Государственное перераспределение доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить денежные доходы населения и их место в системе финансовых ресурсов государства, политику государственного регулирования доходов населения.
Задачи курсовой работы:
Изучить доходы населения - формы и факторы, их определяющие;
Изучить распределение доходов населения и проблема социального неравенства;
Изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание работы

Введение
1. Виды доходов населения и их источники
2. Измерение неравенства в распределении доходов
3. Государственное перераспределение доходов
3.1 Социальная справедливость в распределении доходов
3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Источники повышения  активности человека, его гражданственности  нельзя искать только в производстве. Они — во всей системе экономических, политических и идеологических отношений, в развитии самоуправления, в полном использовании всего богатства  общественных отношений. Важно и  то, как личность воспринимает социально-экономические  и политические условия, как использует их, что стремится изменить, какими целями руководствуется.

Задача построения экономической системы, ориентированной  на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи с  этим заключает в себе огромный созидательный  потенциал. Понятие социальной справедливости воспринимается общественным сознанием  в настоящее время как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. Если вклад человека в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое  вознаграждение его труда.

Нечестные доходы, обогащение за счет ограбления других, использование своего общественного  положения становятся источником социальной напряженности.

На настроение людей отрицательно воздействует сохранившаяся  в организации труда и формах его оплаты инерция старых, изживших себя методов хозяйствования. Это  порождает негативные явления двоякого рода. В одних случаях оплата по-прежнему растет быстрее, чем производительность труда; в других, наоборот, производственные успехи, даже по-настоящему выдающиеся достижения трудовых коллективов, отдельных работников не дают им весомого материального вознаграждения. Это ведет к тому, что люди начинают относиться к своей работе формально, их трудовой энтузиазм падает.

Соблюдение  принципа социальной справедливости предполагает преодоление отчуждения работников от собственности, ослабление в обществе других видов отчуждения (социального, культурного, политического), преобразование человека из фактора производства в  субъект труда. Необходимо обеспечить приоритетное развитие социокультурной  сферы, которое предусматривает  инвестиции в образование, культуру как на макро-, так и на микроуровне.

Социальная  справедливость предполагает также  персональную ответственность каждого  за свою работу. Добросовестный, высокопроизводительный труд требует не только материального, но и морального поощрения.

Кроме того, необходимо проявлять постоянную заботу о том, чтобы людям труда обеспечивались условия для раскрытия и приложения их способностей к труду, повышения  заинтересованности трудящихся в росте  квалификационного, образовательного и профессионального уровня.

В рыночной экономике неизбежны расслоение общества на крупных и мелких собственников, а также существование неравенства  доходов. В связи с этим государство  должно защищать интересы определенных социальных групп населения, перераспределять доходы через налоговый механизм, развивать и поддерживать малый  и средний бизнес, создавать условия  для индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

Справедливость  — понятие не только нравственное, но и экономическое. Для того чтобы  оплата труда была справедливой, необходимо обеспечивать соблюдение по крайней  мере двух принципиальных условий:

1) оплата  труда должна составлять большую  часть вновь созданной стоимости;

2) производитель  должен быть активным потребителем  произведенного.

Принцип социальной справедливости базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер  ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении, тогда как принцип  вертикальной справедливости основан  на применении дифференцированных мер  к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с  первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников, второй же устанавливает разную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы.

Оплата труда  должна как можно более полно  учитывать, кто и как работает. Она возрастает, если работник относится  к делу добросовестно, и уменьшается, если он не стремится искать, созидать, учиться.

Равенство доходов  означает их справедливое распределение. Естественно, без обеспечения равенства  в ряде сфер общественной жизни распределение  не может считаться справедливым. Каждый должен иметь право и возможность  получить долю экономических, духовных и других благ. Однако последнее  подрывает стимулы к эффективной  работе, в связи с чем количество распределяемых благ уменьшается.

В зарубежной экономической теории выделяют четыре принципа справедливости в распределении  и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный. Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Роулсианский принцип предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный принцип основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми. Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

3.2 СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

 

При социально  ориентированном подходе политика регулирования доходов в силу особенности такого вида экономической  системы занимает очень важное место. Ее главная задача — не допускать  или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается  за чертой бедности. С этим связана  и вторая задача — уменьшить поляризацию  населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и  возможности децильный коэффициент его дифференциации.

Разработка  и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и  общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем  повышения благосостояния населения  и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической  политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических  документах Президента и Правительства  страны. Такими действующими ныне документами  является Национальная стратегия устойчивого  развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления  и средства их достижения в области  социальной политики и социальной сферы.

Степень эффективности  социальной политики в связи с  этим определяется следующими критериями:

    • соответствием социальному императиву содержания экономических, экологических, структурно-инвестиционных, инновационных и других программ развития;
    • уровнем комплексности, взаимосогласованности социальных программ, их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально ориентированной экономики, на прогрессивные в этом смысле решения с учетом отечественного и зарубежного опыта:
    • эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем;
    • опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением новых институтов, норм, механизмов, структур функционирования социальной сферы;
    • рациональным сочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов ее финансирования .

Социальная  политика в ближайшие годы должна быть направлена' прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

Главной целью  социальной политики является обеспечение  стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным  трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить  социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В соответствии с поставленной целью основными  направлениями социальной политики должны стать:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;
  • обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;
  • повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;
  • содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;
  • улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;
  • снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;
  • повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

Социальное  пространство, в котором предусматривается  реализация указанных направлений, все в большей степени будет  формироваться на рыночных принципах  цивилизационного развития. Поэтому  совершенствование политики доходов  необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в  том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного  обеспечения) из государственного бюджета  и внебюджетных фондов на доходы самих  граждан. Другим системообразующим  принципом политики доходов и  инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального  партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы  представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей  и частного бизнеса) и органов  государственной власти, становится важным средством защиты интересов  работающих и влияния на рынок  труда. И наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства  в решении социальных проблем, заключающаяся  в его переходе на инструменты  тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в  реализации социальной политики.

В данном контексте  приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного  источника формирования денежных доходов  населения и важного стимула  трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста  инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Для достижения поставленных целей в области  оплаты труда необходимо:

  • обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
  • формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
  • поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету;
  • совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
  • регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
  • развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
  • усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области  политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:

  • повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
  • рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике;
  • увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36,4 % в 2005 г. до 39—40 % в 2020 г.

Минимальная заработная плата является минимальным  социальным стандартом в области  оплаты труда. Дальнейшее ее повышение  следует осуществлять по мере роста  эффективности производства. Имеется  в виду поэтапное приближение  ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем — к  минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

Информация о работе Государственное перераспределение доходов