Государственная научно-техническая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – государственная научно-техническая политика. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и принципы государственной научно-технической политики;
- определить основные направления государственной научно-технической политики России.
Актуальность. Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-техническая политика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
1. Основные понятия, применяемые в научно-технической деятельности……………………………………………………………………....…5
2. Порядок формирования государственной научно-технической политики……………………………………………………………………………...7
3. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики…………………………………………………………………………….9
4. Основные направления научно-технического развития в России………………………………………………………………………………11
5. Общегосударственная и региональная инновационная политика…………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………….........................18
Список использованной литературы …………………..…………………………19

Файлы: 1 файл

гос научная политика.docx

— 41.72 Кб (Скачать файл)

- признание науки социально  значимой отраслью, определяющей  уровень развития производительных  сил государства; 

- гласность и использование  различных форм общественных  обсуждений при выборе приоритетных  направлений развития науки и  техники и экспертизе научных  и научно-технических программ  и проектов, реализация которых  осуществляется на основе конкурсов; 

- гарантия приоритетного  развития фундаментальных научных  исследований;

- интеграция научной,  научно-технической и образовательной  деятельности на основе различных  форм участия работников, аспирантов  и студентов образовательных  учреждений высшего профессионального  образования в научных исследованиях  и экспериментальных разработках  посредством создания учебно-научных  комплексов на базе образовательных  учреждений высшего профессионального  образования, научных организаций  академий наук, имеющих государственный  статус, а также научных организаций  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти;

- поддержка конкуренции  и предпринимательской деятельности  в области науки и техники;

- концентрация ресурсов  на приоритетных направлениях  развития науки и техники;

- стимулирование научно-технической  и инновационной деятельности  через систему экономических  и иных льгот; 

- развитие научно-технической  и инновационной деятельности  посредством создания системы  государственных научных центров  и других структур;

- стимулирование научно-технической  и инновационной деятельности  субъектов Российской Федерации  и интеграция их научно-технического  потенциала;

- развитие международного  научного и научно-технического  сотрудничества Российской Федерации.

 

4. Основные направления научно-технического развития в России

 

Любое государство, чтобы  обеспечить эффективную экономику  и не отстать в своем развитии от других стран, должно проводить единую государственную научно-техническую  политику.

Единая научно-техническая  политика (далее - НТП) — система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Для этого необходим выбор приоритетов в развитии науки и техники и тех отраслей, в которых в первую очередь должны быть реализованы научные достижения. Это связано и с ограниченностью ресурсов государства на проведение крупномасштабных исследований по всем направлениям НТП и их реализацией на практике. Таким образом, государство на каждом этапе своего развития должно определять основные направления НТП, обеспечивать условия для их внедрения.

Основные направления  НТП — это такие направления  развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечит в  самый короткий срок максимум экономической  и социальной эффективности.

Различают общегосударственные (общие) и отраслевые (частные) направления  НТП. Общегосударственные — направления  НТП, которые на данном этапе и  на перспективу являются приоритетными  для страны или группы стран. Отраслевые направления — направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными  для отдельных отраслей народного  хозяйства и промышленности. Например, для угольной промышленности характерны одни направления НТП, для машиностроения — другие исходя из их специфики.

В свое время были определены следующие направления НТП как  общегосударственные: электрификация народного хозяйства; комплексная  механизация и автоматизация  производства; химизация производства. Важнейшим, или определяющим, из всех этих направлений является электрификация, так как без нее немыслимы  другие направления НТП. Необходимо отметить, что для своего времени это были удачно выбранные направления НТП, что сыграло положительную роль для ускорения, развития и повышения эффективности производства. Они являются важными и на данном этапе развития общественного производства, поэтому остановимся на них более подробно.

Электрификация — процесс производства и широкого использования электроэнергии в общественном производстве и быту. Это двусторонний процесс: с одной стороны, производство электроэнергии, с другой — ее потребление в различных сферах, начиная от производственных процессов, происходящих во всех отраслях народного хозяйства, и кончая бытом. Эти стороны неотделимы друг от друга, поскольку, производство и потребление электроэнергии совпадают во времени, что обусловливается физическими особенностями электричества как формы энергии. Поэтому сущность электрификации состоит в органическом единстве производства электроэнергии и замены ею других форм энергии в различных сферах общественного производства, в той или иной мере использующих энергию.

Важность дальнейшего  развития электрификации обусловливается многими причинами, но основными из них являются:

  • преимущество электроэнергии по сравнению с другими видами энергии. Оно состоит в том, что электроэнергия легко передается на большие расстояния, обеспечивает большую скорость и интенсивность производственных процессов, может делиться и концентрироваться в любых количествах, превращаться в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую и др.);
  • уровень электрификации еще не соответствует потребностям страны;
  • возможности электрификации в  развитии производительных сил страны еще далеко не исчерпаны.

Таким образом, необходимость  в коренных изменениях в технологических  принципах обработки предметов  труда обусловлена насущными  потребностями развития общественного  производства. Процесс преобразования предмета труда должен протекать  без непосредственного и прямого  участия в нем человека и отличаться малооперационностью.

Другим важнейшим  направлением НТП являются комплексная механизация и автоматизация производства.

Механизация и  автоматизация производственных процессов — это комплекс мероприятий, предусматривающих широкую замену ручных операций машинами и механизмами, внедрение автоматических станков, отдельных линий и производств.

Механизация производственных процессов означает замену ручного труда машинами, механизмами и другой техникой.

Механизация производства непрерывно развивается, совершенствуется, переходя от низших к более высоким формам: от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации — автоматизации.

В механизированном производстве значительная часть трудовых операций выполняется машинами и механизмами, меньшая — вручную. Это частичная (некомплексная) механизация, при которой могут быть отдельные слабо механизированные звенья.

В настоящее время при  высоком уровне механизации основных производственных процессов (80%) в большинстве  отраслей все еще недостаточно механизированы вспомогательные процессы (25—40), многие работы выполняются вручную. Наибольшее количество вспомогательных рабочих  используется на транспорте и перемещении  грузов, на погрузочно-разгрузочных работах. Если же учесть, что производительность труда одного такого работника почти  в 20 раз ниже, чем у занятого на комплексно-механизированных участках, то становится очевидной острота  проблемы дальнейшей механизации вспомогательных  работ. Кроме того, необходимо учитывать  то обстоятельство, что механизация  вспомогательных работ в промышленности обходится в 3 раза дешевле, чем основных.

Но основной и самой  важной формой является автоматизация  производства. В настоящее время  счетно-решающие машины все более  решительно входят во все области  науки и техники. В будущем  эти машины станут основой автоматизации  производства и будут управлять  автоматикой.

Экономическая и  социальная значимость механизации  и автоматизации производства заключается  в том, что они позволяют заменить ручной труд, особенно тяжелый, машинами и автоматами, повысить производительность труда и на этой основе обеспечить реальное или условное высвобождение  работников, улучшить качество производимой продукции, снизить трудоемкость и  издержки производства, увеличить объем  производства и тем самым обеспечить предприятию более высокие финансовые результаты, что дает возможность  улучшить благосостояние работающих и  их семей.

 

5. Общегосударственная и региональная инновационная политика

 

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции  и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных  товаров.

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной  политики можно отнести:

  1. Разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.
  2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях.
  3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы.
  4. Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
  5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.
  6. Реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.
  7. Использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Важную роль в комплексе предлагаемых мер играют институциональные преобразования (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной  сфере, малое предпринимательство  и другие), направленные на создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной  продукции и освоение высоких  технологий.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать  создание в регионах инновационных  центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку  участников инновационной деятельности.

Реализация основных этапов инновационной  деятельности, начиная от превращения  научно-технических разработок в  инновационный продукт, привлекательный  для инвестора, производителя и  покупателя, и кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров  в тех регионах России, где сосредоточена  инфраструктура, обеспечивающая активизацию  инновационного процесса.

Под региональной научно-технической  политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов  развития научно-инновационной. Деятельности в регионе, путей и средств  их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов  управления. В основе формирования региональной инновационной политики лежит так 
называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм, передача инноваций и технологий (так называемый трансфер технологий). Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.

Региональная инновационная  политика, представленная в виде программы  содержит следующие разделы:

1. Анализ состояния научно-инновационной  сферы с целью выявления уровня  и степени использования инновационного  потенциала; перспективности и направлений  инновационной деятельности, её  масштаба и влияния на конкурентоспособность  продукции региона; структурных  и нституциональных изменений;  условий повышения инновационной  активности.

Информация о работе Государственная научно-техническая политика