Важным направлением
социальной политики является оптимизация
структуры и норм потребления
во взаимодействии с изменением структур
производства.
Определение
объемов и структуры потребления
продуктов питания и обеспечения
непродовольственными товарами следует
производить с учетом, с одной
стороны, необходимости более полного
удовлетворения потребностей населения
в материальных благах, а с другой
— повышения требований к ассортименту
и качеству, т.е. сфере производства.
Мероприятия
в этой области должны быть ориентированы:
- на достижение в среднем по
стране научно обоснованного сбалансированного
и высококачественного питания за счет
роста потребления мяса и мясопродуктов
преимущественно нежирных сортов, рыбы
и рыбопродуктов, фруктов и ягод; переход
от «хлебного» к мясомолочному, насыщенному
витаминами питанию; замену высококалорийного
питания со значительной долей жиров и
углеводов менее калорийным;
- рациональную структуру гардероба,
способную удовлетворить разнообразные
потребности (повседневные, сезонные,
эпизодические и др.), связанные с различными
видами деятельности (трудовой, бытовой,
досуговой и др.);
- существенное расширение использования
предметов культурно-бытового и хозяйственного
назначения как городским, так и сельским
населением.
Повышение уровня
потребления и его рационализация
возможны лишь на основе устойчивой сбалансированности
спроса и предложения по оптимизации
производства товаров и развития
сферы услуг, совершенствования
системы распределительных отношений.
Борьба с
бедностью является важнейшим приоритетом
социальной политики. Для устойчивого
развития первостепенное значение имеет
максимальное сокращение в стране уровня
малообеспеченности. Реализация этой
задачи возможна на основе экономического
роста, повышения уровня жизни, прежде
всего работающей части населения.
С увеличением
минимальной заработной платы, ростом
средней заработной платы и среднедушевых
денежных доходов предполагается, что
доля населения с доходами ниже бюджета
прожиточного минимума сократится к 2010
г. до 20 %.
Основная
цель реформирования пенсионной системы
— повышение уровня жизни пенсионеров
путем создания стабильной, финансово
устойчивой пенсионной системы, отвечающей
принципам социальной справедливости,
способной противостоять будущим
демографическим изменениям. Предусматривается
создать многоуровневую пенсионную
систему, сочетающую в себе как распределительные,
так и накопительные механизмы
и обеспечивающую повышение реального
размера пенсий.
В соответствии
с концепцией реформы пенсионное
обеспечение будет включать три
уровня (составляющих):
- первый — пенсионное обеспечение
на государственной основе (социальные
пенсии), имеющее своей целью ограничение
бедности;
- второй — обязательное пенсионное
страхование (страховые пенсии);
- третий — дополнительное негосударственное
пенсионное обеспечение (профессиональные
пенсии) с сохранением ведущей роли государственного
обязательного социального страхования
в организации пенсионной системы как
целого.
На ближайшие
годы намечено:
- проведение организационно-структурных
преобразований в системе пенсионного
обеспечения, принятие пакета законодательных
актов, регулирующих отношения в рамках
каждой составляющей пенсионной системы;
- развитие государственного
пенсионного страхования как основной
составляющей пенсионной системы, рационализация
условий и норм предоставления пенсий
на основе установления более тесной зависимости
размера пенсии от страхового стажа и
заработной платы;
- совершенствование индивидуального
(персонифицированного) учета в пенсионном
страховании с целью наиболее полного
сбора страховых платежей и учета накопленных
пенсионных прав;
- обязательное пенсионное страхование
для работников, занятых в неблагоприятных
условиях труда или определенными видами
профессиональной деятельности.
В перспективе
на основе роста денежных доходов, в
том числе заработной платы, при
благоприятном развитии финансовых
рынков и рынков инвестиций необходимо
обеспечить дополнительное пенсионное
страхование. Решение поставленных
перед пенсионной системой задач, развитие
реального сектора экономики
и повышение эффективности государственного
управления призвано повысить уровень
материального благосостояния нетрудоспособных
граждан.
Важной составляющей
повышения уровня и качества жизни
населения, вовлеченного в трудовую
деятельность, является социальное страхование.
Его развитие необходимо направить
на обеспечение гарантий по защите
населения от социальных и профессиональных
рисков, сопряженных с утратой
заработка, работы или здоровья, формирование
достаточной экономической базы
для возмещения основных социальных
страховых рисков.
В области
организации системы социального
страхования требуется решить две
важнейшие задачи: обеспечить объективную
оценку, учет и анализ уровня и факторов
социального риска для различных
категорий работников; добиться справедливого
распределения ответственности
за отдельные виды риска между
субъектами социально-трудовых отношений.
Решению этих
задач будут способствовать:
- установление дифференцированных
страховых взносов в зависимости от расходов
по каждому виду страхования (класса риска);
- увязка размеров страховых
услуг с размерами взносов и сроками их
уплаты;
- персонифицированный учет
по отдельным видам страхования;
- стимулирование увеличения
страховых накоплений за счет собственных
средств застрахованных;
- осуществление строгого контроля
за расходованием страховых средств;
- освобождение страховых внебюджетных
фондов от выплат пособий нестрахового
характера.
Основными задачами
в области социальной защиты населения
являются обеспечение государственной
поддержки нуждающихся групп
населения, повышение уровня государственных
минимальных социальных гарантий, оптимизация
программ предоставления помощи.
Сформировавшаяся
к настоящему времени система
социальной защиты населения представлена
социальными программами, которые,
однако, не обладают достаточной степенью
скоординированности.
В ближайший
период предусматривается завершить
реформирование системы социальной
защиты граждан, направленное на реализацию
принципа адресности, обеспечить доведение
государственных минимальных социальных
гарантий до уровня нормативов стоимости
жизни, продолжить совершенствование
системы социальных пособий и
выплат, механизмов защиты доходов
населения от инфляции.
Политику
в области социальной помощи населению
следует направить и на обеспечение
гарантии дохода лицам, имеющим доход
или ресурсы ниже определенного
уровня, сориентировать на те группы и
слои населения, которые не могут быть
охвачены программами занятости или мерами
социальной защиты и не могут воспользоваться
услугами социального обеспечения. (Речь
идет о" различного рода льготах и разовых
выплатах при несчастных случаях, бедствиях
и др.) Наряду с государственными формами
предполагается параллельное развитие
негосударственных форм оказания социальной
помощи (спонсорства, благотворительности
и др.). В число приоритетов должна войти
задача удовлетворения социальных потребностей
наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов,
пожилых, многодетных семей и детей.
Дальнейшее
развитие получит социальное обслуживание
как вид адресной помощи и неотъемлемая
часть государственной системы
социальной защиты. Предусматриваются
преимущественное развитие сети нестационарных
учреждений как наиболее экономичных
и приближенных к реальным нуждам
населения и расширение практики
предоставления социальных услуг на
дому.
Важным направлением
является создание комплексных территориальных
центров социального обслуживания,
обеспечивающих оказание максимальной
и разносторонней помощи гражданам
пожилого возраста, инвалидам, семьям,
детям и другим категориям населения.
При этом будут учитываться утвержденные
социальные стандарты, что повысит
уровень, доступность и качество
оказываемых услуг всем нуждающимся.
В комплексе
мер по обеспечению устойчивого
развития необходимо существенно повысить
значимость социальной поддержки ветеранов
и инвалидов. Основным направлением
государственной социальной политики
по отношению к инвалидам предусматривается
реабилитационное направление, ориентированное
прежде всего на использование социальных
механизмов компенсации и адаптации.
Реализация
этих мер невозможна без координации
различных видов государственной
социальной поддержки граждан и
создания единой информационной системы
социальной помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании
изученного материала необходимо сделать
следующие выводы:
- Величина доходов,
других благ и услуг, их распределение
по группам населения во многом определяют
уровень жизни. Уровень жизни — это степень
обеспеченности населения необходимыми
для жизни материальными и духовными благами.
Он характеризуется системой количественных
и качественных показателей: общим объемом
потребляемых благ и услуг, реальными
доходами, размерами оплаты труда, социальными
выплатами, накопленным имуществом, денежными
сбережениями, условиями труда, продолжительностью
свободного времени и т.д.
- Минимальный потребительский
бюджет — это стоимость материального
обеспечения жизни человека продуктами
питания, основными непродовольственными
товарами и платными услугами по научно
обоснованным нормам и нормативам. МПБ
характеризует ту величину доходов, которая
позволяет удовлетворить потребности
в питании на уровне минимальных физиологических
норм, возмещающих энергетические затраты
организма, достаточные для жизнедеятельности
взрослого человека, роста и развития
детей, сохранения здоровья в пожилом
возрасте, удовлетворения минимальных
потребностей в предметах одежды, санитарии
и гигиены, культурных запросов, оплаты
жилищно-коммунальных услуг и транспорта.
- Минимальный потребительский
бюджет должен использоваться в качестве
социального норматива при установлении
минимальной заработной платы, пенсий
и стипендий.
- Баланс денежных
доходов и расходов населения относится
к числу наиболее важных балансов, используемых
в прогнозировании и планировании экономического
и социального развития. Он отражает денежный
оборот между населением, с одной стороны,
и предприятиями, учреждениями, организациями
— с другой. Используется баланс для установления
в планах-прогнозах правильных соотношений
между величиной денежных средств, товарных
ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями,
достижения устойчивости денежного обращения
и соответствующего регулирующего воздействия
со стороны органов управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Попова М.Б. Социальная дифференциация
и бедность населения.– Петрозаводск:
Изд-во Петразавод. ун-та, 1998. –129с.
- Социальное расслоение и социальная
мобильность.– М.: Наука,1999.– 191с.
- Тихонова Н.Е. Факторы социальной
стратификации в условиях перехода к рыночной
экономике.– М.: Российская политическая
энциклопедия, 1999.– 320с.
- Байгереев М. Анализ российской
бедности: причины, особенности, методика
счёта. // Человек и труд.– 2006.– № 7.– С.55-60
- Байгереев М. Бедность и политика
адресной социальной помощи малоимущим
семьям. // Человек и труд.– 2006.– № 1.– С.42-48
- Брагина Е. Бедность в новом
веке. // Свободная мысль XXI век.– 2001.– №
12.– С.117-122
- Волчкова Л., Минина В. Стратегии
социального исследования бедности. //
Социологические исследования.– 1999.–
№ 1.– С.49-56
- Иноземцев В. Классовый аспект
бедности в постиндустриальных обществах.
// Социологические исследования.– 2005.–
№ 8.– С.18-28
- Люблинский В. Феномен бедности
на рубеже XXI века. // Человек и труд.– 2001.–
№ 5.– С.33-37
- Тапилина В. Социально-экономическая
дифференциация и здоровье населения
России. // ЭКО.– 2002.– № 2.– С.114-126
- Тихонова Н., Шкаратан О. Российская
социальная политика: выбор без альтернативы?
// Социологические исследования.– 2001.–
№ 3.– С.21-32
- Ткаченко А. Качество жизни
населения: проблемы измерения. // Власть.–
2001.– № 2.– С.29-35
- Чернина Н. Бедность как социальный
феномен современного общества. // Социологические
исследования.– 2005.– № 3.– С.54-61
- Мониторинг общественного
мнения.–2000.– №6.– С.49-54.
- Декларация тысячелетия Организации
Объединенных Наций (резолюция 55/2 Генеральной
Ассамблеи) и в доклад Генерального секретаря,
озаглавленном «План осуществления Декларации
тысячелетия организации Объединенных
Наций» (А/56/326) (издание Indicators for Monitoring the
Millennium Development Goals: Definitions, Rationale, Concepts and Sources
(United Nations publication, Sales No. E.03.XVII.18)).