Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:34, автореферат
Актуальность темы диссертации определена тем, что формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одной из наиболее важных и сложных задач для современной России. Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо разработать комплексную и эффективную систему мер регулирования инновационной сферы, повысить не только спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, но и эффективность фундаментальной и прикладной науки, преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.
Несмотря на выявленные в диссертационном исследовании различия и особенности проведения государственной инновационной политики, анализ каждой из исследуемых стран позволяет выделить множество общих черт в ее проведении:
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что из вышеуказанных успешно апробированных в зарубежных странах направлений государственной инновационной политики следует исходить России в процессе создания и совершенствования своей инновационной системы. При этом возможно заимствование таких мер государственной инновационной политики, как различные подходы к налоговому стимулированию (по адресатам, целям, формам, временным рамкам), программы по поддержке малого и среднего инновационного бизнеса (центры инноваций и трансфера технологий, сети распространения технологии, информационные сети, льготное кредитование), создание эффективной патентной системы и ее интенсивное использование в целях усиления инновационного потенциала и конкурентоспособности промышленности, создание эффективных государственно-частных партнерств в сфере НИОКР, схемы передачи технологий, разработанных в государственном секторе или при финансовой поддержке государства, промышленным предприятиям с целью повышения их конкурентоспособности, форсайт – прогнозирование.
Однако, используя опыт государственной инновационной политики зарубежных стран, Россия должна выбрать свою стратегию и приоритеты государственной инновационной политики (с учетом национальной специфики): стратегию лидерства в тех направлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет конкурентные преимущества (отдельные виды наноматериалов, лазерные технологии, атомная, ракетно-космическая, авиационная промышленность); стратегию догоняющего развития в тех направлениях, где допущено значительное отставание (наноэлектроника, нанобиотехнологии, судо- и автомобилестроение); стратегию динамического наверстывания и опережающей коммерциализации результатов НИОКР в сферах, где конкурентные преимущества сочетаются с небольшим отставанием (электронная промышленность).
В третьей главе «Государственная политика по формированию инновационной экономики России и пути повышения ее эффективности» обоснована определяющая роль государственной политики в формировании и развитии национальной инновационной системы России. Выявлены причины, снижающие эффективность государственного регулирования инновационного развития российской экономики в современных условиях, определены и проанализированы формы финансового обеспечения инновационной сферы с участием государства, предложены пути повышения эффективности государственной политики в условиях формирования инновационной экономики России.
На основании
ретроспективного анализа развития
инновационной системы России в диссертационном
исследовании выделены и раскрыты противоречия
ее формирования, особенно проявившиеся
в 1990-е гг., когда в результате неолиберальных
рыночных реформ государственно-
Обосновано, что в России сохранены основные предпосылки для формирования полноценной модели инновационного развития, к которым относятся: наличие значительного сектора фундаментальной науки, обеспечение проведения прикладных исследований и технологических разработок, а также внедрения научно-технических результатов в производство, наличие конкурентных преимуществ России в ряде важнейших технологических направлений, эффективная система образования, наличие отдельных базовых элементов инновационной структуры – инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков и фондов, специализирующихся на поддержке инновационного предпринимательства.
В ходе исследования определено, что к настоящему времени в России сформировалась система реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, а также основы нормативного правового обеспечения (федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления правительства РФ) и государственной поддержки инновационной деятельности (система государственной поддержки малых инновационных предприятий, система венчурных фондов, механизмы государственной поддержки наукоградов, региональные и отраслевые структуры кластерного типа, особые экономические зоны).
Проведенный анализ и сопоставление показателей развития инновационной системы России и ряда развитых стран показали, что, несмотря на растущие федеральные и внутренние ассигнования и расходы на науку, исследования и разработки, Россия продолжает отставать от большинства рассмотренных стран по масштабам финансирования инновационной деятельности, ассигнованиям на исследования и разработки из средств государственного бюджета, объемам затрат, приходящихся на одного исследователя. Имеет место отставание по показателям, характеризующим результативность науки, доступность венчурного капитала, международную торговлю высокотехнологичными продуктами, кооперацию вузов с частными компаниями, использование инновационных технологий на уровне фирм.
Показано, что дальнейшее формирование государством инновационной системы России, отвечающей перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается с рядом проблем, основными из которых являются следующие:
Вышеперечисленные проблемы в инновационном развитии экономики России влекут за собой недостаточную инновационную активность значительной части предприятий реального сектора экономики. Дисбаланс в развитии и отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры приводит к недостаточной эффективности механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и мировой рынки. Результатом перечисленных проблем является низкая капитализация научных результатов и, как следствие, недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций и кредитования.
В диссертационном исследовании показано, что на пути преодоления разрыва между потенциальными возможностями и конечными результатами инновационного развития экономики России важная роль принадлежит современным формам финансового обеспечения инновационной сферы – финансовым институтам, создаваемым при участии государства с целью стимулирования процессов инновационной деятельности и ее коммерциализации. Проанализирована деятельность Российского фонда технологического развития (РФТР), Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Венчурного инновационного фонда (ВИФ). В результате проведенного анализа определены их цели, задачи, дана оценка значимости и показано, что деятельность каждого из них направлена не только на финансирование НИОКР, но и на создание инновационной инфраструктуры, в том числе в регионах, где инновационная политика развита недостаточно и требует повышенного внимания со стороны государства.
Рассмотрение венчурного финансирования инновационной деятельности (ВИФ) как источника поддержки наиболее динамично развивающихся отраслей, повышения скорости внедрения и распространения инноваций в экономике, увеличения степени коммерциализации научных разработок позволило сделать вывод, что венчурный капитал выступает одним из основных факторов инновационного развития и структурного обновления экономики России, создавая новый тип инвестиционного механизма инновационной деятельности.
В работе обоснована актуальность создания в России государственно-частных партнерств (ГЧП), как важных элементов финансирования инновационной деятельности с участием государства. ГЧП позволяют объединять ресурсы, разделять прибыли и риски, а также способствуют формированию конкурентной среды и одновременно более эффективному использованию бюджетных средств. Сделан вывод, что финансирование прикладных исследований и создание инновационной инфраструктуры должны осуществляться бюджетом на долевой основе с коммерческим сектором экономики, а реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники должна происходить при активном привлечении существенных объемов внебюджетных средств, что в свою очередь будет способствовать консолидации науки и предпринимательского сектора в российской экономике.
В диссертации выявлены и проанализированы проблемы, препятствующие эффективному развитию рассмотренных институтов (бюджетные ограничения, определение прав на интеллектуальную собственность, несовершенство налогового законодательства, отсутствие стимулов для вложений в высокорисковые проекты, как со стороны бизнеса, так и государства), а также предложены пути их решения (увеличение размера бюджетов, особенно региональных, в части финансирования и поддержки науки и инновационной деятельности, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, совершенствование нормативно-законодательных актов для государственно-частного партнерства в инновационной сфере, усиление прямых и косвенных мер государственного стимулирования венчурной индустрии).
Проанализированные тенденции инновационного развития экономики России, подтверждающие правильность выбранного курса на усиление государственной политики в условиях формирования инновационной экономики, свидетельствуют также о необходимости дальнейшего наращивания усилий в данной сфере. «Ядром» государственной инновационной политики должна стать эффективная система мер регулирования инновационной сферы как обеспечивающих прогрессивные структурно-технологические сдвиги в российской экономике, так и позволяющих создавать наукоемкие отрасли, конкурентоспособную отечественную продукцию и услуги.
На основе проведенного анализа зарубежного опыта формирования и реализации государственной инновационной политики и существующих в России проблем, снижающих эффективность государственной политики в условиях формирования инновационной экономики, в диссертационном исследовании сформулирован и подробно рассмотрен комплекс направлений и мер, от качества, скорости и полноты реализации которых будет зависеть эффективность управления инновационной сферой со стороны государства. Данные меры в соответствии с функциональной ориентацией и сущностью решаемых задач сгруппированы по следующим направлениям (табл.):
Т а б л и ц а
Меры по повышению эффективности государственной политики в условиях формирования инновационной экономики
(составлено автором)
Меры по повышению эффективности |
Способы их реализации |
Законодательная база |
Усиление защиты прав на интеллектуальную собственность Принятие и введение простых и понятных нормативно-правовых актов для государственно-частного партнерства в инновационной сфере Пресечение случаев нечестной конкуренции Сокращение бремени расходов бизнес-сектора на правительственную бюрократию |
Сотрудничество и координация
элементов инновационной систем |
Мобилизация бизнес-сектора Трансфер знаний и коммерциализация технологий Координация действий государства в инновационной сфере Усиление региональной власти в инновационной сфере Мониторинг и оценка |
Поддержка высокотехнологичных отраслей промышленности |
Меры по повышению выживаемости
новых высокотехнологичных Продвижение экспорта высокотехнологичной продукции Стимулирование инновационной деятельности в контролируемых государством компаниях |
Коммерциализация результатов научных исследований и разработок |
Внедрение системы анализа и оценки эффективности выполнения исследований Стимулирование международного научного и технологического сотрудничества Развитие инновационной активности малых и средних компаний |
Стимулирование инновационной деятельности |
Развитие мотивации научно-исследовательского персонала Поддержка инвестиций в НИОКР со стороны бизнес-сектора через предоставление налоговых льгот Повышение доступности
«посевного» и рискового |
Укрепление человеческого потенциала и кадровых ресурсов в инновационном секторе |
Увеличение численности молодых ученых и повышение уровня современных знаний исследователей Повышение мобильности и обновление исследовательского персонала Модернизация и расширение инновационной инфраструктуры в новых приоритетных областях исследований Активизация инновационной деятельности на основе кластеров |
Информация о работе Государственная политика в условиях формирования инновационной экономики