Государственная кредитно-денежная политика: понятие, виды и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение общей сути денежно-кредитной политики, исследования ее современного состояния в РФ и выявление перспектив развития.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общее понятие государственной денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие государственной денежно-кредитной политики 5
1.2 Цель государственной денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды государственной денежно-кредитной политики 9
1.4 Методы государственной денежно-кредитной политики 10
1.5 Инструменты государственной денежно-кредитной политики 13
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации денежно-кредитной политики РФ (на примере ведущих стран мира) 16
2.1 Денежно-кредитная политика ведущих стран мира 16
2.2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики РФ 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_KNS.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Кафедра Экономической теории и инвестирования

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему:

«Государственная кредитно-денежная политика: понятие, виды и инструменты»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ДЭМ-141б

Кюркчи Н. С.

Научный Руководитель:

к.э.н. Назарова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях, при дальнейшем переходе РФ к рыночной экономике, роль обоснования сущности денежно-кредитной политики в системе государственного регулирования заметно растет. Она направлена ​​на стимулирование устойчивого экономического развития государства и, на этой же основе, на повышение благосостояния общества.

Главной целью денежно-кредитной политики РФ является обеспечение стабильности национальной денежной единицы - рубля. Его эффективность определяется, в первую очередь, сбалансированностью спроса и предложения на деньги, контролем над денежным обращением, структурой и динамикой денежных агрегатов.

От эффективности денежно-кредитной политики государства зависят ее основные макроэкономические задачи. Стабилизация сферы денежного обращения как неотъемлемой составляющей стабильного роста экономики обусловливает необходимость в разработке стратегии осуществления денежно-кредитной политики.

Ее формирование в условиях рыночных трансформаций – достаточно сложный процесс, который требует поиска новых механизмов реализации, соответственно условий социально-экономического развития государства. При разработке и реализации денежно-кредитной политики очень важно учитывать значительный мировой опыт.

Данная тема очень актуальна, так как российская экономика сейчас находится на переходном этапе развития и выбор правильной денежно-кредитной политики будет иметь большое влияние на дальнейший ее экономический рост.

Цель курсовой работы - определение общей сути денежно-кредитной политики, исследования ее современного состояния в РФ и выявление перспектив развития.

Учитывая определенную цель, были поставлены и решались следующие задачи:

- исследовать сущность понятия денежно-кредитная политика, ее основные цели и инструменты;

- обобщить зарубежный опыт по реализации денежно-кредитной политики;

- провести анализ современного состояния денежно-кредитной политики РФ и выявить основные инструменты, которые используются при ее реализации;

- определить перспективы развития денежно-кредитной политики РФ.

Объектом данной работы является процесс осуществления денежно-кредитной политики.

Предметом - денежно-кредитная политика государства.

Исследование проблематики денежно-кредитной политики нашли отражение в трудах отечественных ученых, среди которых стоит выделить Н. И. Гребеника, А. А. Данилишина, А. Дзюблюк, М. И. Зверякова, В. В. Коваленко, А. В. Костюка, И. А. Лютого, С. М. Савлука, А. В. Сомика, В. С. Стельмаха.

В курсовой работе используются следующие методы исследования:

-    Системного анализа и синтеза (для исследования сущности понятия, целей, инструментов денежно-кредитной политики, а также при анализе современного состояния денежно-кредитной политики РФ);

- Обобщающий (при определении целей денежно-кредитной политики);

-    Статистический метод (при анализе индексов потребительских цен, денежных агрегатов и процентных ставок).

 

 

 

 

Глава 1. Общее понятие государственной денежно-кредитной политики

 

    1. Понятие государственной денежно-кредитной политики

 

Денежно-кредитная политика - комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение стабильности денежной единицы РФ через использование определенных этим законом средств и методов.

Но в экономической литературе существует несколько определений понятия «денежно-кредитная политика», потому что разные ученые трактуют его по-разному.

По мнению А. М. Мороза, «денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в сфере денежного обращения и кредитных отношений, которые проводит государство с целью регулирования экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечения занятости и сбалансирования платежного баланса».

М. И. Свалка под денежно-кредитной политикой понимает «комплекс взаимосвязанных, скоординированных мер государства в сфере денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, в частности, на регулирование предложения денег с целью стабилизации товарных цен, объемов производства и занятости, процента, курса национальной денежной единицы, сглаживания колебаний конъюнктуры рынков».

М. Ф. Пуховкина считает, что «под денежно-кредитной политикой понимают комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определенных целей, мероприятий по регулированию денежного рынка, которые проводит государство через свой центральный банк, а государственное регулирование экономики с помощью денежно-кредитных инструментов является влиянием на достижение заранее определенных общественных целей, а именно количество и цену (процентную ставку) ссудного капитала, чтобы в соответствии с целями государственной экономической политики влиять на спрос и механизмы использования ссуд в народном хозяйстве».

В экономическом словаре, под редакцией А. Н. Азрилиян определяется, что денежно-кредитная политика включает в себя совокупность мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика является одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Можно считать, что наиболее полным является определение данное И. А. Лютым, по которому «экономическая сущность денежно-кредитной политики заключается в совокупности экономических и административных мер государства и Центрального банка, направленных на использование экономических инструментов денежно-кредитного механизма для оказания влияния на субъектов денежно-кредитного рынка с целью стабилизации национальной денежной единицы, регулирование предложения денежной массы, ликвидности и кредитоспособности банковских институтов для обеспечение необходимого экономического роста, занятости и сдерживания инфляционных процессов».

Содержание денежно-кредитной политики определяется высшими законодательными органами страны, а реализуется правительствами, центральными банками и министерствами финансов. Главный ее субъект - Центральный банк (ЦБ). Но также в разработке денежно-кредитной политики принимают участие и другие органы государственного регулирования экономики, а именно Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, правительство и законодательные органы.

Органы исполнительной и законодательной власти определяют основные макроэкономические показатели, которые служат ориентирами при формировании целей денежно-кредитной политики (например, объем валового внутреннего продукта (ВВП), платежный и торговый балансы, величина бюджетного дефицита и др.).

Но решающую роль в разработке и реализации денежно-кредитной политики имеет ЦБ, поскольку он отвечает за состояние денежной сферы. Совет Центрального банка разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ее проведением.

В. В. Коваленко и К. Ф. Черкашина выделяют такие объекты денежно-кредитной политики как:

- предложение денег;

- процентная ставка;

- валютный курс;

- скорость денежного обращения;

- уровень инфляции.

Выбор объектов денежно-кредитной политики зависит от экономической ситуации в стране и означает, что центральный банк в зависимости от ситуации может осуществлять ориентацию на отдельные объекты регулирования.

 

    1. Цель государственной денежно-кредитной политики

 

Главной целью проведения денежно-кредитной политики государства является реализация мероприятий в сферах денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, обеспечения полной занятости и стабильности цен, сдерживание инфляции и выравнивание платежного баланса.

В зависимости от развития экономических отношений в государстве, определяются цели денежно-кредитной политики. Их разделяют на три группы: стратегические (общеэкономические), промежуточные и тактические. Они имеют определенную иерархию, то есть достижения целей низшей ступени должно быть подчинено задачей высшего. Такая взаимозависимость требует постоянного согласование механизмов достижения целей денежно-кредитной политики. Не достигнув целей низшего уровня, невозможно достичь цели высшего.

Ключевыми составляющими в общегосударственной экономической политике является стратегические цели. К ним относятся: обеспечение экономического роста, стабильность цен, процентных ставок, высокий уровень занятости, а также сбалансирования платежного баланса.

Промежуточные цели денежно-кредитной политики - это такие изменения в определенных экономических процессах, которые должны способствовать достижению стратегических целей.

Так как достижение стратегических задач определяется состоянием рыночной конъюнктуры, то промежуточной целью может быть оживление или сдерживания изменения конъюнктуры рынка. Промежуточные цели дополняют и конкретизируют стратегические.

Особенностью промежуточных целей является то, что они действуют в течение длительного периода, в течение которого могут реализоваться и доказать свою эффективность.

Например, активизация рынка из-за роста массы денег или снижение процентных ставок в краткосрочном периоде может привести к росту спроса и цен. И только при условии того, что эти меры активизируют инвестиционные процессы и рост производства, будет обеспечено увеличение предложения, которое остановит рост цен и стабилизирует их. Но для этого нужен достаточно длительный промежуток времени.

Тактические цели - это оперативные задачи банковской системы, которые заключаются в регулировании ключевых экономических переменных, прежде всего денежной массы, процентной ставки и валютного курса обеспечивая достижение промежуточных целей.

Отличительными особенностями тактических целей являются: краткосрочность действия, реализация исключительно оперативными мероприятиями центрального банка, взаимодополняемость, противоречивость и многоаспектность. Данные особенности сильно затрудняют выбор механизмов и методов их реализации.

Так, если изменение массы денег влияет на изменение совокупного спроса и макроэкономические показатели, то изменения процентной ставки и валютного курса могут влиять не только на совокупный спрос, но и на интересы определенных экономических субъектов и вызывать значительные структурные изменения в экономике. Поэтому успех решения главных регулятивных задач зависит от правильного сочетание тактических целей. Например, изменением процентной ставки и валютного курса можно обезвредить инфляционное давление от роста массы денег в обращении.

 

    1. Виды государственной денежно-кредитной политики

 

Денежно - кредитная политика сводится к регулированию экономики через механизмы изменения предложения (массы) денег и их цены (процента) на денежном рынке. В зависимости от направления и темпов изменения предложения денег и уровня процента различают следующие виды денежно-кредитной политики:

- Экспансионистская;

- Рестрикции.

При экспансионистской политике допускается неконтролируемый, произвольный рост предложения денег, из-за чего деньги "дешевеют". Следствием такой политики неизбежно становится инфляция. Применение медленного контролируемого роста денежной массы и снижение процентной ставки называют дезинфляцией.

При политике денежно-кредитной рестрикции допускается стремительное, недостаточно взвешенное сокращение предложения денег, в результате чего деньги стремительно "доращивают", совокупный спрос сокращается, провоцируя снижение уровня цен и падение экономической активности. Эту политику называют политикой дефляции. Медленное уменьшение денежной массы и снижение процентной ставки называют рефляция.

Меры монетарной и фискально-бюджетной политики связаны между собой общими целями и механизмами действия. Так, рост бюджетных расходов по стабильности налогообложения, вызовет рост спроса на деньги на денежном рынке и повышение ставки процента, которая является важным инструментом монетарной политики. Это приведет к снижению курсовой стоимости облигаций государственных займов, снижение спроса на них, что уменьшит возможности правительства по выпуску и размещению новых займов и рост на этой основе бюджетных расходов.

Информация о работе Государственная кредитно-денежная политика: понятие, виды и инструменты