Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 15:26, реферат
Описание работы
Государственная поддержка аграрной сферы в рыночных условиях хозяйствования – это объективная необходимость. Запрет на ввоз многих продовольственных товаров из США, ЕС и других стран потребует резкого рывка в развитии отечественного агропромышленного комплекса.
В развитых странах
проводится постоянный мониторинг
динамики до- ходности ферм и других
отраслей АПК, издержек производства по
группам хозяйств или по видам производства,
паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию. В вопросах государственной
поддержки аграрной сферы экономики за
рубежом имеются две ее модели: североамериканская
и западноевропейская. Задачи в США и ЕС
ставятся разные, но в обоих случаях государственные
власти нацелены на решение проблем, актуальных
для сельского хозяйства в данный период,
путем оказания поддержки на достаточном
уровне. Главная цель господдержки аграрного
сектора в США – способствовать росту
конкурентоспособности и помочь преодолеть
трудный период. Суть этой модели сводится
к тому, что государство устанавливает
гарантированные цены на продукцию фермеров
и в случае необходимости обеспечивает
закупки продукции по этим ценам, таким
образом защищая и страхуя сельхозпроизводителя
от колебания цен на рынке, и от различных
рисков. Если ценовая конъюнктура ухудшается,
производитель имеет возможность сдать
государству на хранение свою про- дукцию
по залоговым ценам, которые позволяют
поддерживать производство. При постепенном
снижении цен американский фермер вправе
забрать свою продукцию на реализацию
и вернуть из выручки полученные от государства
средства. Европейская экономика более
социально ориентирована. Необходимая
величина государственной помощи определяется
необходимостью сближения регионов по
доходам сельхозтоваропроизводителей,
доведения этих доходов до уровня других
сфер экономики, предотвращения социальных
проблем от слишком быстрого сокращения
числа занятых в сельском хозяйстве. В
странах ЕС выплачивают дотации фермерам
на производимую ими продукцию в преде-
лах установленных квот, а на производство
сверх квот дотации не выплачива- ют. Ключевым
элементом господдержки здесь выступают
целевые цены, которые постепенно в течение
года понижаются на 3-5% - это ориентировочные
цены на продукцию аграрного сектора,
устанавливаемые государством и обеспечивающие
работу производителя с определенным
показателем рентабельности. Органы государственной
власти поддерживают эти цены с помощью
рыночных механизмов, закупая излишки
при перепроизводстве и, напротив, выставляя
на рынок запасы государства, если цена
начинает расти и превышать допустимый
уровень. Важнейшим принципом государственной
поддержки сельскохозяйственного производства
в развитых странах является такое вмешательство
государства, которое, во-первых, обеспечивает
фермерам доход и гарантирует им жизненный
уровень, сравнимый с уровнем жизни других
социальных групп общества, а во-вторых,
стимулирует постоянный рост эффективности
аграрного производства, производительности
труда фермеров, учитывает интересы потребителей
продовольственных товаров и посредством
этого обеспечивает продовольственную
безопасность национальной экономики.
Западные страны создали условия обеспеченности
своей страны собственным продовольствием
на достаточно высоком уровне и осуществляют
в больших объемах экспорт продукции АПК,
но при этом продолжают оказывать аграрному
сектору существенную финансовую помощь
Меры применяемые для эффективности исользования господдержки аграрной сферы
За счет выделенных за последние
годы немалых инвестиций и принимаемых
мер господдержки, несмотря на имеющиеся
тенденции активизации сельскохозяйственного
производства, не удалось полностью решить
все проблемы аграрной сферы и достичь
дореформенного уровня ее развития.
Для того чтобы использовать
нераскрытые резервы роста сельского
хозяйства и для выхода на путь устойчивого
экономического развития необходимо усилить
роль государства в хозяйственном регулировании
данного сектора экономики страны и региона
и изменить некоторые подходы к государственной
поддержке аграрного производства. Система
господдержки предприятий сельского хозяйства
должна включать весь спектр мер, адаптированных
к современным российским рыночным условиям:
дотирование производства отдельных
видов продукции, прежде всего животноводческой;
гибкое регулирование импорта
и экспорта продовольственных товаров
на основе оценки конъюнктуры рынка и
прогноза его развития, сохранение или
увеличение тарифных и нетарифных мер
по защите отечественного продовольственного
рынка, главным образом его животноводческого
сегмента;
совершенствование системы
кредитования и страхования урожая в АПК,
удешевление механизма лизинга;
активизация инвестиционной
деятельности, работы по модернизации
и реконструкции производства в связи
с развитием конкурентной среды, снижение
тарифов на ввозимое технологическое
оборудование;
совершенствование кооперации
и интеграционных процессов в аграрном
секторе и др.
Основной целью долгосрочной
стратегии развития аграрной сферы является
обеспечение конкурентоспособности отечественных
производителей товаров на внутреннем
рынке, повышение доли качественных продуктов
питания отечественного производства
на внутреннем рынке до 80%.При этом
необходимо:широкое распространение высокопроизводительных
и одновременно экологически безопасных
и экономичных технологий в земледелии
и животноводстве;
оптимизация структуры сельского
хозяйства в виде сочетания фермерских
хозяйств, сельскохозяйственных предприятий,
крупных агрофирм и холдингов;
возрождение на новой научно-технологической
основе машиностроения для сельского
хозяйства;
создание современной инфраструктуры
аграрной сферы, включающей систему дилерских
предприятий, племенные и семенные организации,
ветеринарные службы, предприятия агрохимии
и защиты растений, информационно-вычислительные
центры;
приближение первичной переработки
и хранения продукции к полям и фермам;
законодательное ограничение
естественных и иных монополий в инфляционном
повышении цен на рынках энергоносителей,
техники и оборудования, транспортных
тарифов;
введение запретительных законов,
исключающих получение спекулятивных
доходов путем установления завышенных
розничных цен на продовольствие при занижении
закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию со стороны посредников, перерабатывающих
предприятий, торговли.
Среди первоочередных задач
отечественного сельского хозяйства сегодня
можно выделить формирование системы
эффективных форм господдержки аграрного
производства, к которым мы отнесли материально-техническую
поддержку, инфраструктурное, правовое,
научное и кадровое обеспечение сельского
хозяйства, поддержку во внешнеэкономической
деятельности и финансовую помощь, и соответствующих
им методов
Бесспорно, объем финансовых
ресурсов, выделяемых на обеспечение устойчивого
развития аграрной отрасли, имеет ключевое
значение в сложившихся российских условиях.
Однако при этом важно также
выявить приоритетные направления формирования
эффективной системы государственной
поддержки, которые определяются значимостью
агропродовольственного комплекса, функциями
и принципами его госрегулирования.
Первым из направлений является
разработка и реализация стратегии инновационного
обновления процесса воспроизводства
в сельхоз отрасли и обеспечение на этой
основе конкурентоспособности стратегических
товаров - зерна, мяса, молока, сахара -
и тех хозяйственных структур и регионов,
которые обеспечат развитие продовольственного
сектора экономики
Стратегические направления
активизации процесса государственной
поддержки аграрногой сферы
Обеспечивая устойчивую конкурентоспособность
сельского хозяйства на инновационной
основе, государству необходимо возродить
долгосрочное стратегическое планирование
преимущественно индикативного типа,
отбросив при этом бюрократически централизованную
форму планирования, взяв все ценное из
зарубежного опыта государственной поддержки.
Второе стратегическое направление
государственной поддержки сельского
хозяйства - разработка и реализация аграрного
производства на основе максимального
использования потенциала устойчивости
территориальных биосистем (сложившихся
естественным путем совокупностей растений
и животных) и природно-климатических
условий, т.е. стимулирование системы интенсификации
производства в России и ее регионах.
Третье приоритетное направление
активизации господдержки продовольственного
комплекса - это содействие включению
предпринимательских структур сельского
хозяйства в систему рыночных отношений
с помощью экономических форм, методов
и рычагов госрегулирования для ориентации
их на производство конкурентоспособных
товаров и достижения ими устойчивых конкурентных
преимуществ на национальном и международных
продовольственных рынках.
Четвертое ключевое направление
господдержки функционирования сельского
хозяйства - создание условий для устойчивого
материально - технического обеспечения
его структур, ориентированных на приспособление
к природно-климатическому потенциалу
и рыночным отношениям посредством инновационного
обновления его технической базы. Государство
должно оказывать поддержку агропродовольственному
комплексу в приобретении и эффективном
использовании средств производства путем
развития системы федерального и регионального
лизинга сельхозтехники, создания МТС
на кооперативной основе, с помощью дифференциации
дотаций, льготного кредитования и налогообложения.
В целом же роль государства в регулировании
рынка материально- технических ресурсов
для предприятий сельского хозяйства
в сложившихся условиях острого дефицита
технических ресурсов у производителей
товаров и трудностей по нормализации
воспроизводственных процессов вследствие
дефицита у них финансовых ресурсов значительно
возрастает. Необходимы нормативные акты,
определяющие порядок и размеры компенсации
затрат производителей товаров на приобретение
подержанных машин и оборудования.
В условиях недостатка технических
средств в сельскохозяйственных организациях
различных организационно-правовых форм
государство может экономически стимулировать
их совместное использование на основе
кооперирования. Необходимо стимулирование
кооперации производителей товаров в
использовании дефицитных средств механизации.
Господдержка в данном случае должна заключаться
в предоставлении субсидий для технического
переоснащения потребительских кооперативов,
субсидировании процентной ставки по
долгосрочным кредитам, выделении льготных
кредитов на приобретение запасных частей,
ремонтных материалов, инструментов для
ремонта техники. Не следует облагать
налогами инвестиции участников кооперации
в виде паевых взносов для технического
перевооружения.
Одним из основных направлений
повышения технического уровня машин
и оборудования является также их модернизация,
которая смягчает негативное влияние
морального износа техники, находящейся
в эксплуатации, облегчает машиностроителям
совершенствование современных видов
технических средств, повышает их надежность
и качество выполняемых работ, позволяет
сохранить машинно-тракторный парк, обеспечить
рост производства продукции и производительности
труда при меньших капиталовложениях.
С учетом этого следует ввести целевое
льготное кредитование ремонтно-технических
организаций, занимающихся модернизацией
сельхозтехники, выделять бюджетные средства
на образование фонда поддержки производителей
товаров для модернизации имеющихся в
их распоряжении машин и оборудования.
Инвестиционно-инновационная
политика – как важный элемент государственной
поддержки аграрной сферы
Важным элементом системы государственной
поддержки аграрного сектора экономики
является инновационно-инвестиционная
политика. Необходимо принять кардинальные
меры по повышению эффективности использования
научно-технических достижений во всех
отраслях сельского хозяйства.
Сложившиеся темпы инновационного
развития в аграрной сфере, несмотря на
некоторое оживление этой деятельности,
нельзя считать удовлетворительными.
Происходящие процессы регионализации
экономики должны повысить роль и ответственность
региональных органов власти в научно
- инновационном развитии сельского хозяйства,
в активизации научно - инновационной
деятельности. Чтобы создать условия для
проведения единой, согласованной научно-технической
и инновационной политики в отрасли необходимо
сформировать организационно-экономический
механизм развития научно - инновационной
деятельности в сельскохозяйственном
секторе, который включает в себя:
разработку научно-инновационного
законодательства;
формирование государственных
приоритетов и систем стимулирования
научно-инновационной деятельности в
аграрном секторе;
создание инновационной инфраструктуры
сельского хозяйства;
интеграцию интеллектуальных
и материально-технических ресурсов в
сфере науки, высшего образования и производства;
повышение эффективности использования
научных разработок в аграрном производстве;
стимулирование развития инновационного
предпринимательства.
Кроме того, для развития научно-инновационной
сферы аграрного производства в регионах
необходимо:
усилить роль Министерства
сельского хозяйства в выработке обоснованной
стратегии научного обеспечения развития
сельского хозяйства в регионе;
разработать региональную инновационную
систему и принять законы, стимулирующие
инновационную и инвестиционную деятельность;
создать многоуровневую систему
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов для инновационной
деятельности в производственно- технологической
и научно-технической областях, включая
сектор малого инновационного предпринимательства;
реализовать важнейшие инновационные
проекты государственного значения;
использовать различные виды
стимулирования (таможенные сборы, специальное
страхование, освобождение от налогов
прибыли, направляемой на модернизацию
производства и др.).
Пятым стратегическим направлением
формирования системы господдержки сельского
хозяйства является всесторонняя поддержка
системы крупных вертикально интегрированных
структур. С помощью системы корпораций
обеспечивается систематизированное
получение, распределение и рациональное
использование финансовых, материальных
ресурсов на воспроизводство конечной
продукции.