Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Заработная плата как социально-экономическая категория, с одной стороны, является основным источником денежных доходов работников, потому ее величина в значительной мере характеризует уровень благосостояния всех членов общества. С другой стороны, ее правильная организация заинтересовывает работников повышать эффективность производства, а, следовательно, непосредственно влияет на темпы и масштабы социально-экономического развития страны. Заработная плата как элемент рынка труда является ценой рабочей силы, а также статьей расходов, на производство, которое включается в себестоимость продукции, работ (услуг), на отдельном предприятии.

Содержание работы

Введение
Социально-экономическая сущность заработной платы
1.1 Понятие и виды заработной платы.
1.2 Формы оплаты труда
1.3 Меры государственного регулирования
2. Зарплата в России: Текущее состояние и перспективы развития
2.1 Зарплата в России: текущее состояние
2.2 Государственное регулирование заработной платы
2.3 Проблемы в сфере оплаты труда в России и пути их преодоления
3. Заработная плата в России и за рубежом

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Институт Социально-Гуманитарных технологий

Направление 080100 – Экономика

Кафедра экономики

 

 

 

 

Государственная политика в области заработной платы  в России и за рубежом

Курсовая  работа по дисциплине «Макроэкономика»

 

 

 

 

Выполнил

студент гр. 3Б12    _____  «___»____2012             Е.Л. Есина

Подпись Дата                                И.О.Фамилия

 

 

Проверил  Ст.преподаватель _____  «___»____2012  А.А.Кондратьева

должность          Подпись    Дата                    И.О.Фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск – 2012

 

 

  Содержание

Введение

  1. Социально-экономическая сущность заработной платы

1.1 Понятие и виды заработной  платы.

1.2 Формы оплаты труда

1.3 Меры государственного регулирования

2. Зарплата в России: Текущее  состояние и перспективы развития

     2.1 Зарплата в России: текущее состояние

     2.2 Государственное регулирование заработной платы

     2.3 Проблемы в сфере оплаты труда в России и пути их преодоления

3. Заработная плата в России и за рубежом

 

 

 

 

Введение

 

 

Оплата труда  занимает особое место в структуре  социально-трудовой сферы и приоритетах  социальной политики. Это объясняется, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социально-экономическая  сущность заработной платы

 

 

Заработная  плата как социально-экономическая  категория, с одной стороны, является основным источником денежных доходов  работников, потому ее величина в значительной мере характеризует уровень благосостояния всех членов общества. С другой стороны, ее правильная организация заинтересовывает работников повышать эффективность  производства, а, следовательно, непосредственно влияет на темпы и масштабы социально-экономического развития страны. Заработная плата как элемент рынка труда является ценой рабочей силы, а также статьей расходов, на производство, которое включается в себестоимость продукции, работ (услуг), на отдельном предприятии. Во время определения заработной платы как цены рабочей силы необходимо учитывать единственную меру оплаты труда, критерием которой является реальная стоимость жизни работника и ее семьи. Как цена рабочей силы заработная плата формируется на рынке труда и является внешней относительно предприятия. Как элемент цены производства заработная плата должна определяться частицей в созданной предприятием стоимости. Во время формирования частицы заработной платы необходимо не допускать возмещения избыточных затрат труда и обеспечивать ее повышение только в связи с увеличением количества выпущенной продукции, более эффективным использованием ресурсов, ростом производительности труда. Заработная плата является наиболее действенным инструментом активизации человеческого фактора и использования трудового потенциала. При этом использование существующего квалификационного и творческого потенциала работников должно полностью зависеть от научной обоснованности и выбора методов увязки заработной платы с квалификацией, содержанием выполняемой работы, результатами труда и условиями, в которых она осуществляется.[1]

 

    1. Понятие и виды заработной платы.

Заработная плата (оплата труда  работника) - вознаграждение за труд в  зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий  выполняемой работы, а также компенсационные  выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)[2]

Существуют два вида заработной платы: основная и дополнительная. 

К основной относятся:

  1. оплата, начисляемая работникам за отработанное время;
  2. количество и качество выполненных работ;
  3. оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии;
  4. доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, оплата простоев не по вине рабочих.

К дополнительной заработной плате относятся:

  1. выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду;
  2. оплата очередных отпусков, перерывов на работе кормящих матерей;
  3. льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей;
  4. выходного пособия при увольнении.[3]
    1. Формы оплаты труда

 

Расходы на оплату труда во многом зависят от применяемой на предприятии формы  оплаты труда. Расходы на оплату труда  можно сократить, выбрав оптимальную  форму оплаты труда. Для этого  проведем анализ труда и его оплаты. Рассмотрим две основные  формы оплаты труда: повременная оплата труда и сдельная оплата труда. Все остальные формы оплаты труда – комбинация этих двух форм. [4]

Повременная оплата труда отличается тем, что  сотруднику оплачивается то время, которое  он фактически отработал. Сдельная оплата труда учитывает то количество продукции, которое работник изготовил.

При повременной  оплате труда труд может оплачиваться исходя из часовой тарифной ставки, из дневной тарифной ставки либо из месячного оклада. Формы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов  устанавливает фирма в Положении  об оплате труда.

При повременной  оплате труда сотрудники бухгалтерии  должны знать, сколько времени было отработано сотрудником, чтобы начислить  ему зарплату. Для этого ведется  табель учета рабочего времени. В  этом документе отражается, сколько  часов и в какой день сотрудник  трудился. .[5]

Работа  с почасовой оплатой означает, что сумма заработка определяется исходя из количества часов, которое  отработано сотрудником. Работа с почасовой  оплатой предполагает применение следующей  формулы для расчета зарплаты: Количество фактически отработанных часов  * Часовая ставка = Сумма зарплаты.

Работа  с ежедневной оплатой оплачивается исходя из количества отработанных дней. Если на фирме практикуется работа с ежедневной оплатой, то зарплату можно  посчитать так: Количество фактически отработанных дней * Дневная ставка. [6]

Сдельная  оплата труда может быть следующих  видов:

  • простая;
  • сдельно-премиальная;
  • сдельно-прогрессивная;
  • косвенно-сдельная.

Простая сдельная форма оплаты труда характеризуется  тем, что заработную плату исчисляют  исходя из сдельных расценок, установленных  в фирме, и количества продукции, которую изготовил работник.

При сдельно-премиальной  оплате труда работнику помимо заработной платы начисляют премии, например, за отсутствие брака.

Еще одна сдельная форма оплаты труда - сдельно-прогрессивная  – ставит сдельные расценки в зависимость  от количества произведенной продукции  за тот или иной период времени. Чем  больше сотрудник изготовил продукции, допустим, за месяц, тем больше сдельная расценка.

При косвенно-сдельной системе оплаты труда заработную плату работникам (как правило, сотрудникам  обслуживающих производств) устанавливают  в процентах от общей суммы  заработка работников того производства, которое они обслуживают.

В случае производственной необходимости сотрудника можно привлечь к работе в ночное время. Перечень таких случаев законодательством  не установлен. К ночному времени  относят время с 22 до 6 часов. Как  гласит статья 96 ТК РФ, для работы в  ночное время нельзя привлекать беременных женщин, а также работников моложе 18 лет, за исключением работников, участвующих  в создании или исполнении художественных произведений, других категорий работников в соответствии с Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Оплата труда в ночное время представляет собой доплату к основной зарплате сотрудника. Сумму доплаты за работу в ночное время прописывают в  коллективном трудовом договоре. Оплата труда в ночное время не может  быть ниже нормы, установленной постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 «О минимальном  размере повышения оплаты труда  за работу в ночное время». Согласно этому документу минимальный  размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Оплата  труда работников образования регламентируется  статьей 54 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1. Там сказано, что заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Не всех работодателей удовлетворяют известные  формы оплаты труда. Многие разрабатывают  новые формы оплаты труда. Например, система оплаты труда может предусматривать  оплату не только фактических результатов, но и потенциальных способностей работника (стимулирование расширение набора специальностей, которыми тот  владеет). Форма оплаты труда может  быть направленной на привлечение молодых  специалистов или закрепление опытных  кадров.

С 1 декабря 2008 года для работников федеральных  бюджетных учреждений взамен 18-разрядной  единой тарифной сетки (ЕТС) введена  в действие новая форма оплаты труда. Новая форма оплаты труда  предусматривает стимулирующие  выплаты, а также доплату за дополнительную работу в бюджетном учреждении. Реформа  направлена на более качественное выполнение работником бюджетных учреждений своих  обязанностей: оплата труда складывается из индивидуального вклада работника.[7]

 

    1.  Меры государственного регулирования

 

Государственное регулирование заработной платы – это комплекс мер и действий, применяемых государством для коррекции и установления стабильного уровня цен и справедливого распределения доходов. Регулируя заработную плату, государство изменяет доходы населения, а значит и уровень жизни населения, что в свою очередь приводит к увеличению или уменьшению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг. 
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основная задача государства, при регулировании денежных доходов, заключается в обеспечении потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, который лежит в основе прожиточного минимума.  
В связи с этим представляется правомерным рассмотреть методы государственного регулирования заработной платы и потребления населения. 
Для регулирования заработной платы государство использует меры директивного (прямого) и индикативного (косвенного) регулирования заработной платы. 
Директивное воздействие государства включает: 
1. Установление минимального размера оплаты труда (МРОТ); 
2. Установление максимального и минимального размера надбавки к заработной плате; 
3. Установление порядка индексации заработной плате; 
4. Определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.  
Индикативное воздействие государства включает: 
1. Контроль инфляции, эмиссии денежных средств и валютного курса; 
2. Установление ставок налогообложения для физических и юридических лиц; 
3. Разработка тарифно-квалификационных справочников для конкретных видов деятельности.[8] 
Государство имеет право прямо регулировать заработную плату только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся, в остальных случаях, государство оказывает индикативное воздействие. В частном секторе заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости от производительности труда и соотношения между спросом и ее предложением на рабочую силу.[9] 
Минимальный размер оплаты труда 
Важным, а главное, действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление минимального размера заработной платы, которая обеспечивает минимальную, но достаточную, величину потребления товаров и услуг и служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики. 
Минимальный размер оплаты труда (МТРО) — устанавливаемый федеральным законом (ФЗ) размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях. 
В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) по статье 133 минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В качестве прожиточного минимума принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризисные моменты экономики. Порядок и сроки изменения минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм изменения, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в определенном размере, устанавливаются федеральным законом (ФЗ).[10]

 

2.Зарплата в России: Текущее  состояние и перспективы развития

 

 

2.1 Зарплата в России: текущее состояние

 

Основные показатели, характеризующие  уровень жизни населения

Реальные  располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских  цен), по предварительным данным, в  октябре 2012г. по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года увеличились  на 2,4%, в январе-октябре 2012г. - на 3,5%.(приложение А)

Среднемесячная начисленная заработная плата в октябре 2012г., по оценке, составила 26256 рублей и по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года выросла  на 12,1%, в январе-октябре 2012г. - на 14,0%.(приложение Б)

В январе-сентябре 2012г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 82%, работников образования - 75% (в январе-сентябре 2011г. - соответственно 79% и 69%).(приложение В)[11]

 

2.2 Государственное регулирование  заработной платы

Под регулированием заработной платы  понимается процесс внесения посредством  нормативных актов, принимаемых  на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между  работодателем и работниками, изменений  в уровнях, динамике, условиях и организации  заработной платы, которые обеспечивают выполнение заработной платой своих  экономических функций в принятой обществом модели жизнеустройства  и способствуют развитию трудовых отношений  и экономики в целом. Регулирование  заработной платы осуществляется во всех моделях общественного жизнеустройства, основанных на наемном труде. В Российской Федерации заработную плату получают свыше 60 млн. работников наемного труда. 
Объективная необходимость регулирования заработной платы предопределяется следующими основными обстоятельствами: 
- изменением объема жизненных средств (предметов потребления и услуг) и их стоимостного (денежного) содержания, направляемых на оплату труда наемных работников, вызванного изменением результатов экономической деятельности; 
- необходимостью перераспределения средств, направляемых в обществе на оплату труда, в пользу тех или иных групп работающих; 
- приведением денежного выражения заработной платы в соответствие с ее реальной покупательной способностью, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; 
- формированием более эффективного механизма связи заработной платы работников с фактическими результатами труда (промежуточными и конечными, личными и коллективными); 
- необходимостью устранения недостатков, вызванных неполным отражением в условиях оплаты ее экономического содержания.[12] 
Регулирование заработной платы непосредственно осуществляется соответствующими органами и представляющими их лицами, в компетенцию которых входит принятие нормативных актов по вопросам заработной платы. 
В соответствии с природой (сущностью) экономических (и, соответственно, трудовых) отношений в тех или иных моделях общественного жизнеустройства, основанных на наемном труде, различаются два типа регулирования заработной платы: 
- централизованное (государственное); 
- децентрализованное (многосубъектное). 
Централизованное (государственное) регулирование заработной платы применялось в планово-регулируемых моделях экономики в СССР и некоторых других социалистических странах, основанных на монополии государственной собственности на средства производства. 
Децентрализованное (многосубъектное) регулирование заработной платы с разной степенью ее либерализации применяется в странах с ограниченным влиянием государства на экономическую жизнь, с преобладанием в экономике негосударственных субъектов принятия решений. 
В чистом виде ни один способ регулирования заработной платы в экономической действительности еще не существует 
Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг. 
Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать методы регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения. 
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней. 
 Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.[13] 
Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, разделяют на прямые административные и косвенные экономические меры.  
Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды. 
Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива. 
Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октябре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и постепенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффективно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.[14] 
Законодательное установление минимума заработной платы 
Принципиально важным и, как свидетельствует мировой опыт, действенным методом государственного регулирования доходов и заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. 
Возможен и подход, используемый в развитых странах с рыночной экономикой, - установление минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы. 
Если нет возможности сразу установить научно обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, то необходимо двигаться в этом направлении, повысив минимальную заработную плату хотя бы в 1,5-2 раза. Этот шаг, осуществленный с использованием генерального и отраслевых тарифных соглашений при участии всех социальных партнеров, позволит через изменения в системе налогообложения заработной платы свести на нет теневой сектор рынка труда.[15]

Информация о работе Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом