Государственное перераспределение доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить денежные доходы населения и их место в системе финансовых ресурсов государства, политику государственного регулирования доходов населения.
Задачи курсовой работы:
Изучить доходы населения - формы и факторы, их определяющие;
Изучить распределение доходов населения и проблема социального неравенства;
Изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание работы

Введение
1. Виды доходов населения и их источники
2. Измерение неравенства в распределении доходов
3. Государственное перераспределение доходов
3.1 Социальная справедливость в распределении доходов
3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Важным направлением социальной политики является оптимизация  структуры и норм потребления  во взаимодействии с изменением структур производства.

Определение объемов и структуры потребления  продуктов питания и обеспечения  непродовольственными товарами следует  производить с учетом, с одной  стороны, необходимости более полного  удовлетворения потребностей населения  в материальных благах, а с другой — повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства.

Мероприятия в этой области должны быть ориентированы:

  • на достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; переход от «хлебного» к мясомолочному, насыщенному витаминами питанию; замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным;
  • рациональную структуру гардероба, способную удовлетворить разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и др.), связанные с различными видами деятельности (трудовой, бытовой, досуговой и др.);
  • существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.

Повышение уровня потребления и его рационализация возможны лишь на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации  производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования  системы распределительных отношений.

Борьба с  бедностью является важнейшим приоритетом  социальной политики. Для устойчивого  развития первостепенное значение имеет  максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением  минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых  денежных доходов предполагается, что  доля населения с доходами ниже бюджета  прожиточного минимума сократится к 2010 г. до 20 %.

Основная  цель реформирования пенсионной системы  — повышение уровня жизни пенсионеров  путем создания стабильной, финансово  устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим  демографическим изменениям. Предусматривается  создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы  и обеспечивающую повышение реального  размера пенсий.

В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет включать три  уровня (составляющих):

  • первый — пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;
  • второй — обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);
  • третий — дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социального страхования в организации пенсионной системы как целого.

На ближайшие  годы намечено:

  • проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
  • развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы;
  • совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
  • обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

В перспективе  на основе роста денежных доходов, в  том числе заработной платы, при  благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики  и повышение эффективности государственного управления призвано повысить уровень  материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни  населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить  на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой  заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области  организации системы социального  страхования требуется решить две  важнейшие задачи: обеспечить объективную  оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных  категорий работников; добиться справедливого  распределения ответственности  за отдельные виды риска между  субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут способствовать:

  • установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому виду страхования (класса риска);
  • увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты;
  • персонифицированный учет по отдельным видам страхования;
  • стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;
  • осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств;
  • освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.

Основными задачами в области социальной защиты населения  являются обеспечение государственной  поддержки нуждающихся групп  населения, повышение уровня государственных  минимальных социальных гарантий, оптимизация  программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся  к настоящему времени система  социальной защиты населения представлена социальными программами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности.

В ближайший  период предусматривается завершить  реформирование системы социальной защиты граждан, направленное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение  государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости  жизни, продолжить совершенствование  системы социальных пособий и  выплат, механизмов защиты доходов  населения от инфляции.

Политику  в области социальной помощи населению  следует направить и на обеспечение  гарантии дохода лицам, имеющим доход  или ресурсы ниже определенного  уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. (Речь идет о" различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.) Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей.

Дальнейшее  развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы  социальной защиты. Предусматриваются  преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных  и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных  центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам  пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит  уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

В комплексе  мер по обеспечению устойчивого  развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов  и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается  реабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

Реализация  этих мер невозможна без координации  различных видов государственной  социальной поддержки граждан и  создания единой информационной системы  социальной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  изученного материала необходимо сделать  следующие выводы:

    • Величина доходов, других благ и услуг, их распределение по группам населения во многом определяют уровень жизни. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. Он характеризуется системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного времени и т.д.
    • Минимальный потребительский бюджет — это стоимость материального обеспечения жизни человека продуктами питания, основными непродовольственными товарами и платными услугами по научно обоснованным нормам и нормативам. МПБ характеризует ту величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма, достаточные для жизнедеятельности взрослого человека, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, удовлетворения минимальных потребностей в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурных запросов, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта.
    • Минимальный потребительский бюджет должен использоваться в качестве социального норматива при установлении минимальной заработной платы, пенсий и стипендий.
    • Баланс денежных доходов и расходов населения относится к числу наиболее важных балансов, используемых в прогнозировании и планировании экономического и социального развития. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями — с другой. Используется баланс для установления в планах-прогнозах правильных соотношений между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями, достижения устойчивости денежного обращения и соответствующего регулирующего воздействия со стороны органов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Попова М.Б. Социальная дифференциация и бедность населения.– Петрозаводск: Изд-во Петразавод. ун-та, 1998. –129с.
  2. Социальное расслоение и социальная мобильность.– М.: Наука,1999.– 191с.
  3. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике.– М.: Российская политическая энциклопедия, 1999.– 320с.
  4. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счёта. // Человек и труд.– 2006.– № 7.– С.55-60
  5. Байгереев М. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям. // Человек и труд.– 2006.– № 1.– С.42-48
  6. Брагина Е. Бедность в новом веке. // Свободная мысль XXI век.– 2001.– № 12.– С.117-122
  7. Волчкова Л., Минина В. Стратегии социального исследования бедности. // Социологические исследования.– 1999.– № 1.– С.49-56
  8. Иноземцев В. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах. // Социологические исследования.– 2005.– № 8.– С.18-28
  9. Люблинский В. Феномен бедности на рубеже XXI века. // Человек и труд.– 2001.– № 5.– С.33-37
  10. Тапилина В. Социально-экономическая дифференциация и здоровье населения России. // ЭКО.– 2002.– № 2.– С.114-126
  11. Тихонова Н., Шкаратан О. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // Социологические исследования.– 2001.– № 3.– С.21-32
  12. Ткаченко А. Качество жизни населения: проблемы измерения. // Власть.– 2001.– № 2.– С.29-35
  13. Чернина Н. Бедность как социальный феномен современного общества. // Социологические исследования.– 2005.– № 3.– С.54-61
  14. Мониторинг общественного мнения.–2000.– №6.– С.49-54.
  15. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (резолюция 55/2 Генеральной Ассамблеи) и в доклад Генерального секретаря, озаглавленном «План осуществления Декларации тысячелетия организации Объединенных Наций» (А/56/326) (издание Indicators for Monitoring the Millennium Development Goals: Definitions, Rationale, Concepts and Sources (United Nations publication, Sales No. E.03.XVII.18)).

 


Информация о работе Государственное перераспределение доходов