Государственная научно-техническая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – государственная научно-техническая политика. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и принципы государственной научно-технической политики;
- определить основные направления государственной научно-технической политики России.
Актуальность. Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-техническая политика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
1. Основные понятия, применяемые в научно-технической деятельности……………………………………………………………………....…5
2. Порядок формирования государственной научно-технической политики……………………………………………………………………………...7
3. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики…………………………………………………………………………….9
4. Основные направления научно-технического развития в России………………………………………………………………………………11
5. Общегосударственная и региональная инновационная политика…………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………….........................18
Список использованной литературы …………………..…………………………19

Файлы: 1 файл

гос научная политика.docx

— 41.72 Кб (Скачать файл)

2. Цели и приоритеты  развития научно-инновационной деятельности  в регионе. Система и структура  целей должна быть разработана  на основе следующих принципов:

- региональные цели должны  вытекать из общей концепции  научно-технического развития страны  и не противоречить стратегическим  федеральным целям; 

- региональные цели должны  быть сформулированы с учетом  специфики и потребностей региона; 

- цели региональной программы  должны исходить не из наличия  ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться  из установленных целей; 

- конкретная разработка  структуры целей и в целом  целевой программы должна осуществляться  на уровне современных методик  с широким использованием независимых  экспертов и системы экспертных  оценок;

- международного научно-технического  сотрудничества;

- государственных (федеральных)  программ ускорения научно-технического  прогресса; 

- собственно региональной (муниципальной) политики развития  научно-технического потенциала; - отдельных  промышленных предприятий и научных  учреждений государственной и  муниципальной форм собственности; 

- применительно к конкретным  научным коллективам (группам)  и отдельным ученым, самостоятельно  решающим приоритетные научно-технические  задачи.

Ранги целей на перечисленных  уровнях региональной инновационной  политики устанавливаются в системе  долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования  регионального социально-экономического развития.

Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной  сферы можно считать подход, ориентированный  на глобальные критерии НТП, развитие высоких технологий.

Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей  его социально-экономического развития. Главная задача органов регионального  управления при этом состоит в  создании благоприятной экономической  среды и условий для повышения  инвестиционной активности в научно-инновационной  сфере.

Третий момент: инновационная  политика в регионе должна иметь  селективный, строго избирательный  характер, не стремясь охватить все  направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического  прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях  основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.

Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и  инновационной политики нужно ориентировать  на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения  регионов, формирование сети технополисов и наукоградов.

Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и  ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условиях переходной экономики  таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, поэтому  необходимы федеральные инновационные  программы, нацеленные на оказание стартовой  помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной  инфраструктуры, подготовку кадров и  т.д.

Таким образом, необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме, экономической поддержке инновационной активности.

 

Заключение

 

Любое государство, чтобы не отстать в своем научно-техническом  развитии, должно разрабатывать и  осуществлять единую государственную  техническую политику. Под единой государственной научно-технической  политикой понимаются выбор важнейших  направлений и их реализация с  мощной поддержкой государства.

В высоких технологиях  ведущую роль играют информационные технологии. Прогресс в этой области  создает такие продукты, которые  позволяют получить наиболее оперативную  и полную информацию по любому вопросу. Современный человек должен уметь  ориентироваться в поступающей  информации и выделять наиболее важную из всего потока информации для поддержания  своей профессиональной конкурентоспособности.

Важным фактором развития сектора высоких технологий в  мировой экономике является становление  и совершенствование систем технопарков  и технополисов. Для полноценного функционирования этих образований  требуется активное участие государства  в их создании и поддержании. Необходимо образование специальных фондов, кредитующих рискованные научно-технические  проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами.

В настоящее время предпринимаются  попытки поддержать науку и образование. Однако системно проработанная целостная  государственная научно-техническая  политика, охватывающая науку, технологию, образование, внедрение и научно-технологическую  модернизацию производства, в российском масштабе окончательно еще не сформировалась. Системная проработка государственной  научно-технической политики должна охватывать поддержку и стимулирование науки, отечественных высоких и  наукоемких технологий, трансфер технологий, расширение научно-технического кадрового  потенциала, политику информатизации, развитие научных элит, поддержку  статуса науки и ученых, концепцию  бюджета науки, различные формы  финансирования, социальные проблемы: престижность, социальные гарантии, статус ученых, отношение с обществом, основы региональной научно-технологической  политики, создание новых организационных  форм и взаимодействие с производством, новые формы — технополисы, технограды, технопарки, инкубаторы и. т.п.

 

Используемая  литература

 

  1. О банке развития: федеральный закон от 17.05.2007г. №82-ФЗ
  2. Об особых экономических зонах в РФ: федеральный закон от 08.07.2005. N 116-ФЗ.
  3. Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания»: постановление правительства РФ от 24.08.2006г. № 516
  4. Об одобрении госпрограммы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: распоряжение от 10 марта 2006г. N328-р.
  5. Об основных направлениях государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий: распоряжение правительства РФ от 11.12.2002г. N 1764-р.
  6. Об утверждении концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно технического комплекса РФ» на 2007 – 2012 годы: распоряжение правительства РФ от 06.07.2006г. № 977-Р.
  7. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010: руководящий документ правительства РФ от 05.08.2005г.
  8. Перечень критических технологий РФ: приказ президента РФ от 30.03.2002г. № ПР-578.
  9. Положение о федеральном агентстве по науке и инновациям: постановление правительства РФ от 16.07.2004г. 128.
  10. Барышева А.В.Инновационный менеджмент (учебное пособие), - М.: ИНФРА-М, 2001. - 154 с.
  11. Гурова Т.А., Полунин Ю.К. Инфраструктура для национального рынка. 2007, - 228 с.
  12. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005. - 220 с.
  13. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система, ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2003. - 273 с.
  14. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. – М.: Ассоциация издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 2002. - 236 с.

 


Информация о работе Государственная научно-техническая политика