Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Данная тема курсовой работы актуальна потому что в настоящее время в нашей стране происходят глубокие экономические преобразования, суть которых состоит в отказе от прежних исключительно административных средств управления экономикой с помощью государственных структур и переходе на рыночные механизмы функционирования и регулирования. Актуальность выбранной темы подтверждают следующие факты:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ, ТЕНДЕНЦИЙ И ПРИНЦИПОВ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ .
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 г.
2.2 СРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В РАБОТАЙ ОРГАНОВ ДРУГИХ ОКРУГОВ.
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ДЕПРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования "КГТУ" Направление: 081100 "Государственное и муниципальное управление"

Кафедра экономики и управления

 Дисциплина"Основы государственного и муниципального управления"

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Выполнила: студентка 4 курса  
заочного факультета Дациева Джамиля Сурхаевна

Группа: 11-ЗУк012

Проверил: К.Н.Н. доцент Боженко Светлана Викторовна

г.Кострома 2014

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ, ТЕНДЕНЦИЙ И ПРИНЦИПОВ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

    1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ .
    2. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
    3. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТОМСКОЙ  ОБЛАСТИ НА 2014 г.

2.2 СРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ В РАБОТАЙ ОРГАНОВ  ДРУГИХ ОКРУГОВ.

ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ДЕПРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема курсовой работы актуальна потому что в настоящее время в нашей стране происходят глубокие экономические преобразования, суть которых состоит в отказе от прежних исключительно административных средств управления экономикой с помощью государственных структур и переходе на рыночные механизмы функционирования и регулирования. Актуальность выбранной темы подтверждают следующие факты:

В период перехода к рыночной экономике проблемы и задачи социальной политики в России значительно изменились. В ходе экономических реформ возникли существенные различия в жизнеобеспечении населения, доходы большей части которого находятся за пределами минимального уровня существования. К таким группам населения относятся не только традиционно обделенные пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды, но и работники сфер образования, культуры и здравоохранения, безработные лица и люди, работающие на предприятиях, но получающие зарплату крайне нерегулярно.

Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной СЗН, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность.

Система социальной защиты должна быть ориентированной на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получить равные возможности в области образования, освоении профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) – оказывать комплекс социальных услуг за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.     

 Цель курсовой работы  рассмотреть существующую систему социальной защиты населения в Костромской области  и пути совершенствования работы по усилению социальной защищенности населения а так же анализ модели работы департамента защиты населения в костромской области и разработать собственные пути совершенствования социальной защиты населения в Костромской области.   

 Предмет исследования – система  социальной защиты населения.   

 Задачи , решаемые в работе:    

- рассмотреть теоретические и  законодательные аспекты социальной  защиты населения в Костромской области ;   

- охарактеризовать систему социальной защиты населения Костромской области ;   

- предложить пути совершенствования  системы социальной защиты населения  города Кострома .

Написание курсовой работы базируется на таких методах исследования как анализ, сравнение , оценка и обобщение.

В процессе написания курсовой работы была использована литература только отечественных авторов, справочные информационные издания, материалы сети интернет и материалы периодичной печати .

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ, ТЕНДЕНЦИЙ И ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

    1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Социальная защита, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы в международном контексте, обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.

В рамках систем социальной защиты, таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий представляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и другое. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет свои специфические особенности, связанные технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики отношений путей его дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура как с точки зрения организации системы правовых норм, так и с точки зрения административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается19. .На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.

К сожалению, в русском языке в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института отсутствует и необходимая система категорий, понятий и терминов, характеризующих данный институт. При отсутствии соответствующих терминов для определения различных категорий данного социального института термин «социальное обеспечение» в широком смысле в советский период использовался для определения наиболее общей категории, отражающей всю совокупность социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле стал использоваться для определения всего института социальной защиты, получившего название «право социального обеспечения». Одновременно термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения более узкой категории системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета11

В настоящее время институт социальной защиты каждой страны характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм. Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно-необходимого прожиточного минимума, результатом которых обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макро уровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр. 4

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость. Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты - значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и добре.

Быть справедливым и гуманным в социальной защите - это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять пути выхода из них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость. Это важно еще и потому, что необходимо оберегать создающуюся систему социальной защиты от опасности ее превращения в орудие всеобщего усреднения и распространения всеобщей бедности в то время, когда она должна быть средством помощи и поддержки действительно нуждающегося человека. Справедливость и гуманизм в социальной защите - это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. А это означает, что создание социальной защиты населения тесно связано с построением правового, демократического государства, в котором потенциальные возможности обретения равнодоступных защитных гарантий и благ исключают пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных членов общества. 24

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах.

Информация о работе Социальная защита населения