Государственная политика в условиях формирования инновационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:34, автореферат

Описание работы

Актуальность темы диссертации определена тем, что формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одной из наиболее важных и сложных задач для современной России. Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо разработать комплексную и эффективную систему мер регулирования инновационной сферы, повысить не только спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, но и эффективность фундаментальной и прикладной науки, преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

Авт реф Государственная политика в условиях формирования инновационной э.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

 

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

БОНДАРЕНКО Наталия  Евгеньевна

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ  ЭКОНОМИКИ

 

 

Специальность 08.00.01 – Экономическая теория

(область исследования: политическая экономия)

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических  наук

 

 

 

 

Москва – 2010

 

Диссертационная работа выполнена на кафедре экономической  теории

ГОУ ВПО «Российская  экономическая академия им. Г.В. Плеханова»

 

Научный руководитель: заслуженный деятель науки РФ,

доктор экономических наук, профессор

Журавлева Галина Петровна

 

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент

Стерликов Павел Федорович

 

кандидат экономических  наук, доцент

Синев Владислав Михайлович

 

Ведущая организация:  Московский авиационный институт

(государственный  технический университет)

 

Защита состоится «03»  декабря 2010 г. в 14 часов на заседании  диссертационного совета Д 212.196.03 при  ГОУ ВПО «Российская экономическая  академия им. Г. В. Плеханова» по адресу: 117997, Москва, Стремянный пер., 36, аудитория 353.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО  «РЭА им. Г.В. Плеханова».

 

Автореферат разослан «02» ноября 2010 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.э.н., профессор       Пермякова Л.И.

 

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы диссертации определена тем, что формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одной из наиболее важных и сложных задач для современной России.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной  национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо разработать  комплексную и эффективную систему  мер регулирования инновационной  сферы, повысить не только спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, но и эффективность фундаментальной и прикладной науки, преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения поставленных целей.

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить повышение конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках.

Инновационная политика государства должна складываться на основе избранных приоритетов, их финансовой поддержки, регулирования экономических и правовых отношений в данной сфере. Так, за последние несколько лет выросли инвестиции в образование, науку и инновации, принят ряд законов, в том числе федеральный закон «Об инновационном центре Сколково», проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесены изменения в Налоговый и Гражданский кодексы относительно регулирования инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности. Тем не менее, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3% – 0,5%, в то время как доля США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %1. Формирование государством инновационной системы России, отвечающей перспективам долгосрочного развития страны, продолжает сталкиваться с рядом проблем экономического, административного и правового характера.

Существенное значение для России имеет анализ мирового опыта в области проведения государственной  инновационной политики и возможность его использования в российских условиях.

Значимость  проблемы инновационного развития национальной экономики диктует необходимость  дальнейшей разработки мер и путей  повышения эффективности государственной  инновационной политики России.

Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в разработку проблем теории и практики инновационного развития и государственной политики в сфере инновационной экономики внесли отечественные и зарубежные ученые.

Вопросы формирования фундаментальных  основ теории инноваций и их дальнейшее развитие нашли отражение в работах Ж. Кондорсе, А. Смита, Д. Рикардо,  Н.Д. Кондратьева, Й.А. Шумпетера,  П.А. Сорокина, Г. Менша, С. Кузнеца, Ф. Махлупа, К. Фримена, Л. Соэте, Ф. Хайека и других ученых2.

Исследования  инновационных процессов представлены в работах В.М. Бузника, Л. Гохберга, В.Н. Лапина, Ю.А. Лебедева, Б. Санто, Б. Твисса, А. Форти, Л.Ф. Шайбаковой, Э.А. Уткина и других авторов3.

Вопросы государственной  инновационной политики, необходимость  ее разработки и совершенствования направлений и стратегий функционирования отечественной национальной инновационной системы активно обсуждаются в трудах отечественных ученых – В.М. Аньшина, С.Ю. Глазьева, О.Г. Голиченко,  В.П. Горегляда,  А.А. Дагаева,  И.Г. Дежиной,  Н.И. Ивановой, В.Ж. Келле, В.В. Киселевой, М.Г. Колоснициной, Б.Н. Кузыка, А.С. Кулагина, В.П. Логинова, Д.С. Львова, Л.Э. Миндели, А.Я. Рубенштейна, Т.Ю. Хватовой, Ю.В. Яковца, а также многих других ученых4

Несмотря  на многочисленные исследования роли и места государства в инновационном развитии экономики, в настоящее время остается ряд проблем, требующих дальнейшего изучения с точки зрения целостного и системного подхода к принципам и направлениям государственной инновационной политики и проблем инновационного развития экономики России, что предопределило выбор темы данного исследования, его цель и задачи.

Цель  исследования состоит в комплексном анализе государственной инновационной политики и методов государственного регулирования инновационного развития современной экономики, а также в определении путей повышения эффективности государственной инновационной политики.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  • обобщить и систематизировать теоретические подходы к основам инновационного развития экономики; уточнить понятийный аппарат; рассмотреть различные подходы к классификации инноваций;
  • обосновать определяющую роль государственной политики в инновационном развитии экономики;
  • раскрыть общие черты и специфические особенности в проведении государственной инновационной политики зарубежных стран, позволяющие определить наиболее эффективные методы государственного воздействия на инновационное развитие российской экономики;
  • провести оценку эффективности инновационной деятельности и направлений государственной инновационной политики в России и выявить причины, снижающие их результативность;
  • проанализировать формы финансового обеспечения инновационной сферы России с участием государства;
  • определить и обосновать пути повышения эффективности государственной инновационной политики России.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает государственная политика в условиях формирования инновационной экономики.

Предмет исследования – экономические отношения в процессе трансформации государственной политики, направленной на инновационное развитие экономики.

Теоретико-методологической основой исследования явились результаты научных работ, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых-экономистов, посвященные проблемам формирования и трансформации государственной политики в области инновационного развития экономики, программно-прогнозные разработки в области проведения государственной инновационной политики, законодательные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации.

Структура и логика исследования подчинены содержанию решаемых задач. В диссертации использовались общенаучные  методы диалектического, исторического, системного, функционального, сравнительного и макроэкономического анализа, а также теоретико-методологические положения, отраженные в научных публикациях и официальных документах.

Информационной  базой диссертационного исследования явились материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Центра исследований проблем развития науки РАН, Института экономики переходного периода, официальных сайтов Российского фонда технологического развития, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского фонда фундаментальных исследований, портала правовой поддержки предпринимательской деятельности, прогнозов и стратегий инновационного развития РФ, данные Американской Ассоциации по продвижению науки и Комиссии Европейского сообщества.

Нормативно-правовую базу исследования составили законы РФ, указы Президента РФ, постановления правительства РФ и иные нормативные правовые акты, связанные с инновационной деятельностью и государственной инновационной политикой в Российской Федерации.

Научная новизна  диссертационного исследования. Конкретные результаты диссертационного исследования, полученные автором, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, состоят в следующем:

– обобщены и систематизированы теоретические подходы к основам инновационного развития экономики, определены четыре этапа развития теории инноваций, что позволило раскрыть и уточнить содержание понятий «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» как специфических экономических категорий. Инновация рассматривается не просто как новизна, а как новизна, внедренная в практику, т. е. обязательное введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного материального продукта, услуги, технологии. Инновационный процесс – как всеобъемлющий процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Инновационная деятельность – как базовые научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, приводящие к внедрению инноваций, обеспечивающие инновационное экономическое развитие.

Предложена  многокритериальная авторская классификация  инноваций по следующим классификационным  признакам: направлениям государственной  политики (экономические, социальные, экологические инновации), внедрению инноваций на разных хозяйственных уровнях (макроэкономические, мезоэкономические, микроэкономические инновации), источникам их финансирования (бюджетные, рыночные, бюджетно-рыночные инновации);

  • обоснована определяющая роль государственной политики в инновационном развитии современной экономики, разработке и реализации стратегии инновационного развития, создании необходимых условий для инновационной деятельности, классифицируемых автором как экономические, финансовые, организационные и нормативно-правовые;
  • раскрыты общие подходы и специфические особенности в формировании и реализации государственной инновационной политики зарубежных стран, позволившие определить наиболее эффективные методы государственного воздействия на современное инновационное развитие экономики России;
  • дана комплексная характеристика современного состояния инновационной системы России и направлений государственной инновационной политики. Выявлены факторы, снижающие эффективность государственной инновационной политики: экономические (экстенсивные формы воспроизводства, обусловленные сложившейся структурой экономики, низкая активность малого бизнеса в инновационной сфере, недостаточная эффективность содействию модернизации техники), административные (отсутствие целостного подхода к принципам, направлениям и инструментам государственной инновационной политики, ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями), правовые (недостатки и недоработки в законодательной базе по осуществлению инновационной деятельности, в том числе относительно интеллектуальной собственности);
  • выявлены и проанализированы формы финансового обеспечения инновационной сферы с участием государства – специальные финансовые институты, созданные с целью стимулирования процессов инновационной деятельности и ее коммерциализации, их эффективность и проблемы функционирования;
  • определены современные пути повышения эффективности государственной инновационной политики Российской Федерации на основе анализа экономических, административных и правовых проблем, препятствующих инновационному развитию.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что научные результаты диссертационного исследования дополняют теоретические положения экономической науки по проблемам становления современной государственной политики в условиях формирования инновационной экономики России и могут быть использованы для теоретических и практических разработок в данной области.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации могут быть использованы органами государственной власти при разработке и реализации мер, направленных на повышение эффективности проведения государственной политики в условиях формирования инновационной экономики, а также в процессе преподавания экономических дисциплин в вузах России.

Информация о работе Государственная политика в условиях формирования инновационной экономики