Государственное перераспределение доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить денежные доходы населения и их место в системе финансовых ресурсов государства, политику государственного регулирования доходов населения.
Задачи курсовой работы:
Изучить доходы населения - формы и факторы, их определяющие;
Изучить распределение доходов населения и проблема социального неравенства;
Изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание работы

Введение
1. Виды доходов населения и их источники
2. Измерение неравенства в распределении доходов
3. Государственное перераспределение доходов
3.1 Социальная справедливость в распределении доходов
3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Виды доходов населения и  их источники

2. Измерение неравенства в распределении  доходов

3. Государственное перераспределение  доходов

3.1 Социальная справедливость в  распределении доходов

3.2 Создание системы социальной  защиты и социальных гарантий

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Особенно  важное место в социальной политике государства занимает выработка  и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов  населения. Главным ее содержанием  является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы  получаемой заработной платы, поступлений  от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и  некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между  работниками и работодателями, систему  налогообложения, создание условий  для роста заработной платы и  другие элементы.

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить денежные доходы населения  и их место в системе финансовых ресурсов государства, политику государственного регулирования доходов населения.

Задачи курсовой работы:

  • Изучить доходы населения - формы и факторы, их определяющие;
  • Изучить распределение доходов населения и проблема социального неравенства;
  • Изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Предметом данного исследования являются денежные доходы населения и политика их регулирования.

Объектом  исследования является экономика Республики Беларусь.

 

 

 

1. ВИДЫ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ИСТОЧНИКИ

 

           Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы:

доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий  форму заработной платы;

доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от владения капиталом - процент, доход от владения землёй - рента, предпринимательский доход;

трансфертные  платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия  на детей и т.д.;

доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе  экономики.

Доходы населения  могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.

Денежные  доходы населения включают все поступления  денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от собственности  в виде процентов, дивидендов, ренты  от продажи продукции сельского  хозяйства, а также страховые  возмещения, ссуды, доходы от продажи  иностранной валюты и другие.

Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов  является денежная форма.

В экономической  литературе существуют различные концепции  по поводу исчисления дохода. Так, Эдгар  К. Браунинг считает, что к доходам  следует отнести также предоставление товаров и услуг по ряду правительственных  программ, субсидии на оплату жилья  и продовольственных товаров, помощь на образование, доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, недвижимого имущества.

Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические  ресурсы, получают вознаграждение в  виде зарплаты, прибыли, процента и  ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.

Под экономической  рентой понимается сумма, получаемая владельцем экономического ресурса сверх трансфертного  вознаграждения. Экономическую ренту  могут получать владельцы и земли, и труда, и капитала. Однако надо отметить, что экономическое содержание термина «рента» меняется в зависимости  от уровня агрегативности. В макроэкономике, где рассматриваются составные части национального дохода, под «рентой» понимаются только рентные вознаграждения, получаемые владельцами земли и других натуральных ресурсов, имеющих жестко фиксированное суммарное предложение.

Рассмотрим  ренту, получаемую владельцами земли. В целях упрощения мы будем  считать, что вся имеющаяся в  стране пахотная земля обладает одинаковой урожайностью и используется для  производства зерна. Рынок земли  совершенно конкурентен, т.е. имеется значительное количество и владельцев земли, и зерноводческих хозяйств. Поскольку суммарное количество земли фиксировано, то ее суммарное предложение абсолютно неэластично, и кривая предложения земли вертикальна (рис.1.1). Кривые же суммарного спроса (D1, D2, D3) имеют обычное очертание: для земли, как и любого другого ресурса, «падающий» характер кривой спроса объясняется действием закона уменьшающейся отдачи, а так же тем фактом, что для зерноводческих хозяйств, как единой группы, необходимо понизить цену зерна, чтобы продать дополнительное его количество.

 

Рис.1.1 Определение  земельной ренты

 

Поскольку предложение  земли фиксировано, то активной составляющей рынка земли остается спрос на землю. Изменение спроса на экономические  ресурсы, и в том числе на землю, могут вызвать три фактора: цены на товары, изготовленные с помощью  этого ресурса (т.е. цена зерна), производительность ресурса и цены на иные ресурсы, применяемые  в сочетании с землей. Увеличение спроса на землю, что соответствует  сдвигу кривой спроса вверх вправо, приводит к росту рентных платежей. И, наоборот, при снижении спроса на землю рентные вознаграждения сокращаются. Если спрос на землю станет слишком низким (кривая D4), то зерноводческие хозяйства не будут платить ренту вообще.

Следующий вид  дохода – процент или ссудный  процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование  денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование  одного рубля в единицу времени (месяц, год). Заслуживают внимания два  аспекта этого вида дохода.

Ссудный процент  обычно рассматривают как процент  от количества занятых денег, а не как абсолютную величину. Более удобно говорить, что кто-то платит 12% ссудного процента, чем заявлять, что ссудный  процент составляет 120 000 рублей в  год на 1000000 рублей.

Деньги не являются экономическим ресурсом. Как  таковые, деньги не являются производительными; они не способны производить товары или услуги. Однако предприниматели  «покупают» возможность использования  денег, потому что деньги можно использовать для приобретения средств производства – заводских зданий, оборудования, складских помещений и т.д. А эти средства, несомненно, вносят вклад в производство. Таким образом, используя денежный капитал, руководители предприятий, в конечном счете, покупают возможность пользования реальными средствами производства.[4, c. 60].

Под экономической  прибылью понимается разность между  суммарной выручкой фирмы (TR) и всеми  издержками (TC). В условиях совершенной  конкуренции, когда отрасль находится  в равновесии, издержки каждой фирмы  совпадают с их выручкой, и экономическая  прибыль всех фирм равна нулю. В  равновесном состоянии все основные показатели, формирующие спрос и  предложение на товарном рынке –  предложение ресурсов, уровень технологии, вкусы потребителей, их доходы и  т.д. остаются неизменными. Любые отклонения от равновесия, вызванные действиями одной фирмы, применившей, например, какие-то новации и получающей, поэтому  экономическую прибыль, в долгосрочном периоде устраняется вследствие входа в отрасль новых фирм. Отрасль, находящаяся в равновесии, абсолютно статична, все поступки фирм предсказуемы, какой-либо риск отсутствует.

Важно также  провести различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата  – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно  приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата –  это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате.

Один из источников социальной напряженности в любой  стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень  богатства определяется двумя факторами:

1) величиной  имущества всех видов, находящегося  в собственности отдельных граждан;2) величиной текущих доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют  находящиеся в их собственности  факторы производства (свой труд, капитал  или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме  формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИЗМЕРЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ

Доходы могут  принимать разные формы. Основными  современными формами доходов считаются:

  • заработная плата;
  • прибыль;
  • рента;
  • процент (на капитал);
  • государственные (трансфертные) платежи.

Несмотря  на различия этих форм, каждая из которых  имеет свою собственную сущность, они все могут представляться в трех основных видах:

  • номинальный;
  • располагаемый;
  • реальный.

Говоря обобщенно  об источниках современных доходов, следует отметить два основных: экономическая  деятельность, осуществляемая в той  или иной сфере экономики в  пределах существующих в данной стране законов, и во-вторых, так называемая теневая доходность, не вписывающаяся в существующие законы, но приносящая субъекту доход. По разным источникам, теневая экономика составляет от 5 до 20 и даже до 50% ВНП разных стран[14, c. 54].

Осуществляя регулирующую деятельность в области  доходов, государство изучает фактическое  их распределение с помощью специальных  показателей и методов. Например, широко используется при этом децильный коэффициент дифференциации, показывающий соотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% — с наименьшими. С этой целью используют и кривую Лоренца (рис. 2.2.). График кривой Лоренца показывает степень неравенства в распределении доходов. На одной оси графика — доля общего дохода (Q), а на другой — доля семей (I), получающих определенную долю дохода. Если бы каждая группа семей получала равную долю дохода, это отразилось бы в прямой абсолютного равенства (АР). Но реальное распределение отклоняется в большей или меньшей степени от этой прямой и образует кривую Лоренца. Чем больше ее вогнутость, тем больше неравенство[10, 29-35 с.].

 

Рис. 2.2 Кривая Лоренца, %

 

Инструментами государства при регулировании  доходов с целью уменьшения неравенства  их распределения служат:

  • трансфертные платежи;
  • налоги;
  • регулирование цен и др.

Однако даже в развитых странах, как отмечают американские авторы К. Макконнелл и С. Брю, "несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой".

При социально  ориентированном подходе политика регулирования доходов в силу особенности такого вида экономической  системы занимает очень важное место. Ее главная задача — не допускать  или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается  за чертой бедности. С этим связана  и вторая задача — уменьшить поляризацию  населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и возможности децильный коэффициент его дифференциации, который, кстати, в странах ЕС равен 6, а в Швеции — 3. В Российской Федерации к 1997 г. он достиг 20. Поданным Министерства статистики и анализа (официально) разница между средним по республике доходом и доходом богатых людей кратна 3. Очевидно, что эти данные не совсем соответствуют действительности. Разрыв, очевидно, гораздо более существенен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

 

3.1 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ

Социальное  равенство (неравенство) в положении  населения, его различных социальных групп объективно обусловлено уровнем  экономического и духовного развития общества.

Информация о работе Государственное перераспределение доходов