лицами, их замещающими, а также с руководителями основных подразделений, в том числе ревизионной службы (службы внутреннего контроля), службы безопасности и компьютерной обработки данных (информатизации);

в) выделять членам рабочей группы в день начала проверки рабочее место  в изолированном от работников кредитной  организации и посторонних лиц  служебном помещении. На весь период проверки вход в это помещение лицам не членам рабочей группы без разрешения членов группы запрещается;

г) оповещать сотрудников проверяемой  кредитной организации и ее филиалов о начале проверки, месте нахождения и номерах телефонов рабочей группы. По требованию руководителя рабочей группы такое оповещение может быть направлено также отдельным участникам (акционерам) и клиентам кредитной организации и ее филиалов. Оповещение сотрудников и других лиц должно быть произведено в первый день проверки;

д) обеспечивать допуск специалистов Банка России или его территориальных  учреждений для проверки безопасности предоставленного рабочей группе служебного помещения, а также для содействия в реализации их полномочий, предусмотренных  инструкцией;

е) выдавать по требованию рабочей  группы в установленные ею сроки  все необходимые ей справки, объяснения и документы, при необходимости  снимать с них копи или предоставлять  возможность рабочей группе снимать  эти копии самостоятельно, заверять справки и копии документов подписью ответственного должностного лица и печатью данной кредитной организации (филиала).

Кроме того, невыполнение проверяемой  кредитной организацией вышеуказанных  обязанностей рассматривается как  противодействие проведению проверки. Каждый такой случай оформляется актом по установленной форме. Этот акт подписывается руководителем рабочей группы и в тот же день представляется руководителю, назначившему проверку, который в течение трех дней со дня подписания акта должен принять решение по нему и сообщить об этом руководителю рабочей группы. По результатам проверки каждой кредитной организации (филиала) составляется акт проверки. В этом акте отражаются все основные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки.

Руководитель Банка России или его территориального учреждения, назначивший данную проверку, обязан не позднее чем в двухнедельный срок, а при комплексной (консолидированной) проверке - в месячный срок после подписания акта проверки, рассмотреть этот акт и принять по нему решение в соответствии с заключением подразделения банковского надзора и с учетом мнения подразделения, проводившего проверку.

По результатам рассмотрения материалов проверки в адрес кредитной организации (филиала) должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации, а в установленных случаях - предписания по устранению выявленных недостатков. Контроль над выполнением предписаний и рекомендаций, направленных кредитной организации (филиалу), проводит подразделение банковского надзора. При необходимости может быть назначена повторная проверка этой кредитной организации (филиала), которая проводится соответствующим уполномоченным структурным подразделением Банка России или его территориального учреждения. Анализ результатов инспекционных проверок показывает, что наиболее часто допускаемые нарушения во многом становятся следствием принятия неправильных управленческих решений, что свидетельствует о низком качестве менеджмента в кредитных организациях.

При этом анализ характера нарушений свидетельствует о том, что они являются следствием недостаточной организации или отсутствия службы внутреннего контроля, а нередко и низкого качества внешнего аудита. Этот вывод подтверждается данными, полученными путем опроса служащих 30 московских банков, а также опроса работников отдельных аудиторских компаний, осуществляющих обязательный аудит банков.

Таким образом, работа служб внутреннего  контроля банков, создание которых  предусмотрено Положением Банка  России N 509, в большинстве кредитных организаций носит формальный характер, а результаты их деятельности не отражают действительного положения дел в банках. Работники указанных подразделений зачастую выполняют функции, не связанные с деятельностью указанных служб, что также является нарушением требований Положения N 509. Опрошенные служащие банков объясняют такое положение самонадеянностью руководителей этих банков и их нежеланием нести расходы на оплату труда служащих, чей труд непосредственно не связан с формированием доходов банков.

Следует отметить, что усилению надзора  за деятельностью кредитных организаций  посвящено специальное письмо Банка  России от 28 февраля 1997 г. N 419, в котором  указаны полномочия Банка России по проверке соблюдения законодательства, нормативных актов Банка России и правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности в кредитных организациях.

Порядок составления и представления  отчетности кредитными организациями  в Банк России устанавливается Указанием  Банка России от 24 октября 1997 г. N 7-У. К полномочиям по проверке законодательства, в частности, можно отнести полномочия Банка России в области проверки соблюдения законодательства о противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". В развитие указанного Закона Банк России выпустил Положения от 28 ноября 2001 г. N 160-П и N 161-П , а также Рекомендации от 28 ноября 2001 г. N 137-Т, касающиеся разработки кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Среди различных направлений контрольной  и надзорной деятельности Банка  России чрезвычайно важными представляются его полномочия в области валютного контроля, установленные Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", в котором определены принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства. В нем, в частности, закреплены полномочия Банка России в качестве органа валютного регулирования и валютного контроля. Закон закрепляет обширные полномочия Банка России в сфере регулирования и контроля валютных отношений. При этом Банк России не только сам должен контролировать соблюдение валютного законодательства, но и следить за тем, как его выполнение контролируется кредитными организациями, являющимися агентами валютного контроля.

Банк России как орган валютного  контроля в пределах своей компетенции, в частности, имеет следующие  полномочия: а) осуществлять контроль над проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, за соблюдением ими актов органов валютного контроля; б) проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ; в) определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов; г) принимать нормативные акты по вопросам валютного контроля.

В соответствии с предоставленными ему полномочиями Банк России как орган валютного контроля издал ряд нормативных актов, определяющих порядок осуществления валютного контроля уполномоченными банками за соблюдением валютного законодательства их клиентами. В частности, порядок осуществления валютного контроля над поступлением в РФ выручки от экспорта товаров регламентируется Инструкцией Банка России от 13 октября 1999 г. N 86-И, порядок осуществления валютного контроля над обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров - Инструкцией от 4 октября 2000 г. N 91-И.

Вопросам усиления валютного контроля со стороны уполномоченных банков над  правомерностью осуществления их клиентами  валютных операций и о порядке  применения мер воздействия к  уполномоченным банкам за нарушения  валютного законодательства посвящено Указание от 12 февраля 1999 г. N 500-У и Инструкция от 28 июня 1999 г. N 83-И, устанавливающая порядок осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований, установленных в упомянутом Указании.

Немаловажным направлением контрольной  и надзорной деятельности Банка  России является надзор Банком России за соблюдением кредитными организациями  антимонопольных требований, установленных  в ст. 60 Закона о Банке России и  ст. 11 Закона о банках, а также в гл. 5 Инструкции N 75-И. В соответствии с нормами, содержащимися в указанных актах, приобретение более 5% долей (акций) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним учредителем либо группой учредителей, связанных между собой соглашением, либо группой учредителей, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу (ст. 105, 106 ГК РФ), требует уведомления об этом Банка России, а приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации должно быть предварительно согласовано с Банком России. При этом следует отметить, что если размер уставного капитала кредитной организации превышает 160 млн. руб., то требуется заключение федерального органа о соблюдении антимонопольных правил.

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом. В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные ст. 75 Закона о Банке России, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России, непредставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный  Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые  кредитной организацией операции создали  реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации  штраф до 1% от размера оплаченного  уставного капитала, но не более  1% от минимального размера уставного  капитала;

2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов; замены руководителей кредитной организации; реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации  обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на осуществление  кредитной организацией отдельных  банковских операций, предусмотренных  выданной лицензией, на срок  до одного года, а также на  открытие филиалов на срок  до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев.

Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается  федеральными законами и издаваемыми  в соответствии с ними нормативными актами Банка России, а порядок  деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией определен Положением Банка России от 14 мая 1999 г. N 76-П.

Порядок осуществления деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой  в соответствии с Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций", определен Положением Банка России от 20 августа 1999 г. N 87-П.

Банк России вправе отозвать у кредитной  организации лицензию на осуществление  банковских операций по основаниям, предусмотренным Законом о банках. Порядок отзыва данной лицензии устанавливается нормативными актами Банка России. Следует отметить, что новый проект Закона о Банке России предусматривает запрет на процедуру реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер предупреждения банкротства, предусмотренные федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. При этом учредителям (участникам) кредитной организации предлагается предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до установленной величины, обеспечивающей соблюдение ею обязательных нормативов.

Информация о работе Государственная экономическая политика в сфере банковской деятельности