Государственная поддержка аграрной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 15:26, реферат

Описание работы

Государственная поддержка аграрной сферы в рыночных условиях хозяйствования – это объективная необходимость. Запрет на ввоз многих продовольственных товаров из США, ЕС и других стран потребует резкого рывка в развитии отечественного агропромышленного комплекса.

Файлы: 1 файл

макроэкономика курсовая работа.docx

— 55.20 Кб (Скачать файл)

                          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

___________________________________________________

 

Кафедра        Экономики и автоматизированных систем управления

                                

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

«Государственная поддержка аграрной сферы».

по дисциплине  «Макроэкономика»

 

 

 

Студент группа                 ____________________     __Стриженко К_____

                                                         (подпись)                                                      (И.О. Фамилия)

 

 

Руководитель:  преподаватель   _______________        Е.В. Полицинская_____

                                                                          (подпись)                                              (Ф.И.О. Фамилия)

 

 

_______________

(дата)

 

 

 

ЮРГА  2015 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Государственная поддержка аграрной сферы  в рыночных условиях хозяйствования – это объективная необходимость. Запрет на ввоз многих продовольственных товаров из США, ЕС и других стран потребует резкого рывка в развитии отечественного агропромышленного комплекса.

 В прежних  условиях  хозяйствования в России не  был создан эффективной механизм  государственного регулирования  агропромышленного комплекса  и, прежде всего, его государственной  поддержки, поэтому аграрная сфера  оказалась в глубоком кризисе. Отсутствие единой концепции, принимавшиеся  на федеральном уровне программы  и организационные меры по  стабилизации и развитию аграрного  сектора без необходимой государственной  поддержки, оказывали незначительное  влияние на его состояние, не  позволили решать узловые проблемы  для достижения намеченных целей.В последние годы в стране осуществлены меры по формированию многоканальной системы государственной поддержки сельского хозяйства, увеличилось бюджетное финансирование отрасли. Приняты меры, на улучшение макроэкономической ситуации обеспечили стабилизацию и увеличение производства сельскохозяйственной продукции В силу присущих сельскому хозяйству специфических особенностей государственная поддержка выступает обязательным условием существования и роста современного агропроизводства и продовольственного рынка. Государственная поддержка является составной частью аграрной политики РФ и позволяет существенно смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом. Развитые страны, где государственные органы управления выделяют значительные финансовые средства на поддержку сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и технологий агропромышленного производства, добились высоких результатов в продовольственном обеспечении населения. В данной курсовой работе  рассмотрены механизмы государственной поддержки сельского хозяйства (налоговая политика, денежно-кредитная политика, бюджетная политика, ценовая политика и др.), зарубежная практика господдержки аграрного сектора экономики, описаны североамериканская и западноевропейская модели государственной поддержки аграрной сферы.

  1. Причины государственной поддержки

 

Необходимость государственной поддержки аграрной сферы  вытекает из особенностей базовой ее отрасли - сельского хозяйства, которое среди отраслей АПК в первую очередь нуждается в поддержке. Общеизвестно, что сельское хозяйство как отрасль экономики подчиняется основным экономическим законам. Вместе с тем, следует учитывать особенности сельского хозяйства, обусловленные его сезонностью, характером технологий производства. В качестве главного средства производства здесь выступает земля. По сравнению с другими средствами производства земля не изнашивается, а при правильном использовании улучшает свои качественные параметры. В сельском хозяйстве в качестве средств производства выступают также живые организмы, какими являются животные, которые развиваются на основе биологических законов. Следовательно, экономический процесс воспроизводства здесь тесно переплетается с естественным процессом развития живых организмов. Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на огромных площадях и рассредоточено по различным климатическим зонам. Конечные результаты порой во многом зависят не от количества и качества применяемых усилий, а от конкретных условий, в которых осуществляется производство. Сезонный характер производственных процессов оказывает существенное влияние на организацию производства, эффективное использование техники, трудовых ресурсов и в конечном итоге на эффективность отрасли в целом. Необходимость господдержки аграрной сферы основана также и на следующем важном теоретическом положении. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве проявляется в гораздо меньшей степени, чем в отраслях промышленности, в результате производительность труда в промышленности растет гораздо быстрее. Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли, и ресурс интенсификации в развитых странах практически исчерпан. Все это приводит к тому, что себестоимость сельскохозяйственной продукции не снижается, а даже растет. В результате относительные доходы промышленников растут, а сельхозпроизводителей - падают. На определенном этапе сельскохозяйственное производство в стране может оказываться убыточным не по причине малой производительности труда фермеров, а по объективным условиям. Если не принимать никаких мер, то производители сельхозпродукции разорятся

 

 

 

  1. Механизмы государственной поддержки аграрной сферы.

 

 Устойчивое развитие  аграрного производства позволяет  обеспечить рост экономики и  повысить степень удовлетворения  потребностей населения. Центральное  место при этом отводится повышению  уровня производства продовольствия, поскольку в современных условиях  именно посредством этого возможно  достижение продовольственной безопасности  страны. Проблема продовольственной  независимости страны сегодня  исключительно актуальна как  с социальной, экономической, так и политической точек зрения. Одним из определяющих путей ее решения выступает улучшение продовольственного снабжения населения путем производства продуктов питания в требуемом количестве и необходимого качества. Однако сельское хозяйство, в силу присущих ему специфических особенностей, не является самостоятельной, самодостаточной отраслью и не способно развиваться на принципах самоокупаемости и самофинансирования, в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство, зависимое от нерыночных природных факторов, имеющее сезонный, цикличный характер воспроизводства, является более отсталой в технологическом плане, относительно статичной и низкодоходной отраслью по сравнению с промышленным комплексом, вложение капиталов в которую приносит относительно меньшую отдачу. Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости определения роли государства и степени его участия в управлении и регулировании сельского хозяйства, а также разработки и реализации комплекса мер государственной поддержки, способствующих стабилизации и развитию аграрного сектора экономики. Как свидетельствует практика развитых стран мира, где активная политика аграрного протекционизма и всемерной поддержки сельхозтоваропроизводителей рассматривается в качестве приоритетной, стратегической, государственная поддержка сельского хозяйства способствует росту производства и обеспечению стран собственным продовольствием. Государственная поддержка аграрного сектора в рыночных условиях хозяйствования является объективной необходимостью. Сельское хозяйство, вследствие присущих ему специфических особенностей, не может за счет реализации своей продукции получить доход, достаточный для возмещения издержек производства, сохранения земель и социального развития села. Государственная поддержка – обязательное условие существования и роста современного агропроизводства и продовольственного рынка, о чем свидетельствует опыт ведущих мировых держав.

 

Механизмы господдержки можно дифференцировать следующим образом:

  в зависимости от источников финансирования выделяют бюджетный механизм поддержки, когда за счет бюджетов всех уровней предоставляются бюджетные услуги, а также разрабатываются и реализуются программы регулирования отрасли сельского хозяйства, и внебюджетный вид господдержки, представляющий собой меры экономической политики, которые не требуют расходования средств федерального или региональных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, внешнеторговое регулирование экспорта и импорта продукции, установление льгот, запретов и ограничений;

  в зависимости от  периода действия мер, направленных  на устойчивое развитие сельского хозяйства, различают

    -   краткосрочный - до одного года и

    -    долгосрочный механизм государственной поддержки – более одного года;

  по уровням выделяют  два вида государственной поддержки  сельскохо- зяйственных товаропроизводителей:

-      региональный, когда меры господдержки агрокомплекса распространяются только внутри отдельного региона и

  -   федеральный, если меры повышения эффективности сельскохозяйственного производства действуют на территории всей страны (к примеру, Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 г.г., утвержденная постановлением Правительства РФ).

Применительно к сельскому хозяйству, как показал анализ изученной литературы, используются следующие механизмы господдержки:

  -налоговая политика, осуществляемая путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов, дифференциации в налогообложении производства отдельных видов продукции аграрного комплекса .

  -денежно-кредитная политика, посредством которой правительство воздействует на денежное обращение. Это меры по льготному и при- оритетному кредитованию инвестиционных проектов, льготному стра- хованию урожая определенных видов сельскохозяйственных культур, особенно в регионах рискованного земледелия и пр.;

  -бюджетная политика – государственные органы вправе распределять средства бюджета по различным направлениям, выделяя отраслям, со- циальным группам населения, признанным в данный промежуток вре мени приоритетными, большие бюджетные ассигнования. Государство осуществляет субсидирование процентных ставок по кредитам для аг- ропромышленных предприятий, формирование федеральных и регио- нальных продовольственных фондов, полное или долевое государственное финансирование, компенсирование затрат по договорам страхования, лизинг;

  - ценовая политика в целом осуществляется путем регулирования цен, установления предельных цен на некоторые общественно значимые товары и услуги, предельных уровней рентабельности для предприятий – монополистов и параметров, определяющих величину цен. В сельском хозяйстве применяют механизм гарантированных цен, устанавливаемых органами власти на уровне, обеспечивающем хозяйст вам минимальную рентабельность производства и получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, пороговых (защитных) цен, если цены на внутреннем рынке существенно выше импортных, а сбыт отечественного продовольствия затруднен, мониторинга паритета цен и улучшения их соотношения, закупочных и товарных интервенций, дифференциации транспортных тарифов на перевозки сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

   -планирование, которому принадлежит особое место в системе господ- держки аграрного сектора. Инструментами при этом являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы, имеющие рекомендательный характер. Оно включает прогнозирование, разработку программ и планов различного назначения, позволяющих предсказать положительные последствия принимаемых решений и в необходимой и достаточной мере ограничивающих рыночные отношения;

  - дотации из бюджета – это ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых, например, дотации к ценам на продукты питания для снижения расходов потребителей;

  -поддержка сфер образования, здравоохранения, охрана окружающей среды, социальная политика – поддержка научных исследований по тематике, представляющей интерес для агробизнеса, содействие развитию социальной сферы села (регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда, меры по пенсионному обеспечению, помощь инвалидам, детям, страхование жизни и здоровья селян), меры по защите природы;

  - государственный заказ, когда государство выступает крупнейшим прямым заказчиком продукции;

  механизм ограничений  и запретов определенных видов  экономической деятельности, государственное  лицензирование и регистрация

  - внешнеэкономическая политика, предполагающая законодательное ус- тановление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют, ис- пользование иностранных займов, инвестиций, валютных ограничений. Это, например, установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в целях защиты отечественных товаропроизводителей и продовольственного рынка. Все рассмотренные механизмы связаны с определенными затратами го- сударственных средств, направляемыми на решение таких задач, как повышение эффективности аграрного производства и его конкурентоспособности, формирование отлаженного экономического механизма функционирования сельского хозяйства, стимулирование инновационной деятельности, улучшение использования фондов, земли, развитие рыночной и социальной инфраструктуры, устранение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Мировая практика государственной поддержки аграрного сектора экономики

 

Современное состояние российского аграрного сектора существенно отличается от положения сельского хозяйства в странах с развитыми рыночными методами хозяйствования. Правительства этих государств стремятся обеспечить благосостояние своего народа, превратив продовольственный сектор в процветающую отрасль экономики. Государственная поддержка агарарной сферы за рубежом – это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения с целью создания стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охраны окружающей среды. Государственная поддержка агропромышленного производства в зарубежных государствах выступает основным содержанием аграрной и финансовой политики в сельском хозяйстве. Как показывает анализ изученной литературы, начиная с реформ 30-х годов ХХ столетия, в системе господдержки экономики США и Западной Европы сложилась ситуация, когда сельхозтоваропроизводители выделялись в особую группу, которая получает доплату от государства посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот, главным образом, только за свой статус. В ряде стран государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 2 раза выше рыночной стоимости его продукции. Увеличиваются суммы и значение субсидий в форме премий, исходя из площади сельхозугодий и поголовья сельскохозяйственных животных, на проведение в отрасли экологических мероприятий, подготовку и переподготовку кадров, проведение исследований, контроль за производством. Наиболее распространенные в зарубежных государствах меры государственной поддержки аграрного производства можно объединить в две группы: меры прямого и косвенного государственного субсидирования. Но, как отмечают многие ученые – экономисты, в структуре бюджетных ассигнований зару- бежных стран значительную долю занимают средства на поддержку цен. Система государственной поддержки цен сельскохозяйственной продукции практически во всех странах с развитой рыночной экономикой предусматривает следующие мероприятия:

- скупку или продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и сохранения желаемого уровня цен;

- установление верхних и нижних границ колебания цен и условной либо индикативной цены, к поддержанию которой стремится государство.

Информация о работе Государственная поддержка аграрной сферы