Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:38, реферат
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Повсюду:
в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной
Азии и Латинской
Америки — мелкое и среднее предпринимательство
находит все более широкую поддержку.
Даже восточноевропейские державы с переходной
экономикой уделяют особое внимание государственной
поддержке малого бизнеса.
Поддержка малого бизнеса в США
Содействие
развитию малого бизнеса в США
входит в компетенцию специальной
государственной организации —
Администрации по делам малого бизнеса
(АМБ), созданной Конгрессом США в
1953 г. На нее возложена обязанность
оказывать мелким, предпринимателям
финансовую и консультационную помощь,
содействовать в получении
В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.
Другой
мерой поощрения частной
Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.
Большое
внимание поощрению мелкого
Конгресс считают подключение малого
бизнеса к национальному экспорту.
Глобализация ключевых отраслей промышленности,
таких как автомобилестроение, электроника,
машиностроение, привела к росту объемов
международной торговли, однако большинство
американских компаний остались в стороне
от этих процессов.
Средние
и мелкие фирмы не приспособились
к глобализации рынка, тем более
что власти штатов не спешили оказывать
содействие мелким экспортерам, направляя
все свои усилия на поддержку крупных
производителей. В 1994 г.
85% всего американского экспорта приходилось
всего на 15 компаний.
В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм; информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта; координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта.
Поддержка малого бизнеса в Японии
Малое
и среднее предпринимательство
в Японии находит помощь не только
со стороны правительства и
Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления:
• обеспечение
конкурентоспособности путем
(благодаря введению налоговых льгот коммерческие
банки охотно кредитуют малый бизнес,
в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю
малых предприятий);
• поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;
• сбор
и анализ информации об экономических
показателях и технической
Существующая
в Японии система финансирования
малого бизнеса гарантирует
Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.
Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.
Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.
Финансируется
также установка компьютеров, сбор
и анализ информации для разработки
энергосберегающих и
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Постановление
Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446
«О первоочередных мерах по развитию
и государственной поддержке
малого предпринимательства в
РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных
мер по стимулированию и государственной
поддержке малых предприятий:
• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;
• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;
• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;
• освобождение
от налога на прибыль средств
• предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;
• распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;
• сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;
• уточнение
порядка и срока взимания налога
на прибыль и налога на добавленную
стоимость для малых
Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения интересов государства виды деятельности:
• производство
и переработка
• производство
продовольственных и
• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
• строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
• инновационная деятельность.
Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.
Установлено,
что в первые два года работы не
платят налог на прибыль вновь
созданные малые предприятия, осуществляющие
производство и переработку
Указом
были уменьшены в 2 раза налоговые
ставки для банков и страховых
организаций, которые обслуживают
преимущественно малые
В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.
Надо
признать, что поддержка
Правительства РФ.
Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:
• привлечение
частных, в том числе иностранных,
кредитов под государственные гарантии,
а также трансформация
(уменьшение ставки налога на доходы физических
лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);
• отмена
всех существующих налоговых льгот,
которые потворствуют нецелевому использованию
средств и снижают
• переход
к экономическим (коммерческим) механизмам
распределения средств
В настоящее
время в 76 регионах РФ проекты программ
поддержки малого бизнеса находятся
в разных стадиях проработки, а
более чем в 40 регионах они утверждены
и проводятся в жизнь. Анализ этих
документов и в первую очередь
федеральной программы
• несогласованность,
«нестыковка» элементов программ, в
частности аналитических
• декларативность, расплывчатость поставленных задач;
• чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;
• нереалистичность,
необоснованность ожидаемых конечных
результатов
(запланированные на 1996 г. увеличение в
1, 5-2 раза числа малых предприятий и создание
около 1 млн новых рабочих мест на деле
обернулись падением первого показателя
на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн чел. по сравнению
с 1995 г. ).
Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах