Государственная кредитно-денежная политика: понятие, виды и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение общей сути денежно-кредитной политики, исследования ее современного состояния в РФ и выявление перспектив развития.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общее понятие государственной денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие государственной денежно-кредитной политики 5
1.2 Цель государственной денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды государственной денежно-кредитной политики 9
1.4 Методы государственной денежно-кредитной политики 10
1.5 Инструменты государственной денежно-кредитной политики 13
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации денежно-кредитной политики РФ (на примере ведущих стран мира) 16
2.1 Денежно-кредитная политика ведущих стран мира 16
2.2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики РФ 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_KNS.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование денежного оборота занимает важное место в системе государственного управления экономикой, поскольку дает возможность влиять на все процессы на макро- и микроэкономических уровнях.

 

1.4 Методы государственной  денежно-кредитной политики

 

В основе кейнсианского представления об экономической роли государства лежит проблема формирования эффективного спроса, который обеспечит реализацию созданного обществом богатства. Кризисное состояние экономики побудило Дж. Кейнса к решению проблемы реализации богатства с помощью принципиально нового подхода и расширение направлений государственного регулирования, среди которых - бюджетное регулирование с традиционно высоким уровнем перераспределения национального дохода через госбюджет, направленное на обеспечение финансирования государственных инвестиций; осуществления значительных социальных расходов.

Для «запуска» инвестиционного мультипликатора осуществляются:

- большие  правительственные заказы на  производство военной техники  и вооружения, которые стимулируют развитие военно-промышленного комплекса и поддерживают высокий общий уровень экономической конъюнктуры;

- кредитно-денежное  регулирование, использует ставку  процента как основной регулятор  инвестиционной активности и  допускает денежную эмиссию для  покрытия бюджетного дефицита  и с целью «удешевления» денег. Политика «дешевых денег» обеспечивает  снижение предоставления преимуществ  ликвидности и, как следствие, стимулирует  увеличение расходов всеми экономическими  субъектами;

- налоговое  регулирование, основанное на прогрессивной  системе налогообложения с высокими  налоговыми ставками для корпораций  и лиц со значительными доходами  и доходами с целью повышения  склонности к потреблению, а следовательно, и инвестиционного мультипликатора;

- регулирование социальной сферы, необходимо прежде всего для решения проблем занятости путем регулирования рынка труда, оказания помощи по безработице, увеличения социальных программ и тому подобное;

- внешнеэкономическое  регулирование, основанное на применении  фиксированных валютных курсов  и ориентированное на замкнутую экономику.

Послевоенный период показал возможность применения модифицированного варианта кейнсианской теории при решении проблем экономического роста, опиравшегося на расширенную трактовку экономических функций государства. В это же время появляется рассмотренная выше формула экономических функций государства П. Самуэльсона: «стабильность, эффективность, справедливость». В дальнейшем эти функции приобретали разный смысл в зависимости от того, экономисты какой школы или направления экономической мысли объясняли их содержание.

Современная неоклассическая модель государственной экономической политики, возникшая в 70-х годах ХХ в. в условиях кризиса кейнсианской модели государственного вмешательства и критического пересмотра кейнсианских теоретических рекомендаций, основывается на теориях монетаризма и экономики предложения и предусматривает:

- денежно-кредитное (антиинфляционное) регулирование, в основе которого контроль за объемом денежной массы в обращении и недопущения неконтролируемого денежной эмиссии, то есть соблюдения "денежного" правила монетаризма о 3-5-процентном темпе ежегодного роста денежной массы;

- либеральная  налоговая политика, связанная с  уменьшением ставок налогообложения  доходов физических и юридических  лиц с целью стимулирования  частной инициативы и инвестирования, необходимость которых эмпирически  доказана кривой А. Лаффера;

- ограниченное  бюджетное регулирование, основная  цель которого - сбалансирование доходов и расходов бюджета, во избежание бюджетного дефицита;

- дерегулирование  экономики за счет ликвидации  регламентации цен, заработной платы, рынка рабочей силы, а также  либерализации антимонопольного  законодательства и приватизации;

- ограниченное социальное регулирование (сокращение финансирования социальных программ и социальной инфраструктуры);

- внешнеэкономическое  регулирование, ориентированное на  усиление открытости экономик  и участие в мировых интеграционных  процессах и основанное на гибких валютных курсах.

Основные модели государственного регулирования в современных экономических системах приобретают модификации вследствие таких причин: возрождение тезиса исторического направления экономической мысли о национальной системе государственного регулирования, в связи с чем выделяются модели рыночной экономики и государственного регулирования по национальному признаку (американская, немецкая, японская, корейская и др.); по синтезированию и взаимопроникновению многих противоположных теорий, в частности по вопросам экономической роли государства (кейнсианско-неоклассический синтез, левое кейнсианство и марксизм, неоклассическая теория экономического благосостояния и социально-институциональное направление и т.п.); учета в современной экономической науке наряду с устоявшимися неоклассическими и кейнсианскими подходами достижений новой институциональной теории.

В общем, государственное регулирование дополняет и корректирует свободный рыночный механизм. Основная проблема экономического развития сегодня и в будущем - нахождение оптимального соотношения рыночного и государственного регулирования. Взаимодействие этих двух сторон экономического механизма и неустойчивый баланс их отношений свидетельствуют об усилении в отдельные периоды или экономической роли государства, или действия стихийно-рыночных сил.

 

1.5 Инструменты  государственной денежно-кредитной  политики

 

По мнению А. М. Мороза: «инструменты денежно-кредитной политики – это такие регулятивные мероприятия (приемы, методы), которые находятся в определенном распоряжении центрального банка, непосредственно им контролируются, и использование которых влияет на целевые ориентиры денежно-кредитной политики».

Особенностью инструментов денежно-кредитной политики является то, что, применяя их, Центральный банк имеет возможность влиять на процессы, что происходят не только в денежном секторе экономики, но и реальном и внешнем секторах.

Применение того или иного инструмента денежно-кредитной политики зависит от исторических традиций применения финансовых инструментов в государстве, наличия банковско-финансовых учреждений, развития рыночных отношений, общегосударственного состояния экономики и др.

В. С. Стельмах, А. А. Епифанов, Н. И. Гребеник и В. И. Мищенко в своем труде «Денежно-кредитная политика» выделяют следующие основные монетарные инструменты как:

- регулирование учетной ставки;

- установление «кредитных потолков» на кредитные вложения;

- установление минимальных обязательных резервов для коммерческих банков;

- осуществление операций на открытом рынке;

- осуществление операций на валютном рынке;

- регулирования импорта и экспорта товаров;

- выпуск депозитных сертификатов центрального банка.

Выбор инструментов, которые применяются центральными банками, достаточно широкий. Использование тех или иных инструментов меняется в зависимости от направления экономической политики государства, степени открытости экономики, уровня развития денежного рынка, особенностей банковской системы и др.

В зависимости от признаков, инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать следующим образом:

а) по характеру воздействия на денежный рынок:

- инструменты прямого действия (административные) - регулятивные меры центрального банка в форме лимитов, ограничений, директив (например, установление центральным банком «кредитных потолков» для коммерческих банков).

- инструменты опосредованного действия (рыночные) – регулятивные меры воздействия со стороны центрального банка на денежный рынок через формирование на рынке необходимых условий, которые определяют дальнейшее поведение субъектов рынка (например, операции на открытом рынке).

б) в зависимости от направленности регулятивного воздействия:   

- инструменты общей направленности - действие распространяется на денежный рынок, на все банки в целом (например, процентная политика центрального банка);

- селективные инструменты - действие распространяется избирательно, на отдельные банки или группы банков, определенные виды банковской деятельности и т.д. (например, рефинансирования центральным банком отдельных банков).

в) в зависимости от характера воздействия на ликвидность банков:

- инструменты направлены на поддержание ликвидности коммерческих банков (например, покупка центральным банком ценных бумаг на открытом рынке);

- инструменты направлены на изъятие избыточной ликвидности (например размещение центральным банком депозитных сертификатов).

г) в зависимости от периодичности использования:

- инструменты постоянного действия (например, постоянно действующая в пределах Европейской системы центральных банков линия рефинансирования банков с предоставлением кредита «овернайт»);

- инструменты разового использования (например, размещение центральными банками в случае необходимости депозитных сертификатов).

Таким образом, можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика выполняет ведущую роль в государственной экономической политике. Она имеет иерархию целей и реализуется с помощью различных инструментов. Также изучение экономической литературы свидетельствует о разных подходах авторов по определение понятия «денежно-кредитная политика», а также классификации ее инструментов.

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы и перспективы реализации денежно-кредитной политики РФ (на примере ведущих стран мира)

 

2.1 Денежно-кредитная политика ведущих стран мира

 

Рассмотрим зарубежный опыт проведения денежно-кредитной политики на примере таких государств с развитой экономикой как Япония и Германия.

Денежно-кредитную политику в Японии разрабатывает и проводит Банк Японии, главной задачей которого является стимулирование сбалансированному развитию экономики, путем поддержания стабильности цен.

Министр финансов утверждает бюджет банка. Каждые 6 месяцев за посредством министра финансов банк отчитывается о проведенной денежно-кредитной политике перед парламентом. Но несмотря на это, законодательством определено, что Банк Японии разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику государства как независимая организация.

Главными направлениями деятельности Банка Японии являются:

- учет долговых обязательств и коммерческих и других векселей;

- предоставление ссуд под обеспечение долговых обязательств, векселей, государственных облигаций, а также ценных бумаг;

- купля-продажа коммерческих и других векселей и долговых обязательств, государственных облигаций и ценных бумаг;

- прием вкладов;

- операции в национальной валюте;

- купля-продажа ценных металлов.

Банк монопольно эмитирует банкноты, а объем эмиссии определяется министерством финансов и соглашается с правительством. Резервы центрального банка Японии состоят из золотого запаса, государственных ценных бумаг, коммерческих векселей и иностранной валюты.

Банк Японии как финансовый агент правительства руководит государственными фондами (от имени правительства), занимается валютно-финансовой деятельностью, которая направлена ​​на стабилизацию курса национальной валюты - йены.

Основными средствами денежно-кредитной политики Банка Японии являются:

- корректировка учетной ставки;

- регулирование объемов купли-продажи облигаций и векселей;

- проведение обязательного резервирования;

- регулирование операций

- мониторинг банковской деятельности;

- контроль банковских балансов и ежемесячные отчеты с прогнозируемыми расчетами объемов будущих кредитов и депозитов;

- внесение предложений в планы банков.

Итак, можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика Японии является примером крайне эффективной политики, инструменты которой могут быть использованы с целью обеспечения роста национальной экономики.

Проводником денежно-кредитной политики Германии является Немецкий федеральный банк (Бундесбанк).

Федеральное ведомство по контролю за банками, с согласия с Немецким федеральным банком, определяет общеобязательные нормативы для кредитных институтов.

Федеральный банк осуществляет косвенное влияние на процентные ставки, то есть обеспечивает коммерческие банки кредитными ресурсами.

Наиболее эффективными методами воздействия на коммерческие банки являются ломбардные, дисконтные кредиты и операции на открытом рынке. С целью предоставления учетных кредитов Центральный банк Германии осуществляет рефинансирование коммерческих банков путем покупки векселей.

Федеральный банк осуществляет денежно-кредитную политику по таким направлениям:

- учетная политика;

- регулирование норм обязательного резервирования;

- регулирования объема денежной массы;

Информация о работе Государственная кредитно-денежная политика: понятие, виды и инструменты