Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:38, реферат
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса должно сыграть введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.
До недавнего
времени поддержка малого предпринимательства
в России возлагалась на несколько
министерств и ведомств: Минэкономики,
Минфин,
Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром
РФ и др., многие из которых и сегодня остаются
основными исполнителями федеральных
программ, для чего в этих органах госуправления
были созданы соответствующие подразделения
(департаменты, отделы).
Система
государственной поддержки
О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.
Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).
Новая
структура призвана выдвигать предложения
по совершенствованию действующего
законодательства в области государственной
поддержки малого бизнеса, анализировать
состояние этого сектора
Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Федеральный
закон закрепил за предприятиями, учреждениями,
организациями независимо от организационно-правовой
формы и формы собственности,
а также общественными
За последние
годы были созданы различные
Российское агентство поддержки малого
и среднего бизнеса, Российская ассоциация
маркетинга, Международный фонд поддержки
инновационных предприятий «Инносоюз»,
Институт малого предпринимательства
Высшей школы экономики, общественные
объединения предпринимателей и т. д.
Не следует
умалять также роль лизинговых фирм,
технопарков, бизнес- инкубаторов, производственно-
Среди
наиболее известных негосударственных
организаций, которые ведут активную
и масштабную работу, можно назвать
Российское агентство поддержки
малого и среднего бизнеса, организацию
«Морозовский проект» и ассоциацию
«Технопарк».
Российское
агентство поддержки малого и
среднего бизнеса было создано в
1992 г. в рамках соглашения между правительствами
РФ и Великобритании при непосредственном
участии британского государственного
фонда «Ноу-Хау» и
Госкомитета по антимонопольной политике
РФ.
Основные функции агентства заключаются в следующем:
• индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики и ведению собственного бизнеса;
• помощь в регистрации предприятия, лицензировании деятельности, разработке и оформлении учредительных документов и т. п.;
• правовое обслуживание;
• рекламные и издательские услуги.
Проект поддерживают отечественные и зарубежные финансовые и деловые структуры, такие как Ассоциация российских банков, Европейский банк реконструкции и развития, Торгово-промышленная палата и др.
На конец 1995 г. сеть учебно-деловых и опорных центров «Морозовского проекта» охватывала более 60 регионов России. Ими было разработано 40 образовательных программ, включающих практически весь спектр дисциплин, которые необходимо изучить предпринимателю.
Быстрыми темпами развивается программа бизнес-консалтинга, которая предусматривает создание независимых аудиторских и консалтинговых фирм на местах.
Ассоциация «Технопарк», созданная в 1990 г., ставит перед собой следующие задачи:
• содействие
выделению и формированию приоритетных
направлений инновационной
• реализация инновационных проектов и программ в различных областях науки и техники;
• решение
социально-экономических
Целей своих ассоциация рассчитывает достичь через создание общероссийской сети технопарков, инновационных центров и бизнес-инкубаторов.
Технопарки
представляют собой особую организационную
форму интеграции науки, образования
и производства, реализуемую на специально
отведенной
(закрепленной, арендуемой или приобретенной
в собственность парка) территории, где
работникам предоставляется жилье, возможность
учиться, условия для отдыха и ряд социальных
льгот [46].
Формируются
технопарки, как правило, на базе вузов,
исследовательских центров, лабораторий,
опытных заводов или
По роду деятельности и конечному ее результату
различают научные
(фундаментальные исследования), научно-исследовательские
(НИОКР, мелкосерийное производство наукоемких
изделий), научно-технические и технологические
(прикладные исследования и разработки,
серийное производство наукоемкой продукции
с использованием высоких технологий)
технопарки. Конечно, это деление условно,
поскольку на практике зачастую наблюдается
комбинация перечисленных выше признаков.
Помимо
всего прочего, технопарки являются
эффективным механизмом генерации
предпринимательских структур в
научно-технической сфере, соединения
научной и инновационной
Регистрируются
технопарки в качестве юридического
лица. Они могут быть как коммерческими,
так и некоммерческими
Среди основных задач, которые решают технопарки, можно назвать:
• экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий;
•оценку риска, сопряженного с реализацией проекта;
• помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства;
• предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей;
• оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.
Подводя
итог сказанному, следует отметить,
что формирование системы негосударственных
структур поддержки малого бизнеса
наиболее активно идет а
Воронежской, Новгородской; Пензенской,
Самарской, Свердловской областях и в
Москве. Здесь активно задействуются внутренние
финансовые ресурсы., Всего же в России
создано 220 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов,
SO учебно-деловых центров, около 20 лизинговых
компаний, свыше 20 региональных агентств
поддержки малого и среднего бизнеса,
более 40 информационно- аналитических
центров малого предпринимательства.
При известных
позитивных сдвигах обнаруживаются,
однако, и серьезные деформации.
Во многих регионах перечисленные выше
структуры отсутствуют или
Государственное регулирование развития малого бизнеса в Украине
Положение
в сфере малого предпринимательства,
которое сложилось на сегодня
в стране, свидетельствует о том,
что дальнейший его развитие без
активного положительного вмешательства
государства может привести к
свертыванию (преимущественно через
дальнейшую тенезацию) данного сектора
экономики с соответствующим
обострением экономических
Результативность
государственного регулирования
Административными
преградами на пути развития малого предпринимательства
есть действующая сегодня в стране
система регистрации; лицензирование;
контроля предпринимательства со стороны
государства. Поэтому для послабления
административного давления на малое
предпринимательство было бы целесообразно
ввести максимально возможные льготные
условия для создания маленьких
предпринимательских структур, а
в приоритетных областях и направлениях
практиковать их бесплатное создание
и регистрацию.
Результативным может стать также увольнение
новообразованных маленьких предпринимательских
структур от налогов на определенный срок
(например, на
5 лет), с постепенным повышением налоговых
ставок на протяжении этого периода и
выходом на их нормальный уровень из тем,
чтобы данные структуры набрали необходимых
"финансовых оборотов", успели отыскать
свою "нишу" и зарекомендовать себя
на рынке.
Относительно регулирования внутренней среды развития малого предпринимательства, то оно может предусматривать предоставление целевой прямой ресурсной помощи малым предприятиям: материально-техническ, кадров, информационной и финансовой.
Из-за отсутствия
у малого предпринимательства
(производственных зон, бизнесов-инкубаторов,
производственно-технических центров
и т.п.). С целью получения прибыли значительное
количество государственных предприятий
и организаций готу пустить в оборот лишнюю
технику. В промышленности, капитальном
строительстве нагроможденный значительный
парк избыточного оснащения. Передача
его малым предприятиям на условиях лизинга
может поднять уровень отдачи основных
промышленно- производственных фондов.
Для удовлетворения
потребностей субъектов малого предприятия
трудовыми ресурсами, то есть кадрового
обеспечения, может продолжаться политик
развития системы подготовки и переподготовки
кадр в центрах занятости, учебных заведениях
(как высших, средне-специальных, так и
общеобразовательных) подготовки преподавательских
кадр, обеспечение необходимой учебно-методической
литературой, организация финансирование
таких мероприятий, в том числе с использованием
средств международной финансовой т технической
помощи.
Проблема информационного обеспечения
должна решаться через создание инфраструктуры
малого предпринимательства с включением
в нее информационно- аналитических сетей,
консультационных центров, в том числе
по вопросам налогообложения.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах