Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:38, реферат

Описание работы

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)

Важнейшим направлением регулирования малого предпринимательства являются экономические  механизмы. При этом рычаги влияния  на субъекты малого предпринимательства  разделяют на прямые и косвенные. Механизм прямых мероприятий предусматривает  такие основные формы, как предоставление субсидий и займов, формирование государственных  фондов, создание специальных финансовых учреждений.

К прямой финансовой поддержке со стороны  государства могут належать также: финансирование за счет бюджетного средства; привлечение средства местных бюджетов; обеспечение условий для создания и деятельности негосударственных  фондов поддержки предпринимательства; поощрение общественных объединений, финансовых организаций в направлении  средств на поддержку малого предпринимательства. Мероприятия косвенного влияния  включают: налоговые скидки (или  полное увольнение от других налогов); налоговые льготы, ускоренную амортизацию.

Чтобы данные механизмы начали действовать, должны существовать коммерческие банковские системы, которые бы выдавало кредиты  маленьким предпринимательским  структурам на продолжительный период и под низкие процентные ставки. Кредитные источники для малого предпринимательства в 
Украине практически отсутствуют. Главная причина этого состоит в кризисном состоянии, которое сложилось в структуре экономики, а именно: спад производства, инфляция, отсутствие стабильности в регулировании финансовой и банковской деятельности. Это предопределяет незаинтересованность коммерческих банков в выдачи таких кредитов, и они направляют свою деятельность преимущественно на выдачу краткосрочных кредитов под высокие процентные ставки.

Выходом из такой ситуации может стать, во-первых, создание специальных фондов поддержки  предпринимательства, а, во-вторых, двухстепенная  система страхования, которая бы состояла из государственной корпорации страхования кредита и региональных ассоциаций кредитной гарантии малым  предприятиям 
[2], как это внедрен, например, в Япони. При этом в случае банкротства малого предприятия все финансовые обязательства переходят до одной из названных ассоциаций, а государственная корпорация возмещает последний от 
70 до 80% объемов страховых затрат. Для этих целей в государственном бюджете предполагается соответствующая статья на поддержку малых предприятий.

Основные  принципы самоорганизационной системы  поддержки малого предпринимательства  состоят в желании всех участников экономической деятельности найти  дополнительную стойкость и защитить своих социальных, политических и  корпоративных интересов через  создание ассоциаций, союзов и других общественных объединений на местном  уровне. Ныне в Украине уже начисляется  около двадцати таких общественных объединений предпринимателей, которые  являются представителями интересов  предпринимателей.

Итак, для  создания дееспособной системы государственной  поддержки и регулирования малого предпринимательства необходимая  развитая предпринимательская инфраструктура: сеть консалтинговых "фирм, фондов, кредитных союзов, учебных структур и структур повышения квалификации предпринимателей, инкубаторов и  технопарков, информационных служб  для аккумулирования и передачи данных и т.п.. Кроме того, государственное  регулирование малого предпринимательства  не должно ограничиваться мероприятиями  стимулирующего характера. Мировая  практика удостоверяет, что необходимым  есть также четко определенный нормативный  и оперативный контроль за деятельностью  предпринимательских структур [5]. Так  практикуется запрет необгрунтованого завышение цен, четкий контроль за соблюдением  прав потребителей (качество товаров, мошенничество при реализации товаров, услуг и т.п.) ограничение спекуляции, контрабанды. 
Каждое государство использует присущие ей меры воздействия на сферу малого бизнеса. Это может быть система налогообложения (льготы, понижающие коэффициенты), дополнительные кредиты, субсидии, расширение или ограничение прав и полномочий и прочие мероприятия.

За годы независимост и реформирование экономики  в Украине создан довольно мощный предпринимательский сектор, в котором  занят 1, 7 млн. человек (9, 5 
% общей численности экономически активного населения). Частица предприятий малого бизнеса в общем объеме производства в 2000 г. составляла 6, 9 %, в том числе в промышленном производстве - 3, 3 %.

Малый бизнес как разновидность предпринимательства  демонстрирует довольно высокую  эффективность. Для малых предприятий  характерная значительно низшая частица материальных затрат в себестоимости  продукции при высшей частице  затрат на оплату работы и довольно стабильная прибыльность в сравнении  с предприятиями общественного  сектору.

Вместе  с тем, наблюдается тенденция  снижения жизнеспособности малого предпринимательства  в Украине вследствие значительного  налогового давления, разного рода административных барьеров, ограниченности финансово-кредитных ресурсов и  т.п.. Усиливается консервация неблагоприятной  отраслевой и региональной структуры  малого предпринимательства: большая часть субъектов малого бизнеса занимаются торгово-посреднической деятельностью и предоставлением услуг, незначительной есть частица малых предприятий, которые занимаются промышленным производством. Состоянием на конец 2000г. 
46, 4 % общей численности малых предприятий приходилось на оптовую и розничную торговлю, 15, 8% - промышленность, 8, 4% - строительство, 3, 6 % 
- сельское хозяйство [1, 5].

В территориальном  плане высочайшей концентрацией  малых предприятий характеризуются  столица, областные центры и большие  города. Про важные межрегиональные  отличия в развития малого предпринимательства  свидетельствуют показатели удельного  веса продукции субъектов малого бизнеса в общем объеме производства. В 
Закарпатской и Черновицкой областях частица малых предприятий в общем объеме производства соответственно в 3, 3 разы и 2, 3 разы высшее от серед- ньоукраїнського показателя, в то время как в промышленное развитых областях 
- Луганский, Донецкой, Днепропетровской - этот показатель в 1, 4-2, 1 разы низший от среднего по Украине уровня. Это есть результатом традиционно значительной інерційності государственного сектору и отраслевого и регионального монополизма в индустриальных регионах страны.

Недостаточное развитие получило малое предпринимательство  в периферийных и аграрных районах  страны, в маленьких и средних  городах. Сложные, нестабильные условия  функционирования малых предприятий, многообразие непримиримых взглядов на то, которым может быть политика государства относительно развития малого бизнеса, проявление на макроэкономических показателях субъектов малого предпринимательства  затяжного экономического кризиса  приводит к отрицательной динамике их численности и "тінізації" этого  сектора экономики. При этих условиях возрастает роль и значение регионов и органов местного самоуправления в осуществимые обгрунтованої регуляторной политики, направленной на поддержку  предпринимательства, повышение его  жизнеспособности, усовершенствование отраслевой и территориальной структуры.

С целью  реализации государственной политики в сфере развития предпринимательства  в Винницкой области разработанная "Региональная программа развития малого предпринимательства на 2001-2002 года". Главная цель этой программы - направление дои областных и  местных органов государственной  исполнительной власти, субъектов малого бизнеса, объединений и союзов предпринимателей, учреждений рыночной инфраструктуры на создание и поддержание благоприятной  среды для развития малого предпринимательства, формирование и внедрение эффективной  системы его обслуживания, поддержки  и защиты.

Проведение  программного развития предпринимательства  разрешило в текущем году обеспечить в малом бизнесе области прирост  около четверых тысяч новых рабочих мест. Итак, роль предпринимательства в смягчении напряжения на рынке работы - бесспорная.

В целом, численность занятых в малом  бизнесе Винниччины состоянием на 
01.01.01 года выросшая почти на 5, 5 % в сравнении с предшествующим годом. Всего в малом предпринимательстве с учетом физических лиц на данное время занят близко 85 тысяч граждан, который составляет почти 10, 8% население области, занятого в общественном производстве.

Возрастает  роль малого бизнеса как работодателя. В трудовых отношениях с физическими  лицами-предпринимателями находятся  свыше 14 тысяч человек, которые на 20 % большее, чем в 2000 г.

Высочайший  уровень занятости на малых предприятиях отмечается в г. Винниц 
(8, 6%). В среднем на одном предприятии малого бизнеса работает 10 лиц. 
Среднемесячная заработная плата одного работника малого предприятия в минувшем году выросшая почти на 19% сравнительно с предшествующим годом и составляла 125, 28 грн.

К началу года в экономике области функционировало 5221 малых предприятий. 
В сравнении с 2000 годом их количество выросшая на 8, 3% [3, 25]. Данная тенденция сохраняется и в текущем году. Вместе с этим, за показателем численности малых предприятий на 1 тысячу имеющегося населения - 3 единицы 
- область отстает от среднего уровня по Украине (4 единицы) и так называемой "критической массы"(12-15 предприятий). Исключительно важные функции належат маленькому и среднему бизнесу в усовершенствовании отраслевой и территориальной структуры продуктивных сил региона. По мнению доктора экономических наук проф. Т. Т. Ковальчука, развитие предпринимательства сам по себе еще не означает формирования рыночной экономики. Важно, чтобы економіко-господарсь-кий пространство Украины и его регионов был заполнен товаропроизводителями. Именно "критическая масса" экономически дееспособных товаропроизводителей, которые бы было способные 
"частное создавать", а не только приватизовувати созданное [2, 5], может спричинити эффект мультипликатора в формировании рыночной экономики. Анализ отраслевой структуры предприятий малого бизнеса Винницкой области свидетельствует о том, что свыше 50% их количества осуществляют свою деятельность в сфере торговли и общественного питания. Наблюдается положительная тенденция относительно увеличения численности малых предприятий в производственных областях экономики. В производственной сфере действовало 31, 7% общей численности малых предприятий Винниччины, которая на 3, 9 % превышает соответствующий показатель по Украине в целом. Среди них - 8, 3 % составляют промышленные, 8, 6 % - строительные, 4, 8 % сельскохозяйственные предприятия.

В территориальном  разрезе малый бизнес развивается  неравномерно. Больше половины малых  предприятий области расположенные  на территории г. Винниц - 56, 7 % от общего количества, 4, 0 % - в Винницком районе, 
2.6 % - в Тростянец-ком, 2, 3 % - в Тульчинському, 2, 1 % - в г. 
Хмельнику. Децентрализация предпринимательской деятельности будет оказывать содействие равномерному и пропорциональному размещению производства по территории, активизации хозяйственной жизни в отсталых и проблемных районах области. Исключительно важная роль малого предпринимательства в інфраст- руктурному обустройстве территории, в сбалансировании экономических и соціоекологічних целей территориального развития, в становлении новой культуры и психологи хозяйствования. Показательным есть тот факт, который при убыточной деятельности основного кола предприятий области малый бизнес в

1999 году  обеспечил прибыли в размере  20 млн. грн., причем если среди  предприятий основного кола прибыльное  сработало немного больше трети,  то в малом предпринимательстве  этот показатель составил почти  66%. В 2001 г. 63, 
8 % малых предприятий Винницкой области работали с прибылями.

Доход от реализации продукции, работ, услуг, полученный малыми предприятиями, составляет четвертую часть дохода всех хозрасчетных предприятий Винниччины.

Положительной есть тенденция увеличения поступлений  в бюджет от деятельности субъектов  малого бизнеса. Частица поступлений  доходов от деятельности субъектов  малого предпринимательства к бюджетам всех уровней составляет почти 11%.

Анализ  мероприятий реализации региональной программы содействие развития предпринимательства  разрешает сделать такие предшествующие выводы. 
Улучшилась ситуация с налогообложением субъектов малого предпринимательства. Отмечается увеличение количества физических лиц - субъектов предпринимательства, которые платят налоги. В

2000 г.  их количество выросшая более  чем на 8 %. Внедрение уплаты единого  налога оказывало содействие  значительному росту численности  занятых в малом бизнесе. В  сравнении с соответствующим  периодом 1999 г. в 2000 г. сумма  поступлений единого налога от  предприятий малого бизнеса выросшая  в 4, 3 разы, в том числе от  юридических лиц - в 5, 4 разы, от  физических лиц - в 
3, 6 разы [3, 26]. На упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности на Винниччине функционируют близко 4, 5 тыс. физических лиц и 1, 
5 тыс. юридических лиц, их частица в общем количестве субъектов предпринимательства составляет 53, 2 %.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах