Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Из этой цели вытекают следующие задачи:
Определение основных видов и источников доходов населения;
Анализ основных показателей дифференциации населения по доходам;
Изучение методов и инструментов политики перераспределения доходов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения. 5
1.1 Понятие, сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Факторы, влияющие на доходы населения 6
1.3 Формирование доходов населения 8
1.4 Принципы распределения доходов в обществе 10
2 Проблемы в распределении доходов и социальные ориентиры в экономике 11
2.1 Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов 11
2.2 Проблема неравенства в распределении доходов 12
2.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини 15
2.4. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 16
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь. 18
3.1 Доходы населения в Республике Беларусь 18
3.2 Государственное регулирование доходов. Социальная помощь и защита населения. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 676.55 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Формирование доходов населения

Номинальные  денежные  доходы  населения  формируются   из   различных источников,  основными  из  которых  являются:  факторные  доходы;  денежные поступления  по линии государственных программ помощи в виде выплат  и  льгот  поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из  страховых  учреждений и т.п.) и др.

Средства,  получаемые  населением,  работающим  по  найму,  в  порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют  решающую часть  доходов  этой  группы  населения  заработная   плата,   доходы   типа заработной  платы  на  предприятиях,  в  кооперативах  и  т.д.,  доходы   от собственного  хозяйства  и  пр.  Анализ  тенденций  перспективного  развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода  сохранит свою  ведущую роль  в формировании  общего  объема  денежных  доходов   на долгосрочную перспективу.

Существенное  влияние  на  формирование  доходов  населения  оказывают выплаты по  программам  государственной  помощи,  за  счет  этих  источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно  нетрудоспособных граждан,  выплачиваются  различного  вида  пособия  (на уход за  детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты  пособий по безработице).

Соотношение в доходах  населения доли трансфертных выплат и  заработной платы  играет  важную  роль   в   формировании   экономического   поведения индивидуума  и его трудовой мотивации.[5, с. 223-225]

При доминирующей роли заработной  платы  в  формировании  общей  суммы доходов формируются такие  качества,  как  предприимчивость,  инициатива.  В случае повышения  роли  выплат  по  линии  государственных  программ  помощи нередко происходит  формирование  пассивного  отношения  к  производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные  доходы  населения,  получаемые   через   финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

  • выплат по государственному страхованию;
  • банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение  молодым   семьям,   членам   потребительских   товариществ (например, на садовое строительство);
  • процентов по вкладам в сберегательных  кассах,  начисляемых  по  итогам     года;
  • доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении;
  • по займам;
  • выигрышей по лотереям;
  • временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
  • выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления  включают  выручку  населения  от  продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

 Номинальные доходы  населения, как уже  отмечалось,  включают  в  себя, помимо  чистых  доходов  населения,  и  обязательные  платежи.  Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему  в  виде  различного рода налогов  и  сборов.  Через  аккумуляцию  налоговых  платежей  и  сборов государство реализует свое право на формирование части  своих  ресурсов  для осуществления в  последующем  социальной  политики  через  перераспределение денежных средств, оказание  помощи  малоимущим  гражданам.  В  целях  защиты интересов малоимущих граждан и недопущения  снижения  уровня  благосостояния ниже  предельно  допустимого  в  данных  конкретных   условиях   государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом.  В  то  же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие  ставки налогов[6, с. 338-343].

Несмотря  на  разнообразие  источников  поступления  доходов  все   же главными составляющими денежных доходов  населения  являются  оплата  труда, доходы  от  предпринимательской  деятельности  и  собственности,   а  также социальные трансферты.[7, с. 482]

 

1.4 Принципы распределения доходов в обществе

Существует два вида распределения  доходов: функциональное и вертикальное. Функциональное распределение доходов  – обусловлено собственностью на  факторы производства. А вертикальное – порождается вмешательством государства в сферу распределения и перераспределения доходов. В результате чего и складывается имущественная иерархия доходов.[8, с. 426]

В разных странах и в  разные периоды действуют различные  системы формирования доходов населения. Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения доходов  в обществе:

- Уравнительное распределение.  Оно имеет место тогда, когда  все члены общества (или его  определённая часть) получают  равные доходы или блага. Такой  принцип характерен для первобытных  социумов, а также для стран  с режимом, который Маркс и  Энгельс определили как «казарменный  коммунизм». В литературе можно  встретить и другое, книжное название  этого принципа – эгалитарное  распределение. Поскольку люди  по своим способностям и энергии  различаются, то уравниловка вознаграждении  их труда неизбежно порождает  ситуацию, когда «один сажает  виноградник, а другой ест его  плоды».

- Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) получает разный доход - в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (то есть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).

- Распределение по накопленному  имуществу проявляется в получении  дополнительных доходов теми, кто  накапливает и передаёт по  наследству какую-либо собственность  (землю, предприятия, дома, ценные  бумаги и другое имущество).

- Привилегированное распределение особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом.      Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы. Монтень прав: «не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность».  В реальности все четыре рассмотренных принципа нередко по-разному сочетаются.[9, с. 478 – 480]

 

 

2 Проблемы в распределении доходов и социальные ориентиры в экономике

2.1 Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов

Рыночная  система - это беспристрастный механизм. Она не приспосабливается к моральным  нормам, определяющим, что есть беспристрастное  и справедливое распределение дохода. Действительно, исключительно индивидуалистический характер капиталистической экономики  вполне допускает высокую степень  неравенства доходов. Но есть и более  специфические факторы, способствующие этому неравенству.

1. Различия  в способностях. У людей разные  интеллектуальные, физические и  эстетические способности.

2. Образование  и обучение. Люди существенно  отличаются друг от друга по  уровню полученного образования  и профессиональной подготовки, а следовательно, и по своим возможностям зарабатывать. Отчасти эти различия являются результатом свободного выбора.

3. Профессиональные  вкусы и риск. У людей различные  «профессиональные» вкусы и готовность  рисковать.

4. Владение  собственностью. Между лицами, владеющими  собственностью, а, следовательно,  и получающими от нее доход,  существует значительное неравенство. 

5. Господство  на рынке. Способность «искусственно  вздувать цены на рынке» в  своих интересах, безусловно, является  значимым фактором, определяющим  неравенство доходов.

6. Удача,  связи, несчастья и дискриминация.

Один  из источников социальной напряженности  в любой стране - разница в уровнях  благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

1) величиной  имущества всех видов, находящегося  в собственности отдельных граждан; 

2) величиной  текущих доходов граждан.

Люди  получают доходы в результате того, что либо создают собственный  бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся  в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в  пользование другим людям или  фирмам. А те используют эту собственность  для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность  их неравенства. [10, c. 256 – 262]

 

 

2.2 Проблема неравенства в распределении доходов

Денежные  доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для  всех стран мира. Данное явление  известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов  и числом их получателей существует обратная зависимость: 80% созданного ВВП  присваивается 20% населения, а оставшиеся 20% распределяются между 80% населения, причём соотношение 80:20 достаточно устойчиво  и наблюдается во всех странах, независимо от экономических и политических реалий.

При рассмотрении межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации заработной платы закон  Парето находит своё подтверждение. Так, работники одинаковых профессий, допустим, уборщица или бухгалтер, в  школе зарабатывают в 3-5 раз меньше, чем уборщица и бухгалтер в  банке. Значит ли это, что для работы в банке требуется более высокая  квалификация, образование, стаж, опыт? Посмотрим внутриотраслевые различия профессиональных доходов работников в народном хозяйстве. Наиболее дифференцированной является оплата труда финансовых работников. Так по данным выборочного обследования (2010 г.) заработная плата 10% самых высокооплачиваемых работников превышала в 30 раз заработки 10% самых низкооплачиваемых работников этой сферы. В сельском хозяйстве фондовый коэффициент составил 21 раз, в электроэнергетике – 10 раз

Всё это  приводит к тому, что оплата работников одного предприятия, организации существенно  различается. Разница между заработной платой самой высокооплачиваемой части  работников (это, как правило, руководитель и его заместители) и низкооплачиваемых  работников составляет, как было показано выше, 10-30 раз, а работников среднего звена – 5-8 раз. Заработная плата  “верхушки” зачастую держится в секрете. Столь высокие различия в профессиональных доходах одного предприятия вряд ли могут объясняться объективными причинами и зависеть только от трудового  вклада работника. Очевидная несправедливость в оплате труда вызывает конфликты.

Между тем в Японии, например, заработная плата рядового работника и топ-менеджера  различается не более, чем в 5 раз. В развитых европейских странах наименьшая отраслевая дифференциация заработной платы наблюдается в Швеции, Франции, Италии [11, с. 64 – 70].

Проблема  неравенства также довольно ярко проявляется в распределении  доходов между работниками материальной и нематериальной сфер производства. В настоящее время в обществе сложилось понимание самоценности высокоразвитой  науки, образования, здравоохранения и культуры, значение которых принципиально не измеряется процентами годового прироста ВВП. Поэтому совершенно иначе трактуются расходы на отрасли, связанные с интеллектуальным трудом – не как благотворительность или спонсорство государства, а как необходимые инвестиции в человека, без которых невозможен эффективный экономический рост. В связи с этим установлены нормативы минимальной оплаты труда и минимальной доли расходов государственного бюджета в социальной сфере.

При введении норматива следует исходить из того, что в этих отраслях мы сталкиваемся в основном с творческим трудом, результаты которого имеют социальную полезность, которая не находит должного отражения в стандартных стоимостных  измерителях. Обычно её связывают с  увеличением интеллектуального  капитала общества или приростом  человеческого капитала. Так или  иначе, но, говоря об оценке труда в  отраслях науки, образования и культуры, эту компоненту нельзя упускать из виду.

В стоимостной  оценке творческого труда должны участвовать не только производимые с помощью этого труда товары и услуги, но и приращение человеческого  капитала в виде новых «знаний  и умений». При этом учёные, артисты, педагоги являются собственниками не только своей способности к труду, но и результатов этого труда  – прав на использование создаваемой  ими интеллектуальной собственности. Стоимость прав определяется только теми доходами, которые приносят или  могут принести эти права при  наилучшем их использовании. Что  касается самого творческого труда, то минимальный уровень оплаты труда  устанавливается на уровне средней  заработной платы работников сферы  управления.

Однако  на практике оценить творческий труд сложно и распределение доходов  в социальной сфере остаётся проблемой [12, с. 68 – 77].

Таким образом, процессы дифференциации населения  по доходам продолжают углубляться. Изменения в доходах населения  и расслоение общества приводит к  самым негативным последствиям, ибо  усиление неравенства в распределении  доходов и низкий их уровень у  основной части населения понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию отечественного производства и реального сектора  экономики.

Амплитуда неравенства становится очевидной  при более глубоком рассмотрении распределения доходов между  домохозяйствами. С этой целью применяют  приём ранжирования: семьи распределяют в порядке распределения доходов, а затем группируют. При этом различают: а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пять подгрупп, каждая из которых включает 20 % всех семей; б) децильные группы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых подгрупп (по 10%).

Степень социального расслоения определяется посредством  расчёта ряда коэффициентов. Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов (Кg), - это соотношение между средними доходами 10% наиболее богатого населения (d10) и 10% наименее обеспеченного (d1).

Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство  в доходах и выше степень дифференциации населения.

Информация о работе Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь