Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Из этой цели вытекают следующие задачи:
Определение основных видов и источников доходов населения;
Анализ основных показателей дифференциации населения по доходам;
Изучение методов и инструментов политики перераспределения доходов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения. 5
1.1 Понятие, сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Факторы, влияющие на доходы населения 6
1.3 Формирование доходов населения 8
1.4 Принципы распределения доходов в обществе 10
2 Проблемы в распределении доходов и социальные ориентиры в экономике 11
2.1 Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов 11
2.2 Проблема неравенства в распределении доходов 12
2.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини 15
2.4. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 16
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь. 18
3.1 Доходы населения в Республике Беларусь 18
3.2 Государственное регулирование доходов. Социальная помощь и защита населения. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 676.55 Кб (Скачать файл)

На  втором месте в структуре доходов  населения находятся социальные трансферты, составляющие в 2012 году 19,7%. Их основной являются пенсии и пособия. В США, например, на них приходится 10% доходов, получаемых большинством американских семей (в семьях с низкими доходами – 75%)

Доходы  от предпринимательской деятельности за последнее время не изменили свой удельный вес  в общей структуре  доходов (10,9%).

В то же время маленькая величина неучтенных доходов (1,3%) – свидетельство наличия  минимальных «теневых» доходов, но все же существует необходимость  мер по борьбе с ними, в т.ч. с помощью налогового законодательства (таблица 3.2.2). [17, 188 – 202]

Для получения  наиболее объективной картины располагаемых  денежных доходов населения Беларуси необходимо произвести сравнение со странами ближнего зарубежья (в данном случае со странами СНГ)

 

 

Таблица 3.2.3 – Индексы реальных располагаемых доходов населения

 

 

В процентах к предыдущему  году

2009

2010

2011

Азербайджан

110

108

112

Беларусь

104

115

98

Россия 

103

105

101

Таджикистан

107

110

105

Украина

90

117

 

 

Примечание – Источник: [20]

 

Проанализировав данные таблицы индексов реальных денежных доходов населения Беларуси и стран СНГ за 2001-2011гг., выявлено, что в Беларуси в 2011г. по сравнению с 2010г. индекс реальных денежных доходов не достиг 100%, а сложился на уровне 98%, что свидетельствует о недостаточном росте денежных доходов населения над ростом потребительских цен. В других странах СНГ вышеуказанный индекс дохода населения выше индекса роста потребительских цен. За предыдущие годы такой отрицательной динамики не просматривалось (таблица 3.2.3).

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы –  рост благосостояния и улучшение  условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

Для ее достижения предусматривается повышение  реальных располагаемых денежных доходов  населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза.

Одним из ключевых приоритетов государственной  социальной политики Республики Беларусь выступает предотвращение бедности. В Беларуси, как и в большинстве  стран СНГ, используется концепция  абсолютной бедности, основанная на учете  величины среднедушевого дохода семьи (лица) и его соотнесении с бюджетом прожиточного минимума (БПМ). Основным показателем масштабов распространения  малообеспеченности выступает доля населения со среднедушевыми доходами ниже БПМ. Рассмотрим динамику уровня малообеспеченности населения в % к общей численности населения.

 

Рисунок 3.2.2 - Динамика уровня малообеспеченности населения в% к общей численности населения

Примечание – Источник: [20]

 

Удельный  вес  населения  с  уровнем  среднедушевых  располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) увеличился с 5,7% в I полугодии 2011 г. до 7,1% в I полугодии 2012 г., в городах и поселках городского типа– с 4,4% до 5,8%, в сельской местности – с 9,4% до 10,8%. Справочно: В I полугодии 2012 г. расчетная величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения составила760,3 тыс. рублей в месяц. В общем количестве  малообеспеченных  домашних  хозяйств 64,9% составляют домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до18 лет, 21% – домашние хозяйства без детей и 14,1% – домашние хозяйства, состоящие из одного человека.

Существенное  влияние на сокращение малообеспеченности оказывает пенсионное обеспечение. Действующий механизм перерасчета трудовых пенсий – пропорционально росту средней заработной платы в экономике – обеспечивает примерно равные темпы роста пенсий и зарплат.

В  октябре 2012 г.  средний размер назначенных пенсий составил

1 657,3 тыс. рублей, что в 2,4 раза превышает  бюджет прожиточного минимума  для пенсионеров. Средний размер  пенсий  по  возрасту  составил 1 721,4 тыс. рублей,  по  инвалидности  – 1 509,7  тыс. рублей,  по  случаю  потери  кормильца – 1 090,8  тыс.  рублей, социальных пенсий– 782,4 тыс.  рублей. Реальный размер назначенных  пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом  изменения индекса потребительских  цен на товары и услуги) в октябре 2012 г. по сравнению с октябрем 2011 г.  увеличился  на 38,8%, по  сравнению  с  сентябрем 2012 г. – на 14,5%. [20]

Важным  показателем благосостояния населения являются его расходы. Рост доходов влечет за собой рост расходов. Чем больше доходы, тем больше расходы. Поэтому, стоит заметить, что денег не хватает при любом их количестве. Большие расходы – показатель высокой обеспеченности, малые – малообеспеченности. Рассмотрим структуру потребительских расходов населения Республики Беларусь.

 

Таблица 3.2.4 – Структура потребительских  расходов домашних хозяйств

 

 

I полугодие 2012 г.

I полугодие 2011 г.

Потребительские расходы – всего

в том числе на:

100

100

Питание

45,3

39,5

Алкогольные напитки

2,6

2,2

Непродовольственные товары

35

37,7

Оплату услуг

17,1

20,6


 

Примечание – Источник: [20]

 

Для характеристики благосостояния населения той или  иной страны наиболее важным является доля расходов на питание в общей  структуре всех расходов. Если эти  расходы превышают 50%, то население  такой страны принято считать  бедным.

Обычно  в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес расходов на питание небольшой. Например, в США  он составляет 10%, Японии – 15%, Швеции – 16%. Это связано с тем, что рыночная экономика способна наиболее быстро удовлетворить потребности в  питании. Но есть страны, у которых данный показатель превышает 50% (Азербайджан – 51,1%, Армения – 51,8%, Кыргызстан – 56,7%, Таджикистан – 60,4%, Узбекистан – 57,6%, Украина – 55,2%). Затем наступает очередь удовлетворения потребностей в непродовольственных товарах.  Доля этих расходов относительно значительная. В то же  время доля расходов на образование, отдых, развлечения постоянно возрастает. Например, в семьях США расходы на образование в 1,5-2 раза превышают расходы на питание.

Основной  статьей расходов жителей Беларуси является питание.  Хотя его доля составляет менее 50%, но остается высокой (45,3%), что свидетельствует о необходимости  дальнейшего повышения доходов  населения (в особенности заработной платы работающих в бюджетной  сфере, пенсий и пособий). Не вполне достаточным (всего 17,1%) является удельный вес наиболее прогрессивных расходов – на оплату услуг, в т.ч.  на обучение, лечение, отдых (таблица 2.2.4). [17, 188-202]

Главная составляющая доходов населения - заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим  фактором стимулирования трудовой активности работников.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе – сентябре 2012 г. составила 3 520,4 тыс. рублей, в том числе в  сентябре – 4 096,7 тыс. рублей, и увеличилась  по сравнению с августом 2012 г. на 0,3%, или на 11,8 тыс. рублей.

Реальная  заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги) в январе – сентябре 2012 г. по сравнению с январем – сентябрем 2011 г. увеличилась на 15,4%, в сентябре 2012 г. по сравнению с августом 2012 г. – уменьшилась на 1%. [20]

Рассмотрим  данные таблицы о начисленной  среднемесячной заработной плате работников РБ по областям и г. Минску.

 

Таблица 3.3.1 – начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по областям и г. Минску

 

 

 

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата, рублей

Изменение реальной заработной платы к соответствующему периоду  предыдущего года,%

 

Январь – сентябрь 2012 г.

Сентябрь 2012 г.

Январь – сентябрь 2012 г.

Сентябрь 2012 г.

Беларусь

Области:

3 520 379

4 096 741

115,4

130,5

Брестская

3 049 717

3 585 525

113,5

130

Витебская

3 186 815

3 699 779

115,5

129,7

Гомельская

3 396 895

3 978 995

118

132

Гродненская

3 160 379

3 710 160

113,8

128,4

г. Минск

4 481 470

5 175 843

113,5

131,3

Минская

3 568 475

4 105 720

117,9

129,8

Могилевская

3 223 472

3 775 409

116,3

131,3


 

Примечание – Источник: [20]

 

Ниже  среднереспубликанского уровня заработная плата сложилась во всех регионах республики, за исключением г. Минска и Минской области. Самый низкий уровень номинальной начисленной среднемесячной заработной платы оказался в Брестской области и составил в январе – сентябре 3 049 717  р. Там же наблюдается самый низкий темп роста реальной заработной платы – 13,5% (таблица 3.3.1)

Далее рассмотрим начисленную среднемесячную заработную плату работников Республики Беларусь по видам экономической  деятельности.

В сентябре 2012 г. в промышленности средняя заработная плата составила 4 617,1 тыс. рублей (наибольшую заработную плату в сентябре нынешнего года получили работники добычи топливно-энергетических полезных ископаемых - 7 926 455 р), на транспорте и в связи – 4 517,4 тыс., в строительстве – 5 046,6 тыс., в образовании – 2 899,9 тыс., в том числе учителей – 3 369,6 тыс., профессорско-преподавательского состава  – 5 101,8 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 3 171,1 тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в сентябре 2012 г. сложилась в размере 3 214,6 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения – 3 302,5 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 5 275,6 тыс. рублей, среднего медицинского персонала – 3 203,7 тыс. рублей. Наибольший показатель номинальной начисленной  среднемесячной заработной платы в сентябре 2012 г оказался у работников деятельности, связанной с вычислительной деятельностью - 9 826 393 р. Наименьший – работников предоставления социальных услуг - 2 614 895 р. (таблица 1). [20]

В настоящие  время при постоянной росте уровня заработной платы актуальным является вопрос о соотношении темпов роста заработной платы с темпами роста производительности труда.

Уровень заработной платы, с одной стороны, зависит от достигнутого уровня производительности труда работников, с другой стороны, воздействует на уровень производительности труда. При этом чрезмерный рост заработной платы в текущем периоде приводит к сокращению объема средств, направляемых на расширение производства, совершенствование  техники и технологии, что сдерживает рост производительности труда, а соответственно и заработной платы в последующих  периодах. Данные обстоятельства указывают  на необходимость поддержания оптимальных  пропорций между темпами роста  производительности труда и заработной платы.

Положительными  последствиями роста производительности труда являются сокращение затрат на оплату труда и других видов затрат, снижение себестоимости единицы  продукции, товаров (работ, услуг), рост рентабельности продукции, товаров (работ, услуг), повышение ее конкурентоспособности  и увеличение объемов продаж, рост прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и рентабельности активов  организации. [25]

Постоянный  рост реальной заработной платы в  текущем году при относительном  сохранении уровня производительности труда привел в январе-августе 2012 г. к превышению темпов роста реальной заработной платы над темпом роста  производительности труда на 5,2 п.п. [26]

Рассмотрим  соотношение темпов роста производительности труда и реальной заработной платы в промышленности в январе – августе 2012 г.

 

Таблица 3.3.2  – Соотношение темпов роста производительности труда  и заработной платы в промышленности в январе – августе 2012 г.

 

 

Производительность

труда, %

Реальная заработная плата, %

Соотношение

Беларусь

110,7

115,9

95,5

Минпром

106,4

117,3

90,7

Минсельхозпрод

103,5

112,5

92

Минстройархитектуры

102,1

116,6

87,6

Минздрав (Департамент фармацевтической промышленности)

108,3

121,1

96,6

Белнефтехим

123,2

120,8

102

Беллегпром

106,9

119,6

89,4

Беллесбумпром

105,1

115,7

90,8

Белгоспищепром

96,1

111

86,6

Брестская обл.

103,7

111,3

93,2

Витебская обл.

121,5

118,4

102,6

Гомельская обл.

105,9

120,1

88,2

Гродненская обл.

106,7

114,5

93,2

г. Минск

109,4

114

96

Минская обл.

105,6

114,7

92,1

Могилевская обл.

103,4

118,8

87

Информация о работе Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь