Государственная кредитно-денежная политика: понятие, виды и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение общей сути денежно-кредитной политики, исследования ее современного состояния в РФ и выявление перспектив развития.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общее понятие государственной денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие государственной денежно-кредитной политики 5
1.2 Цель государственной денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды государственной денежно-кредитной политики 9
1.4 Методы государственной денежно-кредитной политики 10
1.5 Инструменты государственной денежно-кредитной политики 13
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации денежно-кредитной политики РФ (на примере ведущих стран мира) 16
2.1 Денежно-кредитная политика ведущих стран мира 16
2.2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики РФ 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_KNS.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

- операции на открытом рынке.

Для обеспечения платежеспособности банковской системы центральным банком используется такой инструмент денежно-кредитной политики как минимальные резервы. В соответствии с этим кредитные институты должны сохранять минимальные резервы в размере определенного процента. При увеличении или уменьшении размеров обязательных минимальных резервов, Федеральный банк увеличивает или уменьшает массу кредитных ресурсов на рынке денег.

Предоставляя информацию о количестве денег в обращении Федеральный банк помогает и предоставляет ориентиры экономике о том, как он считает необходимым, с одной стороны, допускать рост денежной массы, а с другой – ограничивать инфляционное давление.

В 80-х гг. Бундесбанк внедряет в свою денежно-кредитную политику таргетирование. Это было сделано, прежде всего, с целью разъяснения собственной политики. Такая открытость приводила к повышению доверия общества к политики Бундесбанка.

Основным мотивом внедрения в Германии денежно-кредитного таргетирования было начало нового режима, который предусматривал переориентацию денежно-кредитной политики на внутренние цели.

Также одним из мотивов было желание избежать политического давления и ввести более устойчивый курс денежно-кредитной политики.

Таргетирование значений денежных агрегатов показало, что Бундесбанк берет на себя ответственность за инфляцию, но только в той части, которая связана с осуществлением денежно-кредитной политики.

Ежегодно центральным банком объявляется денежный агрегат, устанавливается и публикуется среднесрочная инфляционная цель (2%) и предоставляется информация о собственной политике и экономических результатах, необходимых для оценки ее выполнения.

Подытоживая необходимо отметить, что успешность денежно-кредитной политики Бундесбанка практически оценивалось не выполнением промежуточных целей, а именно монетарным таргетирорванием, а выполнением конечной цели денежно-кредитной политики - уменьшением и сдерживанием уровня инфляции в стране.

 

2.2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики РФ

 

Исследуя современную систему национальных денежно-кредитных отношений, стоит отметить, что в РФ продолжает действовать разноплановое монетарное устройство, то есть определяется сразу несколько целей проведения денежно-кредитной политики, которые связаны с уровнем инфляции, обменным курсом и объемами денежных агрегатов. Внедрение денежно-кредитной политики в жизни обеспечивается смешанным методом - частично с использованием рыночных инструментов и частично - административных.

Но на пути к внедрению режима таргетирования инфляции в РФ все еще стоят такие проблемы как:

1) относительно  высокие темпы инфляции, затрудняющие ее прогнозирование;

2) значительная  инфляционная инерция, обусловленная  влиянием изменений валютного  курса на цены (в развивающихся странах, она, как правило, выше) и распространенными явными и неявными механизмами индексации;

3) невозможность  отказа от установления каких-либо  других номинальных целевых показателей, кроме инфляции в условиях нестабильности;

4) недостаточный  уровень независимости НБУ;

5) отсутствие  нормативного документа регулирования  отношений между Правительством и Центральным банком, который предоставлял бы последнему право определять целевой уровень инфляции;

6) отсутствие  базового документа - среднесрочной  монетарной стратегии, который бы определял монетарный режим таргетирования инфляции на среднесрочную перспективу;

7) невозможность  построения точной и надежной  эконометрической модели прогнозирования целевого уровня инфляции;

8) официально  четко не разграничены понятия "чистой инфляции", что рассчитывается исключительно по индексам нерегулируемых (рыночных) цен и "грязной инфляции" (с учетом индексов регулируемых цен);

9) недостаточная  согласованность позиций Центрального  банка и Правительства по влиянию мер социально-экономической политики на инфляцию;

10) несогласованность  позиций Правительства, профсоюзов и работодателей о требованиях повышение заработной платы;

11) отсутствие  надежных ожиданий со стороны  субъектов хозяйствования - домашних хозяйств, финансовых и нефинансовых организаций.

Также проблемными выступают такие факторы, как:

- недостаточная прозрачность действий НБУ;

- высокий уровень долларизации экономики;

- значительная политизированность процесса денежно-кредитного регулирования.

Решение определенных проблем является одной из перспектив развития современной денежно-кредитной политики.

Макроэкономическое моделирование в условиях РФ осложняется следующими факторами:

1) недостаточность  статистических данных;

2) высокое  количество непредвиденных административных  действий в сфере экономической политики;

3) изменчивость  и неустойчивость законодательства;

4) отсутствие  соответствующих специалистов и  разработанных методик прогнозирования.

Будущая стратегия денежно-кредитной политики РФ должна базироваться на адекватной реальной оценке состояния экономики, ее объективных тенденциях, степени развития банковской системы, фондового рынка, развитости ее инструментов, характера взаимосвязей макроэкономических параметров и тому подобное.

Нужно также учитывать действующее законодательство и не пытаться изменить его только с целью эффективного внедрения стратегии, потому что, как показывает практика, в РФ законодательные изменения - это достаточно сложный, слишком политизированный и длительный процесс, последствия которого могут сильно отличаться от первоначальных намерений. Как свидетельствует мировой опыт, существует возможность урегулирования всех вопросов, связанных с денежно-кредитной стратегией, на уровне нормативно-правовых актов и неформальных соглашений. Поэтому в будущий перспективе, Центральному банку РФ и Правительству следует чаще обращаться именно к этим методам.

Принятие денежно-кредитной политики в последующие годы потребует формирования отдельного блока денежного анализа с целью управления перестройкой эмиссионного и трансэмиссионного механизмов монетарной политики. Именно это и можно назвать первой опорой принятия денежно-кредитных решений в будущем. Другой опорой будет анализ широкого круга макроэкономических и финансовых показателей с точки зрения их влияния на ценовую динамику.

Однако не следует забывать, что реальной подоплекой для экономического роста и стабилизации является не только правильная денежно-кредитная политика, но и создание конкурентоспособной экономики и поиск субъектами хозяйствования собственных ниш как основы для повышения спроса на деньги, то есть для расширения товарооборота.

Можно констатировать, что внешние аспекты стабильности национальной денежной единицы должны рассматриваться не только с точки зрения содержания в определенных пределах обменного курса рубля, но и с учетом необходимости обеспечения таких условий и параметров функционирования валютного рынка, которые не имеют негативного влияния на инвестиционные решения и ожидания экономических агентов и позволяют минимизировать влияние внешних факторов финансового характера. Такие критерии могут быть обеспечены благодаря использованию режима управляемого плавания обменного курса (в перспективе  переходом к режиму свободного плавания обменного курса), который должен сопровождаться:

- усилением гибкости обменного курса рубля из-за расширения диапазона возможных колебаний (в результате обменный курс может терять статус якоря денежно-кредитной политики, а курсовая динамика подчиняться задачам снижения внешних рисков стабильности национальной денежной единицы);

- обеспечением прозрачности функционирования валютного рынка через совершенствование правил работы на нем и соблюдения четких принципов и процедур;

- созданием и постоянным совершенствованием механизмов хеджирования валютных рисков;

- развитием комплексной системы мониторинга валютных рисков, совершенствованием механизмов контроля и противодействия спекуляциям и недопущения формирования других дисбалансов, связанных с осуществлением операций капитального характера в иностранной валюте;

- последовательным и системным осуществлением либерализации валютного рынка на основе четко определенных принципов, подходов и этапов;

- использованием других рыночных мер, направленных на снижение уровня долларизации экономики, внешних рисков и совершенствование основ функционирования валютного сегмента денежно-кредитного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Обобщая вышеизложенное исследование, можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика играет ведущую роль в экономической политике государства.

Значительное количество проблем, которые решаются мерами денежно-кредитной политики, обусловили неоднозначное толкование его содержания.

На сегодняшний день, в экономической литературе существует достаточно много определений понятия «денежно-кредитная политика», так как различные экономисты трактуют его по-разному. Но наиболее полным считается определение данное И. А. Лютым, по которому «экономическая сущность денежно-кредитной политики заключается в совокупности экономических и административных мер государства и Центрального банка, направленных на использование экономических инструментов денежно-кредитного механизма для оказания влияния на субъектов денежно-кредитного рынка с целью стабилизации национальной денежной единицы, регулирования предложения денежной массы, ликвидности и кредитоспособности банковских институтов для обеспечения необходимого экономического роста, занятости и сдерживания инфляционных процессов».

В ходе работы были определены три группы целей денежно-кредитной

политики, а именно стратегические (общеэкономические), промежуточные и тактические. Также был рассмотрен достаточно широкий выбор инструментов денежно-кредитной политики, использование которых меняется в зависимости от направления экономической политики государства, степени открытости экономики, уровня развития денежного рынка, особенностей банковской системы и др.

С целью обобщить зарубежный опыт были проанализированы денежно-кредитные политики таких государств как Канада, Япония и Германия. В ходе чего было обнаружено, что все они имеют одинаковую основную цель денежно-кредитной политики, а именно сдерживание инфляции на довольно низком уровне, для обеспечения здоровой экономики, содействие нормального экономического роста и создание новых рабочих мест.

В результате анализа современного состояния денежно-кредитной политики РФ было определено, что ее основными критериями сегодня являются снижение инфляции и обеспечение при этом условий стабильного функционирования финансовой системы, поддержание курса национальной валюты, его устойчивости, и обеспечение стабильного функционирования банковской системы и повышения к ней доверия.

Итак, проанализировав современное состояние денежно-кредитной политики РФ, можно сделать вывод, что приоритетным в осуществлении денежно-кредитной политики является обеспечение финансовой устойчивости и ценовой стабильности как основы для восстановления экономического роста.

Проведенное исследование дает основания констатировать, что денежно-кредитная политика РФ имеет перспективы развития, но для этого Правительство и Центральный банк должны решить ряд проблем, которые тормозят это развитие и не позволяют монетарной политике двигаться вперед и совершенствоваться в соответствии с экономическими изменений в мире.

Для решения проблем денежно-кредитной политики в РФ необходимо осуществить ряд мероприятий, а именно наращивание и рациональное использования заемного капитала, национализации активов проблемных банков, преодоления значительных масштабов долларизации экономики. использование управляемого плавающего курса рубля с постепенным переходом к свободному обменного плавающего курса. То есть в целом российской экономике необходимы структурные сдвиги в экономике.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - 2013.

2. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач  и упражнений: Практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким; Под ред. С.Ф. Серегина. - 2013.

3. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач  и упражнений: Практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким; Под ред. С.Ф. Серегина. - 2013.

4. Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для  бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. - 2013.

5. Антипина, О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - 2012.

6. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - 2013.

Информация о работе Государственная кредитно-денежная политика: понятие, виды и инструменты