Государственная политика перераспределения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, стартовавший в начале 1990-х годов, значительно изменил социальную структуру постсоветского общества. Так, до начала 1990-х годов в Беларуси, как типичной советской республике, схема расслоения общества напоминала треугольник с очень широким основанием. Большую часть его занимал слой трудящихся, а вершину – элита. Распад СССР и разрыв производственных связей в 1991 году привели к кризису белорусской экономики, который проявился в снижении производства и уровня жизни населения, а также возникновения экономического и социального неравенства. В Беларуси была введена концепция «официальной черты бедности», ниже которой находились лица, денежный доход которых не превышал бюджета прожиточного минимума, составляющего 60% от ежемесячного минимального потребительского бюджета [12,59].

Содержание работы

Введение........................................................................................................................5
1 Сущность доходов населения……………………….................................................7
1.1 Понятие и классификация доходов населения .....................................................7
1.2 Факторы, влияющие на доходы населения .............................................................12 2 Проблема неравенства в распределении доходов…...............................................15
3 Государственная политика перераспределения доходов………………………….....19
Заключение...........................................................................................................................25
Список использованных источников........................................

Файлы: 1 файл

Доходы населения (курсовая).docx

— 117.05 Кб (Скачать файл)

Можно сделать вывод, что наибольшее значение для роста потребления  имело бы сдерживание повышения  цен. К тому же доходы домохозяйств. живущих за чертой бедности или незначительно выше этой черты, должны, видимо, индексироваться в соответствии с темпами роста цен на продовольствие. В то же время рост спроса на продукты питания будет сопровождаться новым витком инфляции. Решение проблемы упирается в необходимость увеличения производства и импорта сельскохозяйственной продукции. Только на основе этого возможен реальный подъём благосостояния всех слоёв общества [9, 71].

Проанализировав рыночную ситуацию и  рассчитав индексы потребительских  цен, по необходимости, осуществляется индексация или компенсация доходов  населения.

Индексация – это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Она осуществляется путём увеличения доходов на определённый процент один раз в год или в квартал либо их корректировки по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определённого уровня жизни населения в том или ином временном периоде    [5, 296].                                       

Всесторонняя система индексации сложилась в 60 - 70-х гг. в большинстве  стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном  уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий  через коллективный договор. Система  индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых  низких до близкой к нулю компенсации  самых высоких.

В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного  населения (например, в США - на чуть более 10% наемных работников, тогда  как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания  уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

Для подсчета индекса потребительских  цен ввиду больших колебаний  цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор  товаров и услуг. Наиболее часто  споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт  и отдых. При этом считается, что  индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни  или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета [1, 65].

Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса. Компенсируется лишь определённая норма потребления, т.е. процесс носит дифференцированный характер и в отличие от индексации не предусматривает постоянной систематической поддержки людей.

Одной из важнейших составляющих государственного регулирования доходов является социальная защита, которая состоит  из  социального страхования, социальной помощи и социального обслуживания.

Социальная защита населения –  система принципов, нормативов и  мер, используемых государством при  создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях  социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца.

Социальное  страхование – это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется  только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных – это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка.

Расходы средств социального страхования  могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением  является пенсионное обеспечение. В мире существуют два основных вида пенсионных систем: 1) базирующиеся на принципе солидарности, когда трудовые пенсии выплачиваются за счёт текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих (работающее население финансирует потребности пенсионеров); 2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в  специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В Беларуси используется система первого  типа. В соответствии с ней пенсии делятся на трудовые  и социальные. Сегодня средняя пенсия по возрасту является самой высокой среди стран СНГ. Самый высокий у нас и коэффициент замещения заработной платы. Создана принципиально новая модель социальной государственной поддержки лиц пожилого возраста. и других социально уязвимых категорий населения [2,103].

Пособия – это гарантированные  денежные выплаты при временном  перерыве трудовой деятельности или  для компенсации дополнительных расходов в определённых случаях. Пособия  выплачиваются в случае беременности и родов, для ухода за ребёнком, временной нетрудоспособности.

В связи с тем, что в Беларуси серьёзные проблемы с демографической  безопасностью, государство уделяет  особое внимание материнству. Неотложные меры прежде всего направлены на усиление стимулов к рождению детей у нынешнего поколения репродуктивного возраста. Учитывая его современную ценностную ориентацию, необходимо стремиться к тому, чтобы располагаемый доход на члена семьи не снижался или снижался незначительно после рождения каждого ребёнка. Сегодня же ситуация такова, что с рождением ребёнка семья делает шаг в сторону малообеспеченности. Выход здесь состоит в том, чтобы государство поддерживало семьи, рождающие детей. Где брать для этого средства? Некоторые специалисты и учёные, занимающиеся проблемой демографии, предлагают получать их за счёт урезания других статей расходов. Перераспределению ресурсов в пользу семей, имеющих двух и более детей, послужило бы также снижение подоходного налога на работающих членов  такого домохозяйства [7, 50].

Социальная  помощь – финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально  предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на её получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь  предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы.

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке  малообеспеченных граждан, финансируемые  за счёт правительственных средств. В нашей стране малообеспеченный  слой населения составляет 7,2%, из которых 1/5 – рабочие низкой квалификации,   3/5 – пенсионеры и инвалиды, по 1/10 приходится на крестьян и учащихся. Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной [11, 112].

В белорусском обществе улучшается материальное положение малообеспеченных слоёв населения и  уменьшается  доля этой страты в обществе. Это  происходит как за счёт повышения  заработной платы, так и за счёт перераспределения  доходов различных страт населения  с целью выравнивания их материального  положения. Подобная уравнительная  политика может быть чревата уплощением экономической пирамиды в обществе в ходе выравнивания среднедушевых  денежных доходов разных слоёв населения. Чтобы избежать нежелательных изменений  в экономической стратификации  общества, необходима социологическая  экспертиза экономических преобразований, определяющая баланс экономических  и социальных издержек.

Социальное  обслуживание - это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путём оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным – на условиях частичной оплаты [5,198].

Итак, для ликвидации негативных последствий  дифференциации проводится политика перераспределения  доходов в пользу малообеспеченных слоёв населения. Перераспределением называется процесс изменения существующей в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Для этого в распоряжении государства находится мощный арсенал средств: налоговая, ценовая, социальная политики.

Проанализировав рыночную ситуацию, по необходимости, осуществляется индексация или компенсация. Индексация – это  установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий  частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров  и услуг в результате инфляции. индексация или компенсация. Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса.

Одной из важнейших составляющих государственного регулирования доходов является социальная защита, которая состоит  из  социального страхования, социальной помощи и социального обслуживания. Социальное страхование – это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Социальная помощь – финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальное обслуживание -  это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путём оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских услуг.

При реализации политики перераспределения  возникает дилемма эффективности  и справедливости: передача доходов  от богатых к бедным может повлечь  за собой снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех  и других, что приведёт к снижению экономической эффективности и  уменьшению общественного благосостояния.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания курсовой работы можно сделать следующие выводы:

  1. Доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме. Денежные доходы населения представляют собой сумму денежных средств, получаемых домохозяйствами за определённый промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.
  2. Произведённый в экономике совокупный доход распределяется в соответствии с вкладом в его создание всех факторов производства. Результатом этого первичного распределения являются факторные доходы (заработная плата, прибыль, процент, рента), размеры  которых зависят от конкурентных условий. Доходы индивидов, не владеющих ни одним из факторов производства, служат результатом перераспределения, или вторичного распределения функциональных доходов (пенсии, пособия, стипендии).
  3. Заработная плата – это цена, выплачиваемая за использование фактора труда. На величину заработной платы оказывают влияние два основных фактора: предельная производительность труда и уровень издержек воспроизводства. На практике  наиболее широко применяются две основные формы заработной платы – повременная и сдельная, имеющие различные комбинации и модификации.
  4. Для покупки нового физического капитала необходимы деньги, поэтому на рынке факторов производства спрос на реальный капитал выступает в форме спроса на денежные средства. Все экономические субъекты, берущие деньги в долг или предоставляющие средства для займов, действуют на рынке ссудного капитала. За временное использование заёмных средств кредитору выплачивается ссудный процент. Ставка ссудного процента – выраженное в процентах отношение суммы годового дохода, полученного на ссуженный капитал, к сумме самой ссуды.
  5. Чистая земельная рента – это доход, выпадающий на долю каждого собственника земли или других природных ресурсов с фиксированным предложением. Собственники земли, владея земельными участками, взимают арендную плату за доступ арендаторов к пользованию своей собственностью. Основной причиной существования чистой земельной ренты является монополия на землю как на объект собственности: каждый участок как объект собственности находится во владении отдельного землевладельца, который не допускает владения им другими лицами.
  6. Предпринимательская способность – умение, позволяющее своему обладателю использовать наиболее эффективное сочетание ресурсов для производства благ и услуг. Доходом предпринимательской способности является экономическая прибыль.
  7. На величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов: демографические, профессиональные, социально-экономические, социально-политические.
  8. Существует масса показателей, характеризующих дифференциацию населения по доходам. К основным можно отнести: коэффициент фондов, кривую Лоренца и коэффициент Джини.
  9. Процессы дифференциации населения по доходам продолжают углубляться. Изменения в доходах населения и расслоение общества приводит к самым негативным последствиям, ибо усиление неравенства в распределении доходов и низкий их уровень у основной части населения понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию отечественного производства и реального сектора экономики.
  10. Для ликвидации негативных последствий дифференциации проводится политика перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоёв населения. Перераспределением называется процесс изменения существующей в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости.
  11. Основными инструментами проведения государственной политики   перераспределения доходов населения являются налоговая, ценовая  и социальная политики.
  12. Проанализировав рыночную ситуацию, по необходимости, осуществляется индексация или компенсация. Индексация – это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. индексация или компенсация. Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса.
  13. При реализации политики перераспределения возникает дилемма эффективности и справедливости: передача доходов от богатых к бедным может повлечь за собой снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других, что приведёт к снижению экономической эффективности и уменьшению общественного благосостояния.

Информация о работе Государственная политика перераспределения доходов