Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, курсовая работа
Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения.
Доход в самом общем виде — это сумма денежных средств, которую получают граждане в виде заработной платы, гонорара, процента, дивиденда, предпринимательской прибыли, ренты, а также трансфертных платежей (пособия по социальному обеспечению и безработице, в том числе социальные пособия многодетным семьям) в течение определенного времени, обычно одного года.
Введение ...................................................................................................................... 2
1. Доходы населения, их виды. Факторы определяющие доходы населения .... 5
2. Проблемы неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и
коэффициент Джини ................................................................................................ 12
3. Государственное перераспределение доходов .................................................. 16
3.1 Социальная справедливость распределения доходов.................................. 16
3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий ............... 19
Заключение................................................................................................................ 27
Список использованной литературы:.............
Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.
В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.
Реализация этих мер невозможна без координации различных видов государственной социальной поддержки граждан и создания единой информационной системы социальной помощи.
Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.
Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. Более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.
Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.
Основными источниками формирования доходов населения являются заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд; доходы от собственности; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.
Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию
В то же самое время, неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.
Эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2002. - 447 с.
2. Богданович А.В., Александрович
Я.М. Основные положения
3. Довыдок И. С. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. - 2010. -№9. - С.23 - 27.
4. Кобрина Т.Р. Уровень жизни населения растет // НЭГ, - 2007. - № 9.-С. 20-28
5. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 368 с.
6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004 - 389 c.
7. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для эк. вузов. В 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. пер. с англ. -Москва: ИНФРА-М. Т.1, 2000. - 387 с.
8. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 462 с.
9. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. - Минск.: ИВЦ Минфина, 2005. - 400 с.
10. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.
11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 06.02.2013.
12. Национальный банк Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbrb.by. – Дата доступа: 06.02.2013.
13. Национальная экономика
14. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред.В.Л. Клюни, Н.В. Черченко.- Минск.: Выш. шк., 2005. - 408 с.
15. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред.В.Л. Клюни. - Минск., ИП "Экоперспектива", 1997. - 336 с.
16. Понятие и реализация социальной справедливости в со временной государственной политике. — М.: Научный эксперт, 2012. — 168 с.
17. Суриков А.Е. Статистика доходов населения. - М.: Финстатинформ, 2001. - 239 с.
Информация о работе Государственное перераспределение доходов. Социальная защита населения