Государственная политика в условиях формирования инновационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:34, автореферат

Описание работы

Актуальность темы диссертации определена тем, что формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одной из наиболее важных и сложных задач для современной России. Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо разработать комплексную и эффективную систему мер регулирования инновационной сферы, повысить не только спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, но и эффективность фундаментальной и прикладной науки, преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

Авт реф Государственная политика в условиях формирования инновационной э.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Апробация результатов  исследования. Теоретические положения и результаты исследования были представлены в докладах и материалах международных научно-практических конференций, в том числе, Международных Плехановских чтениях (Москва, 2006, 2008), Международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ (Москва, 2009), Международной научно-практической интернет-конференции «Взаимоотношения государства и бизнеса в рыночной экономике» (Москва, 2010), Международной научной конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития» (Москва, 2010). По результатам исследования опубликовано 17 работ, в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Авторский объем публикаций составляет 8,3 п. л.

Основные результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе кафедры экономической теории ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова» в преподавании дисциплин «Микроэкономика» и «Макроэкономика».

Структура и объем диссертации обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, библиографии и приложений.

 

 

 

 

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень научной разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, изложены теоретико-методологические основы исследования, информационная и нормативно-правовая база, отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, апробация полученных результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы инноваций и государственной  политики в инновационном развитии экономики» проанализированы теоретические подходы к основам инновационного развития экономики, определены этапы развития теории инноваций, рассмотрен и уточнен понятийный аппарат инноваций, сформулированы методологические основы классификации инноваций, дополнена общеизвестная классификация инноваций, обоснована определяющая роль государственной политики в инновационном развитии экономики, рассмотрены ее направления, меры по реализации, выделены условия, создаваемые государством для стимулирования инновационной деятельности.

Проблема  инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора развития экономики, стала предметом специального научного изучения лишь в ХХ веке. На основе анализа, обобщения и систематизации трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных формированию и развитию теории инноваций, в диссертационном исследовании выделяются и исследуются четыре значимых этапа:

1910 – 1930-е  гг. – формирование фундаментальных основ теории инноваций в рамках становления общей теории циклов и кризисов, прежде всего в экономической и технологических сферах5;

1940 – 1960-е гг. – развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода, когда исследования носили прикладной и практический характер6;

1970 – 1990-е  гг. – теоретический прорыв, связанный с освоением и распространением пятого технологического уклада, становлением постиндустриального общества7;

1990–е гг. по настоящее время – современный этап в развитии теории инноваций, связанный с трансформацией мировой и национальной экономики, мировыми экономическими кризисами и их последствиями. Исследователи инноваций распространили их на все сферы жизни общества, включая науку, политическую, социальную жизнь8. На данном этапе для России актуальным становится вопрос формирования современной национальной инновационной системы и разработки стратегии государственного регулирования инновационной сферы.

Степень теоретической  обоснованности любой концепции  определяется строгостью и логичностью  используемого ею специфического понятийного  аппарата. В этом отношении теория инновационной экономики отличается неоднозначностью, а иногда и противоречивостью определений.

При проведении исследования теоретических основ инноваций  было отмечено, что в трудах ученых термины «инновация», «инновационный процесс» и «инновационная деятельность»  получили широкое распространение. Однако единого понимания в их толковании нет, поскольку вместе с изменениями в экономической сфере претерпевают изменения и представления, как о сущности, так и особенностях инноваций. Существующие определения инноваций могут быть разделены на несколько групп. Согласно взглядам одних ученых, инновации рассматриваются как объект (продукт, результат, фактор). Другие ученые рассматривают инновации, как процесс. Третьи – как деятельность.

В результате обобщения исследований в области  инноваций и инновационного развития в диссертации предложено следующее определение данных категорий: инновация рассматривается не просто как новизна, а как новизна, внедренная в практику, т. е. обязательное введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного материального продукта, услуги, технологии; инновационный процесс – как всеобъемлющий процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта; инновационная деятельность – как базовые научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, приводящие к внедрению инноваций (или задуманные с этой целью действия), обеспечивающие инновационное экономическое развитие.

При рассмотрении различных подходов к классификации инноваций в диссертационном исследовании отмечается, что обобщение и систематизация классификационных признаков, создание на этой основе научно обоснованной классификации инноваций имеют существенную практическую значимость, поскольку дают представление о характеристиках того или иного нововведения – его радикальности, значимости, направленности, степени новизны, масштабах распространения, сфере приложения и т. д.

При анализе государственной инновационной  политики в диссертационном исследовании предлагается дополнить общеизвестную классификацию инноваций тремя классификационными признаками.

По направлениям государственной политики выделены экономические инновации – более эффективные формы организации, специализации, кооперирования, концентрации, диверсификации производства, методов организации труда, новых финансово-кредитных институтов, управления экономическими процессами; экологические – обеспечивающие рациональное, более экономное использование вовлеченных в производство природных ресурсов, более эффективные методы их воспроизводства, уменьшающие загрязнение окружающей среды; социальные – направленные на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

По внедрению  на разных хозяйственных уровнях выделены макроинновации, мезоинновации и микроинновации, что отражает общий методологический подход к исследованию экономики на макро-, мезо- и микроэкономическом уровне. Подчеркнуто значение регионального подхода, что обусловлено делением России на области, республики, округа, которым необходимы разные, отличающиеся друг от друга НИОКР в сферах их функционирования.

По источникам финансирования предлагается выделить бюджетные инновации, финансируемые за счет государственного бюджета; рыночные – стимулируемые конкуренцией и ориентируемые исключительно на получение прибыли; бюджетно-рыночные – основанные на партнерстве между государством и частным сектором, что позволяет объединять ресурсы, разделять прибыли и риски в инновационной деятельности.

Государство регулирует инновационное развитие путем реализации государственной инновационной  политики. Под государственной инновационной политикой в диссертации понимаются совокупность задач, а также комплекс методов воздействия государственных структур на экономику, направленных на инициирование и повышение экономической и социальной эффективности инновационных процессов.

Роль государственной  политики в инновационном развитии экономики проявляется в мерах  государственного регулирования инновационной  сферы. Государство использует широкий спектр прямых мер, таких как распределение государственных ресурсов между различными сферами научных исследований и разработок, выполнение исследований в государственных научных центрах и косвенных мер, таких как налоговые льготы, поддержка малого и среднего инновационного бизнеса, формирование инновационной инфраструктуры, трансфер технологий и пр., создающих благоприятную для инноваций социально-экономическую среду и непосредственно инициирующих и регулирующих инновационные процессы.

В диссертационном исследовании выделяется ряд необходимых условий (рис.), создаваемых государством для стимулирования инновационной деятельности, классифицируемых автором как экономические, финансовые, организационные и нормативно-правовые.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Условия, создаваемые  государством для стимулирования инновационной  деятельности (составлено автором)

 

Государственное регулирование инновационной деятельности вызвано недостаточностью и ограниченностью  воздействия рыночных механизмов на появление и распространение инноваций, что связано с неспособностью частных экономических агентов аккумулировать достаточные средства для реализации масштабных инноваций и сопряженностью инновационной деятельности с различными видами рисков. Исходя из этого, в работе аргументирована определяющая и инициирующая роль государственной инновационной политики, обоснованная теми направлениями, которые в состоянии взять на себя только государство.

Одной из обязанностей государства является объемное и долгосрочное видение развития, инновационное прогнозирование и выбор стратегических приоритетов – финансирование их разработки и выбора на ее основе узкого круга стратегических инновационно-технологических приоритетов, исходя из потребностей экономики и имеющейся базы для освоения новых поколений техники. Кроме того, государство формирует инновационный климат в стране, общие правовые рамки и нормы осуществления инновационной деятельности, обеспечивающие наилучшие условия для освоения и распространения инноваций в государственном и частном секторах.

Обязательным направлением государственной инновационной  политики является определение стратегии  и путей осуществления инноваций  в нерыночном секторе экономики (фундаментальная наука, государственное  управление, оборона, правопорядок и т. д.).

В рыночной экономике  невозможно возложить на предпринимателей полноту и ответственность за освоение и распространение базисных инноваций, определяющих конкурентоспособность экономики страны. Такие инновации обычно носят межотраслевой длительный и высокорисковый характер, требуют крупных долгосрочных инвестиций с немалым сроком окупаемости, на что обычно неспособны предприниматели. В связи с этим государство призвано брать на себя начальные вложения в освоение новых технологий в партнерстве с предприятиями, постепенно увеличивая их долю и передавая в их ведение поток улучшающих инноваций.

Государство призвано готовить кадровый потенциал для инновационной деятельности. Речь идет как об инновационной направленности среднего и высшего образования, системы переподготовки и повышения квалификации кадров, дистанционного обучения, так и о специализированном обучении для конкретных инновационных программ и проектов, обучении малого инновационного бизнеса.

Государство должно оказывать содействие развитию инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса. Малые предприятия осваивают новые ниши инновационной деятельности, а инновационная инфраструктура должна содействовать взаимосвязи научно-технических достижений и производства.

Одним из важных направлений государственной инновационной политики является регламентация и защита интеллектуальной собственности, ее использование, как в России, так и за рубежом.

В завершении главы автор  подчеркивает значимость государственного регулирования инновационной сферы в переходные периоды, а также в кризисных ситуациях.

Во второй главе «Зарубежный опыт формирования и реализации государственной инновационной политики» проанализирован опыт в области государственной инновационной политики на примере США, стран ЕС, Японии и Китая, рассмотрена система прямых и косвенных методов государственного регулирования инновационной сферы, их направления, цели, формы, социально-экономические результаты реализации; выявлены общие подходы и специфические особенности по формированию и реализации государственной инновационной политики в данных странах, а также определен ряд мер государственной инновационной политики, которые Россия может позаимствовать и адаптировать к своим условиям.

Как показали результаты анализа опыта США, стран ЕС, Японии и Китая, государственная инновационная политика является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Именно государство становится ключевым субъектом управления инновационной деятельностью в рамках проведения эффективной инновационной политики. Органы государственной власти реализуют мероприятия по реорганизации социально-экономической среды и модернизации экономики в целом, что обусловливает выполнение комплекса функций – инициации, организации, формирования и регулирования, уровень комплексности осуществления которых определяет инновационный потенциал страны. При этом задачей государственной инновационной политики становится формирование эффективного инновационного механизма государственной поддержки субъектов, занятых в инновационной сфере.

Развитие инновационной  сферы в разных странах является неоднородным и отличается как в  целях и формах реализации государственной  инновационной политики, так и  в приоритетах государства при  ее формировании. Это связано с  тем, что трансформация государственной инновационной политики в разных странах зависит от:

  1. типа социально-экономической системы – национальные инновационные системы (НИС) встроены в социально-экономические системы соответствующих стран, которые оказывают определяющее влияние на формирование и функционирование инновационных систем. На уровне индивидуальных мер имеются значительные расхождения, которые вызваны различием общественных институтов, правовой структуры, политических особенностей и т. д.;
  2. акцента в исследованиях, определяющих специализацию страны, которая характеризуется определенными интеллектуальными ресурсами и научно-техническим потенциалом, определяющими ее специализацию в наиболее перспективных инновационных направлениях;
  3. методов государственной поддержки инновационной деятельности –государство играет определяющую роль в сфере НИОКР. В зависимости от социально-экономической системы используют различные методы и подходы к проведению государственной инновационной политики;
  4. взаимодействия центра и периферии – развитие инновационной сферы может происходить по отраслевому, кластерному, региональному принципам;
  5. взаимодействия государства и бизнес-сектора – активность сотрудничества определяет эффективность НИС;
  6. открытости национальной инновационной системы – НИС формируется в условиях глобализации и развития международного научно-технического сотрудничества, внешнеэкономической деятельности в сфере торговли наукоемкой продукцией.

Информация о работе Государственная политика в условиях формирования инновационной экономики