Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Заработная плата как социально-экономическая категория, с одной стороны, является основным источником денежных доходов работников, потому ее величина в значительной мере характеризует уровень благосостояния всех членов общества. С другой стороны, ее правильная организация заинтересовывает работников повышать эффективность производства, а, следовательно, непосредственно влияет на темпы и масштабы социально-экономического развития страны. Заработная плата как элемент рынка труда является ценой рабочей силы, а также статьей расходов, на производство, которое включается в себестоимость продукции, работ (услуг), на отдельном предприятии.

Содержание работы

Введение
Социально-экономическая сущность заработной платы
1.1 Понятие и виды заработной платы.
1.2 Формы оплаты труда
1.3 Меры государственного регулирования
2. Зарплата в России: Текущее состояние и перспективы развития
2.1 Зарплата в России: текущее состояние
2.2 Государственное регулирование заработной платы
2.3 Проблемы в сфере оплаты труда в России и пути их преодоления
3. Заработная плата в России и за рубежом

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

В результате организации, имеющие  законную выручку, не понесут убытки и дополнительные расходы, а государство  получит выгоду от роста поступлений  в бюджет и внебюджетные социальные фонды.

Текущие доходы работников могут несколько  сократиться по сравнению с теми, которые получались «в конвертах», так как начисляемые официальные  суммы должны быть уменьшены как  минимум на величину уплачиваемых работодателем  налогов и отчислений. Несмотря на это, повысится уровень социальной защищенности работников (оплата больничных листов, отпусков, исчисление пенсии).

Использование механизма повышения минимального размера оплаты труда для роста уровня заработной платы позволит также увеличить долю тарифа в заработной плате, что усилит права работников на получение гарантированного заработка, соответствующего их квалификации, повысит стимулирующую роль заработной платы и результативность труда.

В ближайшее время следовало  бы принять меры по увеличению минимальной  заработной платы на основе её поэтапного повышения до величины прожиточного минимума. Конкретные параметры этих соотношений должны фиксироваться  в Генеральном соглашении между  правительством, общероссийскими объединениями  профсоюзов и работодателей.

В первую очередь повышение минимального размера оплаты труда коснется 1,7% работающих (около миллиона человек), получающих заработную плату на уровне минимальной. Учитывая, что большинство из них находятся в отпусках по инициативе администрации, предприятия будут вынуждены принимать решения либо о сокращении списочной численности работников, либо о сохранении кадрового потенциала и вовлечении его в производственную деятельность при росте объёмов производства.

В реальном секторе экономики повышение  минимального размера оплаты труда напрямую затронет отрасли, в которых в соответствии с заключенными отраслевыми тарифными соглашениями размер тарифных ставок 1-го разряда зависит от минимального размера оплаты труда либо незначительно превышает его.

Вместе с тем необходимо учитывать  традиционные потребительские стереотипы, формирующие высокие инфляционные ожидания от повышения минимальных  государственных гарантий. Резкое повышение  минимального размера оплаты труда может спровоцировать рост цен даже при незначительном увеличении уровня средней заработной платы. Предотвратить такое развитие ситуации возможно на основе либо очень постепенного увеличения минимального размера оплаты труда, либо достижения договоренности профсоюзов и работодателей о сдерживании роста средней зарплаты по сравнению с увеличением минимальной, что, в свою очередь, позволит избежать усиления дифференциации заработной платы.

Необходимо разработать механизм увеличения зарплаты с учетом пересмотра тарифов, страховых взносов, что  позволило бы сохранить реальный уровень получаемой работником зарплаты. Среди таких мер может быть сохранение для работодателей прежних размеров тарифов отчислений во внебюджетные социальные фонды в случае несоблюдения требований по повышению заработной платы, адекватном перераспределению тарифной нагрузки с работодателя на работника. [20]

Существенное повышение заработной платы даст очевидные положительные  результаты: - усилится стимулирующая  роль зарплаты и мотивация к высококвалифицированному труду;

- увеличение покупательной способности  зарплаты повысит платежеспособный  спрос, что будет способствовать  постепенной переориентации производства  на потребительский сектор;

- возрастет доля зарплаты в  ВВП и денежных доходах населения;

- увеличатся инвестиционные возможности  населения, налоговые поступления,  уменьшится нагрузка на бюджеты  всех уровней, оптимизируется  структура денежных расходов  населения за счет покрытия  стоимости жилищно-коммунальных  услуг, расходов на образование  и здравоохранение, расширения  участия трудоспособного населения  в системах социального страхования;

- повысится уровень жизни трудоспособного  населения.[21]

 

 

3. Заработная плата в России и за рубежом

Данный рейтинг составлен экспертами Центра экономического анализа «РИА-Аналитика», которые основывались на данных Евростата и различных органов власти европейских государств.

Лидерами рейтинга стали благополучный  Люксембург, где минимальная заработная плата по итогам июля 2011 года в пересчете  на российские рубли составляет 70.1 тыс. руб. в месяц ($2513 по среднему курсу  ЦБ). В первой тройке лидеров, однако, уже с большим отрывом от первого места, располагаются также Ирландия – 58.3 тыс. руб. ($2090) и Бельгия – 57.6 тыс. руб. или $2064. Достаточно высокие социальные гарантии в виде минимального уровня заработной платы и в таких государствах как Нидерланды (57.3 тыс. руб. или $2052) и Франция (54.5 тыс. руб. или $1952). В целом все страны EC в рейтинге расположились в верхней его части, в то время как бывшие республики СССР дружно замыкают рейтинг.

На последнем месте рейтинга европейских стран находится  Армения с показателем минимального уровня заработной платы в 2424 руб. или $86.8 в месяц. Далее с конца следуют  Молдова (2663 российских рубля или $95.4) и Азербайджан (3017 руб. или $108.1).

Инфографика, созданная по результатам рейтинга РИА-Аналитика, опубликована в газете Московские новости №118 от 14 сентября 2011 года.

Россия, по оценка экспертов «РИА-Аналитика» с текущей величиной МРОТ в 4611 руб. (примерно $165) занимает в рейтинге европейских стран 23 место из 29, соседствуя с Болгарией, где минимальный  уровень заработной платы (4897 руб. или $176) самый низкий из всех стран ЕС и Республикой Беларусь (3432 руб. или $123 по официальному курсу). В силу нестабильности ситуации на валютном рынке Беларуси, следует оговориться, что при расчете МРОТ по курсу «черного рынка» эта страна занимала бы в рейтинге не 24, а 27 место с уровнем МРОТ около 2000 российских рублей или около $70.

В России, как и в большинстве  стран бывшего СССР, МРОТ, к сожалению, не выполняет своей заявленной функции социальной гарантии работникам. То есть платить минимальную зарплату в размере 4611 рублей, конечно, можно, однако прожить на нее фактически нельзя. Текущий российский МРОТ составляет только 66% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в I квартале 2011 года и это без учета того, что у работающего могут быть иждивенцы. То есть эта величина не обеспечивает даже прожиточный минимум. Поэтому нынешний МРОТ нужно рассматривать скорее в качестве ориентира или базы для расчета пособий и пр., а не как реальную минимальную заработную плату. Впрочем, напомним, что еще десять лет назад МРОТ составлял вообще 300 руб. – цифру, которую применительно к термину заработная плата нельзя было рассматривать даже теоретически. Таким образом, повод для оптимизма все же есть и надежда на то, что МРОТ в ближайшем будущем станет реальной гарантией соцзащиты, остается.

В целом по темпам роста минимальных  зарплат за последние 5 лет по расчетам экспертов «РИА-Аналитика», Россия занимает второе место в Европе, уступая только Республике Молдова. В Российской Федерации МРОТ за последнюю  пятилетку увеличился в 4.2 раза, в  Молдове – более чем в 6 раз. Третье место по темпам роста занимает Азербайджан – увеличение на 184%. В Западной Европе минимальные заработные платы за последние 5 лет также подросли, но гораздо медленнее. Самый низкий рост наблюдался в Великобритании – только 5%, за ней следует Франция 27% роста и Нидерланды (30%).

Еще одним достаточно интересным показателем  является отношение годовой минимальной  заработной платы в стране к объему ВВП с учетом паритета покупательной  способности на душу населения (по данным МВФ в 2010 году). Это относительно грубая, однако доступная характеристика того, как соотносятся социальные гарантии по минимальной заработной плате в стране и объемы производства этой страны на каждого ее жителя. То есть, сколько минимально платят работникам по сравнению с тем, сколько граждане страны для нее зарабатывают. Подобная характеристика не свидетельствует  об уровне благосостояния граждан, однако позволяет в какой-то степени  учесть и бедность стран и уровень цен. Во многом она отражает уровень социальной защищенности граждан страны с учетом уровня богатства самой страны. В небогатой стране, например, минимальные заработные платы могут быть высоки относительно того, что эта страна создает в виде ВВП, однако по абсолютным величинам она будет аутсайдером рейтинга. Наибольшее соотношение годовой минимальной заработной платы к ВВП на душу населения во Франции – 68.7%, далее следуют Бельгия и Ирландия (68.6% и 65.1%). В тройке стран с самым низким показателем Казахстан (10.4%), Республика Беларусь (10.6%) и Россия (12.5%).[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

        1. Социально-экономическая сущность заработной платы./ Рынок труда: анализ и статистика.2012.URL: http://jobmarketmate.ru/zarabotnaja-plata-v-rynochnyh-uslovijah/socialno-jekonomicheskaja-sushhnost-zarabotnoj/133-stepeni-harakterizuet.html(дата обращения 10.10.2012)
        2. Статья 129. Основные понятия и определения. /Трудовой кодекс Российской Федерации с комментариями. 2009 – 2012.URL: http://kzotrf.ru (дата обращения 11.10.2012)
        3. Левкина Е.В. Шпаргалка по микроэкономике.М.:Аллель,2011.64 с
        4. Гендлер, Г.Х. Оплата труда в учреждениях бюджетной сферы / Г.Х. Гендлер, Н.И. Ведерникова. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
        5. Повременная оплата труда./Бератор.2007-2012.URL: http://www.berator.ru/articles/oplata-truda(дата обращения 13.10.2012)
        6. Оплата за отработанное время./Налогооблажение.Финансы.Бухгалтеры.2012.URL: http://www.lonsphotography.com/component/content/article/251-oplata-za-otrabotannoe-vremya-.html(дата обращения 12.10.2012)
        7. Формы оплаты труда./Зарплата. Практический журнал для бухгалтеров о расчете зарплаты. 1997-2012.URL: http://www.zarplata-online.ru/poleznoe/oplata_truda/document95524.phtml(дата обращения 12.10.2012)

 

        1. Фролова Т.А. Экономика предприятия. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. Гл 5: Государственное регулирование оплаты труда.C.70.
        2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: учебное пособие/В.Я.Горфинкель-М.:ЮНИТИ,2007.С.300
        3. Нуртдинова А. Ф. Оплата и нормирование труда// Трудовое право. 2004. № 4-5. С. 74-78.
        4. Уровень жизни населения./Федеральная служба Государственной статистики.2001-2012.URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B12_00/IssWWW.exe/Stg/dk10/6-0.htm(дата обращения 13.10.2012)
        5. Одегов, Ю. Современные модели регулирования заработной платы / Ю. Одегов // Нормирование и оплата труда в промышленности. -2007.  №12. С.12-15
        6. Лепешинская, М.И. Заработная плата / М.И. Лепешинская // Экономика и учет труда. 2008.  №11. С.7-34
        7. Яковлев, Р. О регулировании заработной платы в Российской Федерации / Р. Яковлев // Человек и труд. - 2007. - №12. - С.70-73.
        8. Политика доходов и заработной платы: Учебник/ Под ред. П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000. - 320 с.
        9. Проблемы оплаты труда./Макроэкономика.2012.URL: http://my-top-tools.ru/kontseptsiya_reformirovaniya_trudovogo-5_politika_zanyatosti/23(дата обращения 12.12.2012)
        10. Трудовой кодекс РФ. - М: ОМЕГА-Л, 2010.-184 с
        11. Сафонов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник/ Н. А. Сафонова. 2-е изд., М.:Экономистъ, 2005. С. 154-170
        12. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учеб. - практич. пособие / Пашуто В.П.. - 2 изд. - М.: Юкорус, 2007.-317 с
        13. «Экономика предприятия» учебник для вузов/ под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара, М.: ЮНИТИ.2000
        14. Дубянская Г.Ю. Заработная плата как зеркало социально-экономических преобразований в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. 2005. N 2. С.79-102
        15. РИА-Аналитика: Рейтинг стран по размеру минимальных зарплат./РИА рейтинг.2012.URL: http://ria.ru/research_rating/20110914/437041510.html(дата обращения 15.11.2012)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А.

Динамика реальных располагаемых  денежных доходов

Приложение Б.

Динамика среднемесячной номинальной и реальной

начисленной заработной платы

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом