МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
___________________________________________________
Кафедра
Экономики и автоматизированных систем
управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Государственная
поддержка аграрной сферы».
по дисциплине
«Макроэкономика»
Студент группа
____________________ __Стриженко К_____
(подпись)
(И.О. Фамилия)
Руководитель: преподаватель
_______________ Е.В. Полицинская_____
(подпись)
(Ф.И.О. Фамилия)
_______________
(дата)
ЮРГА 2015
Оглавление
Введение
Государственная поддержка
аграрной сферы в рыночных условиях
хозяйствования – это объективная необходимость.
Запрет на ввоз многих продовольственных
товаров из США, ЕС и других стран потребует
резкого рывка в развитии отечественного
агропромышленного комплекса.
В прежних условиях
хозяйствования в России не
был создан эффективной механизм
государственного регулирования
агропромышленного комплекса и,
прежде всего, его государственной
поддержки, поэтому аграрная сфера
оказалась в глубоком кризисе.
Отсутствие единой концепции, принимавшиеся
на федеральном уровне программы
и организационные меры по
стабилизации и развитию аграрного
сектора без необходимой государственной
поддержки, оказывали незначительное
влияние на его состояние, не
позволили решать узловые проблемы
для достижения намеченных целей.В
последние годы в стране осуществлены
меры по формированию многоканальной
системы государственной поддержки сельского
хозяйства, увеличилось бюджетное финансирование
отрасли. Приняты меры, на улучшение макроэкономической
ситуации обеспечили стабилизацию и увеличение
производства сельскохозяйственной продукции
В силу присущих сельскому хозяйству специфических
особенностей государственная поддержка
выступает обязательным условием существования
и роста современного агропроизводства
и продовольственного рынка. Государственная
поддержка является составной частью
аграрной политики РФ и позволяет существенно
смягчить последствия неэквивалентности
в товарообмене сельского хозяйства с
другими отраслями экономики, обеспечить
эффективное функционирование агропромышленного
производства России в целом. Развитые
страны, где государственные органы управления
выделяют значительные финансовые средства
на поддержку сельского хозяйства, стимулируя
модернизацию техники и технологий агропромышленного
производства, добились высоких результатов
в продовольственном обеспечении населения.
В данной курсовой работе рассмотрены
механизмы государственной поддержки
сельского хозяйства (налоговая политика,
денежно-кредитная политика, бюджетная
политика, ценовая политика и др.), зарубежная
практика господдержки аграрного сектора
экономики, описаны североамериканская
и западноевропейская модели государственной
поддержки аграрной сферы.
Причины государственной
поддержки
Необходимость государственной
поддержки аграрной сферы вытекает
из особенностей базовой ее отрасли - сельского
хозяйства, которое среди отраслей АПК
в первую очередь нуждается в поддержке.
Общеизвестно, что сельское хозяйство
как отрасль экономики подчиняется основным
экономическим законам. Вместе с тем, следует
учитывать особенности сельского хозяйства,
обусловленные его сезонностью, характером
технологий производства. В качестве главного
средства производства здесь выступает
земля. По сравнению с другими средствами
производства земля не изнашивается, а
при правильном использовании улучшает
свои качественные параметры. В сельском
хозяйстве в качестве средств производства
выступают также живые организмы, какими
являются животные, которые развиваются
на основе биологических законов. Следовательно,
экономический процесс воспроизводства
здесь тесно переплетается с естественным
процессом развития живых организмов.
Производство сельскохозяйственной продукции
осуществляется на огромных площадях
и рассредоточено по различным климатическим
зонам. Конечные результаты порой во многом
зависят не от количества и качества применяемых
усилий, а от конкретных условий, в которых
осуществляется производство. Сезонный
характер производственных процессов
оказывает существенное влияние на организацию
производства, эффективное использование
техники, трудовых ресурсов и в конечном
итоге на эффективность отрасли в целом.
Необходимость господдержки аграрной
сферы основана также и на следующем важном
теоретическом положении. Научно-технический
прогресс в сельском хозяйстве проявляется
в гораздо меньшей степени, чем в отраслях
промышленности, в результате производительность
труда в промышленности растет гораздо
быстрее. Кроме того, производительность
труда в сельском хозяйстве ограничена
физическими возможностями земли, и ресурс
интенсификации в развитых странах практически
исчерпан. Все это приводит к тому, что
себестоимость сельскохозяйственной
продукции не снижается, а даже растет.
В результате относительные доходы промышленников
растут, а сельхозпроизводителей - падают.
На определенном этапе сельскохозяйственное
производство в стране может оказываться
убыточным не по причине малой производительности
труда фермеров, а по объективным условиям.
Если не принимать никаких мер, то производители
сельхозпродукции разорятся
Механизмы государственной поддержки аграрной
сферы.
Устойчивое развитие
аграрного производства позволяет
обеспечить рост экономики и
повысить степень удовлетворения
потребностей населения. Центральное
место при этом отводится повышению
уровня производства продовольствия,
поскольку в современных условиях
именно посредством этого возможно
достижение продовольственной безопасности
страны. Проблема продовольственной
независимости страны сегодня
исключительно актуальна как
с социальной, экономической, так и политической
точек зрения. Одним из определяющих путей
ее решения выступает улучшение продовольственного
снабжения населения путем производства
продуктов питания в требуемом количестве
и необходимого качества. Однако сельское
хозяйство, в силу присущих ему специфических
особенностей, не является самостоятельной,
самодостаточной отраслью и не способно
развиваться на принципах самоокупаемости
и самофинансирования, в полной мере и
на равных участвовать в межотраслевой
конкуренции. Сельское хозяйство, зависимое
от нерыночных природных факторов, имеющее
сезонный, цикличный характер воспроизводства,
является более отсталой в технологическом
плане, относительно статичной и низкодоходной
отраслью по сравнению с промышленным
комплексом, вложение капиталов в которую
приносит относительно меньшую отдачу.
Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют
о необходимости определения роли государства
и степени его участия в управлении и регулировании
сельского хозяйства, а также разработки
и реализации комплекса мер государственной
поддержки, способствующих стабилизации
и развитию аграрного сектора экономики.
Как свидетельствует практика развитых
стран мира, где активная политика аграрного
протекционизма и всемерной поддержки
сельхозтоваропроизводителей рассматривается
в качестве приоритетной, стратегической,
государственная поддержка сельского
хозяйства способствует росту производства
и обеспечению стран собственным продовольствием.
Государственная поддержка аграрного
сектора в рыночных условиях хозяйствования
является объективной необходимостью.
Сельское хозяйство, вследствие присущих
ему специфических особенностей, не может
за счет реализации своей продукции получить
доход, достаточный для возмещения издержек
производства, сохранения земель и социального
развития села. Государственная поддержка
– обязательное условие существования
и роста современного агропроизводства
и продовольственного рынка, о чем свидетельствует
опыт ведущих мировых держав.
Механизмы господдержки можно
дифференцировать следующим образом:
в зависимости от источников
финансирования выделяют бюджетный механизм
поддержки, когда за счет бюджетов всех
уровней предоставляются бюджетные услуги,
а также разрабатываются и реализуются
программы регулирования отрасли сельского
хозяйства, и внебюджетный вид господдержки,
представляющий собой меры экономической
политики, которые не требуют расходования
средств федерального или региональных
бюджетов, в том числе регулирование цен
и тарифов, внешнеторговое регулирование
экспорта и импорта продукции, установление
льгот, запретов и ограничений;
в зависимости от
периода действия мер, направленных
на устойчивое развитие сельского
хозяйства, различают
- краткосрочный
- до одного года и
- долгосрочный
механизм государственной поддержки –
более одного года;
по уровням выделяют
два вида государственной поддержки
сельскохо- зяйственных товаропроизводителей:
- региональный,
когда меры господдержки агрокомплекса
распространяются только внутри отдельного
региона и
- федеральный, если
меры повышения эффективности сельскохозяйственного
производства действуют на территории
всей страны (к примеру, Государственная
Программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на
2008-2012 г.г., утвержденная постановлением
Правительства РФ).
Применительно к сельскому
хозяйству, как показал анализ изученной
литературы, используются следующие механизмы
господдержки:
-налоговая политика, осуществляемая
путем назначения и дифференциации налоговых
ставок, введения налоговых льгот, освобождения
от налогов, дифференциации в налогообложении
производства отдельных видов продукции
аграрного комплекса .
-денежно-кредитная политика,
посредством которой правительство воздействует
на денежное обращение. Это меры по льготному
и при- оритетному кредитованию инвестиционных
проектов, льготному стра- хованию урожая
определенных видов сельскохозяйственных
культур, особенно в регионах рискованного
земледелия и пр.;
-бюджетная политика –
государственные органы вправе распределять
средства бюджета по различным направлениям,
выделяя отраслям, со- циальным группам
населения, признанным в данный промежуток
вре мени приоритетными, большие бюджетные
ассигнования. Государство осуществляет
субсидирование процентных ставок по
кредитам для аг- ропромышленных предприятий,
формирование федеральных и регио- нальных
продовольственных фондов, полное или
долевое государственное финансирование,
компенсирование затрат по договорам
страхования, лизинг;
- ценовая политика в целом
осуществляется путем регулирования цен,
установления предельных цен на некоторые
общественно значимые товары и услуги,
предельных уровней рентабельности для
предприятий – монополистов и параметров,
определяющих величину цен. В сельском
хозяйстве применяют механизм гарантированных
цен, устанавливаемых органами власти
на уровне, обеспечивающем хозяйст вам
минимальную рентабельность производства
и получение доходов, достаточных для
расширенного воспроизводства, пороговых
(защитных) цен, если цены на внутреннем
рынке существенно выше импортных, а сбыт
отечественного продовольствия затруднен,
мониторинга паритета цен и улучшения
их соотношения, закупочных и товарных
интервенций, дифференциации транспортных
тарифов на перевозки сельскохозяйственной
продукции и продовольствия;
-планирование, которому
принадлежит особое место в системе господ-
держки аграрного сектора. Инструментами
при этом являются прогнозы, целевые программы,
перспективные и текущие планы, имеющие
рекомендательный характер. Оно включает
прогнозирование, разработку программ
и планов различного назначения, позволяющих
предсказать положительные последствия
принимаемых решений и в необходимой и
достаточной мере ограничивающих рыночные
отношения;
- дотации из бюджета –
это ассигнования из государственного
бюджета, выделяемые предприятиям за проданную
продукцию для покрытия убытков, в том
числе плановых, например, дотации к ценам
на продукты питания для снижения расходов
потребителей;
-поддержка сфер образования,
здравоохранения, охрана окружающей среды,
социальная политика – поддержка научных
исследований по тематике, представляющей
интерес для агробизнеса, содействие развитию
социальной сферы села (регулирование
условий труда, трудовых отношений, оплаты
труда, меры по пенсионному обеспечению,
помощь инвалидам, детям, страхование
жизни и здоровья селян), меры по защите
природы;
- государственный заказ,
когда государство выступает крупнейшим
прямым заказчиком продукции;
механизм ограничений
и запретов определенных видов
экономической деятельности, государственное
лицензирование и регистрация
- внешнеэкономическая политика,
предполагающая законодательное ус- тановление
ставок таможенных пошлин, обменных курсов
валют, ис- пользование иностранных займов,
инвестиций, валютных ограничений. Это,
например, установление квот, таможенных
пошлин на импорт или экспорт сельскохозяйственной
продукции и продовольствия в целях защиты
отечественных товаропроизводителей
и продовольственного рынка. Все рассмотренные
механизмы связаны с определенными затратами
го- сударственных средств, направляемыми
на решение таких задач, как повышение
эффективности аграрного производства
и его конкурентоспособности, формирование
отлаженного экономического механизма
функционирования сельского хозяйства,
стимулирование инновационной деятельности,
улучшение использования фондов, земли,
развитие рыночной и социальной инфраструктуры,
устранение безработицы на селе, повышение
уровня оплаты труда.
Мировая практика государственной поддержки аграрного
сектора экономики
Современное состояние российского
аграрного сектора существенно отличается
от положения сельского хозяйства в странах
с развитыми рыночными методами хозяйствования.
Правительства этих государств стремятся
обеспечить благосостояние своего народа,
превратив продовольственный сектор в
процветающую отрасль экономики. Государственная
поддержка агарарной сферы за рубежом
– это сложный механизм, включающий инструменты
воздействия на доходы фермеров, структуру
сельскохозяйственного производства,
аграрный рынок, социальную структуру
села, межотраслевые и межхозяйственные
отношения с целью создания стабильных
экономических, правовых и социальных
условий для развития сельского хозяйства,
удовлетворения потребностей населения
в качественных продуктах питания по социально-приемлемым
ценам, охраны окружающей среды. Государственная
поддержка агропромышленного производства
в зарубежных государствах выступает
основным содержанием аграрной и финансовой
политики в сельском хозяйстве. Как показывает
анализ изученной литературы, начиная
с реформ 30-х годов ХХ столетия, в системе
господдержки экономики США и Западной
Европы сложилась ситуация, когда сельхозтоваропроизводители
выделялись в особую группу, которая получает
доплату от государства посредством разного
рода субсидий, дотаций и льгот, главным
образом, только за свой статус. В ряде
стран государственные финансовые вложения
в сельское хозяйство в 2 раза выше рыночной
стоимости его продукции. Увеличиваются
суммы и значение субсидий в форме премий,
исходя из площади сельхозугодий и поголовья
сельскохозяйственных животных, на проведение
в отрасли экологических мероприятий,
подготовку и переподготовку кадров, проведение
исследований, контроль за производством.
Наиболее распространенные в зарубежных
государствах меры государственной поддержки
аграрного производства можно объединить
в две группы: меры прямого и косвенного
государственного субсидирования. Но,
как отмечают многие ученые – экономисты,
в структуре бюджетных ассигнований зару-
бежных стран значительную долю занимают
средства на поддержку цен. Система государственной
поддержки цен сельскохозяйственной продукции
практически во всех странах с развитой
рыночной экономикой предусматривает
следующие мероприятия:
- скупку или продажу нескоропортящейся
продукции в целях товарной интервенции
и сохранения желаемого уровня цен;
- установление верхних и нижних
границ колебания цен и условной либо
индикативной цены, к поддержанию которой
стремится государство.