Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:38, реферат

Описание работы

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)

Несомненно, положительную роль в становлении  законного бизнеса должно сыграть  введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические  преступления.

До недавнего  времени поддержка малого предпринимательства  в России возлагалась на несколько  министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, 
Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения 
(департаменты, отделы).

Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась  в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности  и даже противоречили ведомственным  интересам. Из-за плохой координации  действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а  в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла  желать лучшего достоверность циркулирующей  в системе информации.

О необходимости  образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно  поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже  в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

Осознав, как видно, что у семи нянек  дитя остается без глаза, Президент  издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и  развитию малого предпринимательства (ГКРП).

Новая структура призвана выдвигать предложения  по совершенствованию действующего законодательства в области государственной  поддержки малого бизнеса, анализировать  состояние этого сектора экономики  и эффективность государственной  помощи, готовить предложения об использовании  на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также  научно- технических разработок, технологий и др.

Ратуя за то, чтобы российский предприниматель  работал на укрепление экономики  в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Федеральный закон закрепил за предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественными объединениями  право самостоятельно разрабатывать  и реализовывать программы поддержки  малого предпринимательства, а также  вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных  проектов и мероприятий в государственные  и муниципальные программы поддержки  малого предпринимательства.

За последние  годы были созданы различные негосударственные  структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более  значительное влияние на развитие малого предпринимательства. К их числу  принадлежат, например, 
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общественные объединения предпринимателей и т. д.

Не следует  умалять также роль лизинговых фирм, технопарков, бизнес- инкубаторов, производственно-технологических  и учебных центров, страховых  компаний, кредитных организаций, которые  оказывают различные услуги предпринимателям.

Среди наиболее известных негосударственных  организаций, которые ведут активную и масштабную работу, можно назвать  Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса, организацию  «Морозовский проект» и ассоциацию 
«Технопарк».

Российское  агентство поддержки малого и  среднего бизнеса было создано в 
1992 г. в рамках соглашения между правительствами РФ и Великобритании при непосредственном участии британского государственного фонда «Ноу-Хау» и 
Госкомитета по антимонопольной политике РФ.

Основные  функции агентства заключаются  в следующем:

• индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики и ведению собственного бизнеса;

• помощь в регистрации предприятия, лицензировании деятельности, разработке и оформлении учредительных документов и т. п.;

• правовое обслуживание;

• рекламные  и издательские услуги.

Проект  поддерживают отечественные и зарубежные финансовые и деловые структуры, такие как Ассоциация российских банков, Европейский банк реконструкции  и развития, Торгово-промышленная палата и др.

На конец 1995 г. сеть учебно-деловых и опорных  центров «Морозовского проекта» охватывала более 60 регионов России. Ими  было разработано 40 образовательных  программ, включающих практически весь спектр дисциплин, которые необходимо изучить предпринимателю.

Быстрыми  темпами развивается программа  бизнес-консалтинга, которая предусматривает  создание независимых аудиторских  и консалтинговых фирм на местах.

Ассоциация  «Технопарк», созданная в 1990 г., ставит перед собой следующие задачи:

• содействие выделению и формированию приоритетных направлений инновационной деятельности;

• реализация инновационных проектов и программ в различных областях науки и  техники;

• решение  социально-экономических проблем  регионов путем создания малых наукоемких и высокотехнологичных производств.

Целей своих ассоциация рассчитывает достичь  через создание общероссийской сети технопарков, инновационных центров  и бизнес-инкубаторов.

Технопарки  представляют собой особую организационную  форму интеграции науки, образования  и производства, реализуемую на специально отведенной 
(закрепленной, арендуемой или приобретенной в собственность парка) территории, где работникам предоставляется жилье, возможность учиться, условия для отдыха и ряд социальных льгот [46].

Формируются технопарки, как правило, на базе вузов, исследовательских центров, лабораторий, опытных заводов или инновационных  малых предприятий. 
По роду деятельности и конечному ее результату различают научные 
(фундаментальные исследования), научно-исследовательские (НИОКР, мелкосерийное производство наукоемких изделий), научно-технические и технологические (прикладные исследования и разработки, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высоких технологий) технопарки. Конечно, это деление условно, поскольку на практике зачастую наблюдается комбинация перечисленных выше признаков.

Помимо  всего прочего, технопарки являются эффективным механизмом генерации  предпринимательских структур в  научно-технической сфере, соединения научной и инновационной деятельности, соединения потенциалов науки, производства, финансовых структур и органов власти (особенно местной).

Регистрируются  технопарки в качестве юридического лица. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями  и создаются в любой разрешенной  законом организационно-правовой форме.

Среди основных задач, которые решают технопарки, можно назвать:

• экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники  и наукоемких технологий;

•оценку риска, сопряженного с реализацией  проекта;

• помощь в проведении научно-исследовательских  работ и внедрении их результатов  в сфере производства;

• предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей;

• оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что формирование системы негосударственных  структур поддержки малого бизнеса  наиболее активно идет а 
Воронежской, Новгородской; Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в 
Москве. Здесь активно задействуются внутренние финансовые ресурсы., Всего же в России создано 220 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов, SO учебно-деловых центров, около 20 лизинговых компаний, свыше 20 региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, более 40 информационно- аналитических центров малого предпринимательства.

При известных  позитивных сдвигах обнаруживаются, однако, и серьезные деформации. Во многих регионах перечисленные выше структуры отсутствуют или существуют лишь на бумаге.

Государственное регулирование развития малого бизнеса  в Украине

Положение в сфере малого предпринимательства, которое сложилось на сегодня  в стране, свидетельствует о том, что дальнейший его развитие без  активного положительного вмешательства  государства может привести к  свертыванию (преимущественно через  дальнейшую тенезацию) данного сектора  экономики с соответствующим  обострением экономических проблем  и усилением социального напряжения. Из-за этого возникает спешная  необходимость в просмотре и  эффективном внедрении механизмов государственного регулирования малого предпринимательства.

Результативность  государственного регулирования предпринимательства  будет возрастать в зависимости  от того, насколько системно, исходя из долгосрочных целей и текущих  задач социально-экономического развития страны и отдельного региона применяются  отдельные экономические рычаги и инструменты управления. При  этом методы государственного регулирования  предпринимательства - это способы  влияния государства через законодательные  и исполнительные органы на сферу  предпринимательства. За формами влияния  данные методы можно поделить на методы прямого и опосредствованного влияния, а в зависимости от средств  влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Административными преградами на пути развития малого предпринимательства  есть действующая сегодня в стране система регистрации; лицензирование; контроля предпринимательства со стороны  государства. Поэтому для послабления  административного давления на малое  предпринимательство было бы целесообразно  ввести максимально возможные льготные условия для создания маленьких  предпринимательских структур, а  в приоритетных областях и направлениях практиковать их бесплатное создание и регистрацию. 
Результативным может стать также увольнение новообразованных маленьких предпринимательских структур от налогов на определенный срок (например, на 
5 лет), с постепенным повышением налоговых ставок на протяжении этого периода и выходом на их нормальный уровень из тем, чтобы данные структуры набрали необходимых "финансовых оборотов", успели отыскать свою "нишу" и зарекомендовать себя на рынке.

Относительно  регулирования внутренней среды  развития малого предпринимательства, то оно может предусматривать  предоставление целевой прямой ресурсной  помощи малым предприятиям: материально-техническ, кадров, информационной и финансовой.

Из-за отсутствия у малого предпринимательства достаточного финансовых средств, для его инновации  необходимо передавать последним на определенных условиях производственные площади и производственные мощности, которые освобождаются вследствие ликвидации или реорганизации предприятий-банкротов  и через создание объектов инфраструктуры малого предпринимательства 
(производственных зон, бизнесов-инкубаторов, производственно-технических центров и т.п.). С целью получения прибыли значительное количество государственных предприятий и организаций готу пустить в оборот лишнюю технику. В промышленности, капитальном строительстве нагроможденный значительный парк избыточного оснащения. Передача его малым предприятиям на условиях лизинга может поднять уровень отдачи основных промышленно- производственных фондов.

Для удовлетворения потребностей субъектов малого предприятия  трудовыми ресурсами, то есть кадрового  обеспечения, может продолжаться политик  развития системы подготовки и переподготовки кадр в центрах занятости, учебных заведениях (как высших, средне-специальных, так и общеобразовательных) подготовки преподавательских кадр, обеспечение необходимой учебно-методической литературой, организация финансирование таких мероприятий, в том числе с использованием средств международной финансовой т технической помощи. 
Проблема информационного обеспечения должна решаться через создание инфраструктуры малого предпринимательства с включением в нее информационно- аналитических сетей, консультационных центров, в том числе по вопросам налогообложения.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах