Государственная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Институт собственности, имеющий межотраслевой комплексный характер, еще не стал предметом общетеоретических исследований, хотя неизменно привлекал и продолжает привлекать внимание исследователей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в отношениях собственности воплощаются главные социальные связи и процессы.
Особенно важны отношения государства и собственности, так как именно они составляют приоритетное направление реализации экономических функций государства, определяют экономические функции государства, определяют развитие общества и государственности.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….2
2. Понятие и сущность государственной собственности………………3-5
3. Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике……………………………………...5-9
4. Перспективы развития государственной собственности……………9-12
5. Заключение……………………………………………………………..12-13
6. Список используемой литературы……………………………………14

Файлы: 1 файл

Контрольная 1.docx

— 48.60 Кб (Скачать файл)

Особым направлением образования смешанных форм собственности  является социализация отдельных форм: участие работников в управлении производством и распределением дохода; участие государственных  и частных предприятий в обеспечении  работников жильем, медицинским обслуживанием  изменяет социальную сферу различных  форм собственности.

Не следует отождествлять  смешанные формы собственности  со смешанной экономикой. Форма собственности  — это характеристика сложной  внутренней структуры отдельной  формы собственности. Здесь в  рамках отдельной формы сочетаются различные типы главных правомочий по труду, управлению, доходу.

7. Комбинированные  формы. Выше был рассмотрен  процесс усложнения внутреннего  содержания отдельных форм собственности.  Современная экономика в поисках  эффективного функционирования  и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены современные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом. В финансово-промышленных группах и иных объединениях могут участвовать частные, государственные и иные формы без утраты своего базового качества.

Образуя комбинированные  формы, каждый участник, представляющий ту или иную форму собственности, делегирует такой объем своих  полномочий, который не ведет к  утрате базового качества каждой из форм собственности. Если же происходит утрата базового качества, то происходит преобразование форм собственности.

Детальный анализ смешанных  и комбинированных форм предполагает определение того круга правомочий, который перераспределяется и дополнительно  приобретается в результате происходящих изменений во внутреннем содержании каждой формы или при образовании  на их основе комбинированных объединений. Комбинированными могут быть не только формы собственности, но и отношения  собственности, не обязательно предполагающие конкретные формы юридических лиц, предпринимательских и институциональных  структур. Государство, например, обладает верховными правомочиями собственности  на природные ресурсы. Лишь его страны могут иметь право на их разработки и определять условия раздела  продукции и дохода между государством и предпринимательскими структурами. Субъекты федерации также обладают некоторыми правами, причем весьма существенными. И, наконец, фирмы, ведущие разработку недр, имеют свои правомочия. Сами фирмы  могут быть представлены отечественными, зарубежными или совместными  предприятиями. Каждый из выделенных уровней  наделен своим кругом полномочий. В совокупности они образуют комбинированные отношения собственности по разработке природных ресурсов.

III Государственная  собственность: понятие, виды, уровни

Государственная собственность  как экономическая категория  означает принадлежность имущества  народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной  собственности в объективном  смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного  органа государственной власти, а  также устанавливающих порядок  приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Особенностью института  государственной собственности  является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности  охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный  правовой институт. По содержанию в  нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

III.I Сущность государственной  собственности.

Там, где есть экономическая  деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения  собственности пронизывают всю  систему экономических отношений  и сопровождают человека с момента  его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно  наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая  власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства? Суды перегружены разбором отношений между супругами по разделу имущества, сосед судится с соседом из-за клочка земли, отец с сыном и брат с братом по поводу наследства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Сегодня все мы готовы судиться с государством, которое присвоило и растранжирило наши трудовые сбережения, не выплачивает нам заработанные деньги, пенсии. В этом плане цивилизация не далеко ушла от мира животных, где каждый защищает среду своего обитания, претендует на тот или иной "кусок" или территорию.

Рассмотрение системы  отношений собственности позволяет  ответить на вопрос, в чьих интересах  осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному  интересу, то можно говорить о системе  отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь  на лицо уже классовый интерес.

Характерной чертой марксистской трактовки собственности  и было подчеркивание экономического содержания над ее юридической формой.

Западные экономисты и юристы чаще видят в собственности  отношения человека к вещи. В Римском  праве собственность рассматривалась  как право владения, пользования  и распоряжения имуществом без проведения разграничения собственности на предметы личного потребления и  на средства производства. И это  естественно, экономическая деятельность в широком понимании этого  процесса сформировалась значительно  позже.

Собственность как  экономическая категория есть отношение  между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

Экономические отношения  собственности не только характеризуют  социальную сторону экономической  жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики  составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает  лишь при условии, когда участники  экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется  через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага  взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Наличие той или  иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается  уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих  средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.

Экономические отношения  собственности в современном  обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения  субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Владение - это фактическое  обладание имуществом.

Пользование - означает процесс извлечения полезных свойств  из имущества.

Распоряжение - это  действия, связанные с отчуждением  имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.).

В переходный период к рыночной экономике в России широкое распространение получила практика передачи права управлять  своей собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора траста он не имеет формального  права вмешиваться в действия своего доверенного лица (различные  инвестиционные фонды, доверительные  общества и т.д.).

Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в Российской Федерации. В теоретическом плане  трансформация собственности потребовала  решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

Итак, в России взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную  формы собственности на средства производства. Это вполне логично  сопрягается с курсом на переход  к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между  производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

Какова же сущность государственной собственности?

Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный  характер, понятие сущности государственной  собственности было иное, нежели чем  сейчас.

Так, в теории марксизма  ликвидация частной собственности  на средства производства рассматривается  в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием  власти в октябре 1917 года была ликвидирована  частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в  торговле. Коллективизация в деревне  заменила индивидуальную собственность  крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной  и полугосударственной), собственности.

В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания  общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.

Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся  с общенародным достоянием, имело  свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

На развитии государственной  собственности базировался процесс  расширенного воспроизводства. Централизация  собственности являлась основой  относительного равенства в распределении  материальных и духовных благ между  членами общества.

Вместе с тем  опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности  имеет и крупные минусы, которые  со временем становятся нетерпимыми.

Государственные предприятия  экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности  делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия  экономических стимулов к повышению  качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники  развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

В результате эффективность  народного хозяйства, основанного  на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям  она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста  производительности труда, из года в  год снижалась фондоотдача, росла  материалоемкость продукции.

Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности.

Административные  органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права  распоряжаться своей продукцией, поскольку основная ее часть поступала государству по установленным им ценам.

Отсутствие подлинно хозяйского отношения к производству так или иначе препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и службы управления предприятий стремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий - в сохранении своей должности.

Однако можно  выделить и положительные моменты  в преобладании государственной  собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках  государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое  перевооружение народного хозяйства.

Информация о работе Государственная собственность