Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа
Из этой цели вытекают следующие задачи:
Определение основных видов и источников доходов населения;
Анализ основных показателей дифференциации населения по доходам;
Изучение методов и инструментов политики перераспределения доходов.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения. 5
1.1 Понятие, сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Факторы, влияющие на доходы населения 6
1.3 Формирование доходов населения 8
1.4 Принципы распределения доходов в обществе 10
2 Проблемы в распределении доходов и социальные ориентиры в экономике 11
2.1 Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов 11
2.2 Проблема неравенства в распределении доходов 12
2.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини 15
2.4. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 16
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь. 18
3.1 Доходы населения в Республике Беларусь 18
3.2 Государственное регулирование доходов. Социальная помощь и защита населения. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Рассмотрим распределение общего фонда денежных доходов (располагаемых ресурсов) домашних хозяйств по 20% группам населения в странах СНГ в 2011 году.
Рисунок 2.2.1 – Распределение общего фонда денежных доходов (располагаемых ресурсов) домашних хозяйств по 20% группам населения в странах СНГ, 2011 год, %
Примечание – источник: [28, с. 24-26]
Если сравнивать распределение денежных ресурсов по квинтильным группам в Республике Беларусь и других странах СНГ, то можно смело утверждать, что у нас в стране, хоть и безусловно присутствует проблема распределения дохода, она является не настолько острой, как в иных рассматриваемых странах.
При более
высоких уровнях денежных доходов
населения и заработной платы
Россия выделяется среди стран СНГ
наиболее высокой социально-
Из стран СНГ, по которым имеются соответствующие данные, довольно высокой дифференциацией денежных доходов населения отличаются также Молдавия (коэффициент дифференциации по 20-процентным группам - 6,8 раза, по 10-процентным группам - 12,2), Киргизия (6,2 и 9,9 раза) и Армения (5,4 и 9,1). В остальных странах она, по крайней мере, вдвое ниже, чем в России. [28, c. 24-26]
2.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини
Более
наглядно оценить степень
Чем больше кривая Лоренца отклоняется от прямой абсолютного равенства, тем менее равномерно распределяются доходы в обществе. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, превышающее 0,4, отражает высокую степень расслоения общества (рисунок 2.3.1).
Рисунок 2.3.1 – Кривая Лоренца
Сейчас в мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини = 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини – 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304. [13, c. 14]
Инструменты перераспределения доходов, направленные на выравнивание материального положения различных доходных групп населения, применяются крайне неэффективно. Но в последнее время возобновляются предложения о введении прогрессивной шкалы в налогообложении, разрабатываются программы снижения межрегиональных различий в доходах [13, с. 10-13].
2.4. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики
На первом плане социальной политики находятся: преодоление бедности, осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан, создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекватную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой деятельности, улучшение медицинского обслуживания граждан, обеспечение эффективной занятости. При этом по отношению к большей части населения стоят задачи, с одной стороны, достижения соответствия материальной обеспеченности людей приемлемому прожиточному стандарту, с другой - способствования активной жизненной позиции людей путем создания условий для более полной реализации их стремления к самоутверждению и достижению большего материального достатка.
Безусловно,
в условиях ограниченных возможностей
бюджета на решение всех этих проблем
государственных средств не хватает.
В связи с этим весьма актуальной
является проблема финансового обеспечения
социальной сферы. Без такого обеспечения
социальная политика останется нереализованной.
У этой проблемы есть два аспекта:
необходимость увеличения государственных
ассигнований и такая же настоятельная
необходимость более
Эффективная социальная политика в современных условиях предполагает создание принципиально новых механизмов функционирования социально-трудовых отношений: перераспределение доходов населения, сокращение дотирования и льготного кредитования различных отраслей, реструктуризацию рынка труда, проведение реформы оплаты труда, создание благоприятных условий для активной экономической деятельности всех членов общества.
Классификацией социальной политики занимались многие исследователи. Среди них, в частности, шведский ученый Г. Эспинг-Андерсен. Основу классификации этого исследователя составляют концептуальные подходы к роли государства в социальной сфере. Так, например, Эспинг выделяет три «чистых» типа государства благосостояния, осуществляющих различную социальную политику. Охарактеризую данные модели исходя из их страновых особенностей реализации.
Первый - либеральный. К либеральной модели может быть отнесена социальная политика США. Она основана на частной собственности и свободе предпринимательства, высокий уровень жизни населения при этом обеспечивается в основном за счет 2 источников: трудовых доходов и доходов от собственности. В США действуют тысячи различных социальных программ, которые осуществляются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, имеет возможность получать социальную помощь одновременно по нескольким программам и тем самым улучшить свое благосостояние.
Второй тип - социал-демократический. Социальная политика Швеции может быть отнесена к социал-демократической модели, поскольку характеризуется высокой степенью вмешательства государства в социальные и экономические процессы посредством перераспределения доходов всех слоев населения в соответствии с принципом социальной справедливости. Проводимая в Швеции социальная политика нацелена на обеспечение полноценной занятости и равноправия в области оплаты труда, стимулирование мобильности трудовых ресурсов. Высокие социальные расходы Шведского государства обеспечивают всему населению государственные гарантии социального страхования, доступное медицинское обслуживание и образование.
Третий — консервативно-корпоратистский. Социальная политика Германии может быть отнесена к консервативной модели, так как ее особенностью является ориентация мер социальной защиты, прежде всего, на трудоактивное население. Она гарантирует высокий уровень социального обеспечения тем, кто в течение ряда лет трудовой деятельности делает взносы в страховые фонды. Спецификой социальной политики Японии является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего, коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего населения, как в Швеции. Модель социальной политики Японии, таким образом, является корпоратистской
Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики оказывают материальные основы общественной жизни.
И так,
социальная политика государства и
представляет собой управление общественным
выбором с целью
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь.
3.1 Доходы населения в Республике Беларусь
В январе – сентябре 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 223,8 трлн. рублей и по сравнению с январем – сентябрем 2011 г. увеличился в 2,1 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 1,8 раза.
Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе – сентябре 2012 г. по сравнению с январем – сентябрем 2011 г. увеличились на 16,5% при прогнозе роста на 2012 год на 3 – 3,5% (таблица 3.2.1). [20]
Рассмотрим данные, характеризующие основные показатели доходов населения, представленные в таблице:
Таблица 3.2.1 – Основные показатели доходов населения
Январь-сентябрь 2012 г. |
В % к январю-сентябрю 2011 г. |
Сентябрь 2012 г. в % к |
Справочно январь-сентябрь 2011 г. в % к январю-сентябрю 2010 г. | ||
сентябрю 2011 г. |
августу 2012 г. | ||||
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
223 784,6 |
205,2 |
149,9 | ||
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
2 628,6 |
205,4 |
145,2 | ||
Реальные располагаемые денежные доходы |
116,1 |
105,1 | |||
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
3 520,4 |
204,4 |
181,2 |
100,3 |
147,2 |
Реальная заработная Плата |
115,4 |
130,5 |
99,0 |
108,2 | |
Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб. |
1 347,8 |
208,9 |
216,0 |
100,0 |
133,6 |
Реальный размер назначенных пенсий |
118,0 |
155,6 |
98,7 |
98,2 |
Примечание – Источник: [20]
Рассмотрев
данные таблицы, можно сделать вывод,
что в результате государственного
регулирования, осуществления государственных
социально-экономических
Рисунок 3.2.1 - Динамика основных показателей реальных доходов населения (в% к соответствующему периоду предыдущего года; в сопоставимых ценах).
Примечание – Источник: [20]
Рассмотрим структуру денежных доходов населения, представленную а таблице:
Таблица 3.2.2 – структура денежных доходов населения
Январь-сентябрь 2012 г., млрд. руб. |
В % к итогу | ||
январь- сентябрь 2012 г. |
справочно январь-сентябрь 2011 г. | ||
Всего денежных доходов в том числе: |
223 784,6 |
100 |
100 |
оплата труда |
144 274,6 |
64,5 |
65,1 |
доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход |
22 257,5 |
9,9 |
10,1 |
трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии и другие трансферты населению) |
47 172,8 |
21,1 |
21,0 |
доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности) |
6 842,5 |
3,1 |
2,2 |
прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства и прочие поступления) |
3 237,2 |
1,4 |
1,6 |
Примечание – Источник: [20]
В Беларуси, как и в большинстве стран, основная доля доходов населения образуется заработной платой (64,9%). Однако в последнее время наблюдается тенденция постепенного сокращения доли заработной платы и доходов, получаемых от государства.
В то же время, хоть и медленно, но увеличилась доля доходов от предпринимательской деятельности и владения собственностью( 3,2%) . В США их доля составляет 25% совокупных личных доходов. Доля таких доходов увеличивается практически во всех странах. Увеличение происходит в основном за счет совместного владения (совладения) капиталами. Например, в Германии более 80% населения, получающие доходы от владения собственностью, имеют акции и другие ценные бумаги. Наличие значительной доли доходов от владения капиталом обычно свидетельствует о достаточно высоком, но вместе с тем рискованном благополучии, которое может разрушиться в любой момент (например, под влиянием конкурентной борьбы, изменений в сбыте продукции, роста инфляции). Такая структура характерна для стран с развитой рыночной экономикой.