Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:38, реферат
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Важнейшим направлением регулирования малого предпринимательства являются экономические механизмы. При этом рычаги влияния на субъекты малого предпринимательства разделяют на прямые и косвенные. Механизм прямых мероприятий предусматривает такие основные формы, как предоставление субсидий и займов, формирование государственных фондов, создание специальных финансовых учреждений.
К прямой
финансовой поддержке со стороны
государства могут належать также:
финансирование за счет бюджетного средства;
привлечение средства местных бюджетов;
обеспечение условий для
Чтобы
данные механизмы начали действовать,
должны существовать коммерческие банковские
системы, которые бы выдавало кредиты
маленьким предпринимательским
структурам на продолжительный период
и под низкие процентные ставки.
Кредитные источники для малого
предпринимательства в
Украине практически отсутствуют. Главная
причина этого состоит в кризисном состоянии,
которое сложилось в структуре экономики,
а именно: спад производства, инфляция,
отсутствие стабильности в регулировании
финансовой и банковской деятельности.
Это предопределяет незаинтересованность
коммерческих банков в выдачи таких кредитов,
и они направляют свою деятельность преимущественно
на выдачу краткосрочных кредитов под
высокие процентные ставки.
Выходом
из такой ситуации может стать, во-первых,
создание специальных фондов поддержки
предпринимательства, а, во-вторых, двухстепенная
система страхования, которая бы
состояла из государственной корпорации
страхования кредита и
[2], как это внедрен, например, в Япони.
При этом в случае банкротства малого
предприятия все финансовые обязательства
переходят до одной из названных ассоциаций,
а государственная корпорация возмещает
последний от
70 до 80% объемов страховых затрат. Для этих
целей в государственном бюджете предполагается
соответствующая статья на поддержку
малых предприятий.
Основные принципы самоорганизационной системы поддержки малого предпринимательства состоят в желании всех участников экономической деятельности найти дополнительную стойкость и защитить своих социальных, политических и корпоративных интересов через создание ассоциаций, союзов и других общественных объединений на местном уровне. Ныне в Украине уже начисляется около двадцати таких общественных объединений предпринимателей, которые являются представителями интересов предпринимателей.
Итак, для
создания дееспособной системы государственной
поддержки и регулирования
Каждое государство использует присущие
ей меры воздействия на сферу малого бизнеса.
Это может быть система налогообложения
(льготы, понижающие коэффициенты), дополнительные
кредиты, субсидии, расширение или ограничение
прав и полномочий и прочие мероприятия.
За годы
независимост и реформирование экономики
в Украине создан довольно мощный
предпринимательский сектор, в котором
занят 1, 7 млн. человек (9, 5
% общей численности экономически активного
населения). Частица предприятий малого
бизнеса в общем объеме производства в
2000 г. составляла 6, 9 %, в том числе в промышленном
производстве - 3, 3 %.
Малый
бизнес как разновидность
Вместе
с тем, наблюдается тенденция
снижения жизнеспособности малого предпринимательства
в Украине вследствие значительного
налогового давления, разного рода
административных барьеров, ограниченности
финансово-кредитных ресурсов и
т.п.. Усиливается консервация
46, 4 % общей численности малых предприятий
приходилось на оптовую и розничную торговлю,
15, 8% - промышленность, 8, 4% - строительство,
3, 6 %
- сельское хозяйство [1, 5].
В территориальном
плане высочайшей концентрацией
малых предприятий
Закарпатской и Черновицкой областях
частица малых предприятий в общем объеме
производства соответственно в 3, 3 разы
и 2, 3 разы высшее от серед- ньоукраїнського
показателя, в то время как в промышленное
развитых областях
- Луганский, Донецкой, Днепропетровской
- этот показатель в 1, 4-2, 1 разы низший от
среднего по Украине уровня. Это есть результатом
традиционно значительной інерційності
государственного сектору и отраслевого
и регионального монополизма в индустриальных
регионах страны.
Недостаточное развитие получило малое предпринимательство в периферийных и аграрных районах страны, в маленьких и средних городах. Сложные, нестабильные условия функционирования малых предприятий, многообразие непримиримых взглядов на то, которым может быть политика государства относительно развития малого бизнеса, проявление на макроэкономических показателях субъектов малого предпринимательства затяжного экономического кризиса приводит к отрицательной динамике их численности и "тінізації" этого сектора экономики. При этих условиях возрастает роль и значение регионов и органов местного самоуправления в осуществимые обгрунтованої регуляторной политики, направленной на поддержку предпринимательства, повышение его жизнеспособности, усовершенствование отраслевой и территориальной структуры.
С целью
реализации государственной политики
в сфере развития предпринимательства
в Винницкой области
Проведение
программного развития предпринимательства
разрешило в текущем году обеспечить
в малом бизнесе области
В целом,
численность занятых в малом
бизнесе Винниччины состоянием на
01.01.01 года выросшая почти на 5, 5 % в сравнении
с предшествующим годом. Всего в малом
предпринимательстве с учетом физических
лиц на данное время занят близко 85 тысяч
граждан, который составляет почти 10, 8%
население области, занятого в общественном
производстве.
Возрастает
роль малого бизнеса как работодателя.
В трудовых отношениях с физическими
лицами-предпринимателями
Высочайший
уровень занятости на малых предприятиях
отмечается в г. Винниц
(8, 6%). В среднем на одном предприятии малого
бизнеса работает 10 лиц.
Среднемесячная заработная плата одного
работника малого предприятия в минувшем
году выросшая почти на 19% сравнительно
с предшествующим годом и составляла 125,
28 грн.
К началу
года в экономике области
В сравнении с 2000 годом их количество выросшая
на 8, 3% [3, 25]. Данная тенденция сохраняется
и в текущем году. Вместе с этим, за показателем
численности малых предприятий на 1 тысячу
имеющегося населения - 3 единицы
- область отстает от среднего уровня по
Украине (4 единицы) и так называемой "критической
массы"(12-15 предприятий). Исключительно
важные функции належат маленькому и среднему
бизнесу в усовершенствовании отраслевой
и территориальной структуры продуктивных
сил региона. По мнению доктора экономических
наук проф. Т. Т. Ковальчука, развитие предпринимательства
сам по себе еще не означает формирования
рыночной экономики. Важно, чтобы економіко-господарсь-кий
пространство Украины и его регионов был
заполнен товаропроизводителями. Именно
"критическая масса" экономически
дееспособных товаропроизводителей, которые
бы было способные
"частное создавать", а не только
приватизовувати созданное [2, 5], может
спричинити эффект мультипликатора в
формировании рыночной экономики. Анализ
отраслевой структуры предприятий малого
бизнеса Винницкой области свидетельствует
о том, что свыше 50% их количества осуществляют
свою деятельность в сфере торговли и
общественного питания. Наблюдается положительная
тенденция относительно увеличения численности
малых предприятий в производственных
областях экономики. В производственной
сфере действовало 31, 7% общей численности
малых предприятий Винниччины, которая
на 3, 9 % превышает соответствующий показатель
по Украине в целом. Среди них - 8, 3 % составляют
промышленные, 8, 6 % - строительные, 4, 8 %
сельскохозяйственные предприятия.
В территориальном
разрезе малый бизнес развивается
неравномерно. Больше половины малых
предприятий области
2.6 % - в Тростянец-ком, 2, 3 % - в Тульчинському,
2, 1 % - в г.
Хмельнику. Децентрализация предпринимательской
деятельности будет оказывать содействие
равномерному и пропорциональному размещению
производства по территории, активизации
хозяйственной жизни в отсталых и проблемных
районах области. Исключительно важная
роль малого предпринимательства в інфраст-
руктурному обустройстве территории,
в сбалансировании экономических и соціоекологічних
целей территориального развития, в становлении
новой культуры и психологи хозяйствования.
Показательным есть тот факт, который
при убыточной деятельности основного
кола предприятий области малый бизнес
в
1999 году
обеспечил прибыли в размере
20 млн. грн., причем если среди
предприятий основного кола
8 % малых предприятий Винницкой области
работали с прибылями.
Доход от реализации продукции, работ, услуг, полученный малыми предприятиями, составляет четвертую часть дохода всех хозрасчетных предприятий Винниччины.
Положительной есть тенденция увеличения поступлений в бюджет от деятельности субъектов малого бизнеса. Частица поступлений доходов от деятельности субъектов малого предпринимательства к бюджетам всех уровней составляет почти 11%.
Анализ
мероприятий реализации региональной
программы содействие развития предпринимательства
разрешает сделать такие
Улучшилась ситуация с налогообложением
субъектов малого предпринимательства.
Отмечается увеличение количества физических
лиц - субъектов предпринимательства,
которые платят налоги. В
2000 г.
их количество выросшая более
чем на 8 %. Внедрение уплаты единого
налога оказывало содействие
значительному росту
3, 6 разы [3, 26]. На упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности на Винниччине функционируют
близко 4, 5 тыс. физических лиц и 1,
5 тыс. юридических лиц, их частица в общем
количестве субъектов предпринимательства
составляет 53, 2 %.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах