Государственное регулирование банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы определить сущность и процедуры банкротства предприятия.
В соответствии с заданной целью сформулированы задачи исследования:
- выявить сущность финансовой несостоятельности;
- описать критерии и существующие методики оценки финансовой несостоятельности предприятия;
- изучить способы предотвращения банкротства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Государственное регулирование банкротства………………………………..5
1.1 Понятие, виды и причины банкротства…………………....................................5
1.2 Процедура банкротства, его предупреждение………….....................................9
1.3 Государственное регулирование банкротства……………………………………15
Глава II. Особенности банкротства отдельных субъектов…………………………..18
2.1 Банкротство отдельных видов юридических лиц……………………………..…19
Заключение……………………………………………………………………..………..26
Список литературы……………………………………………………………..……….28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.77 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Государственное регулирование банкротства………………………………..5

1.1 Понятие, виды и причины банкротства…………………....................................5

1.2 Процедура банкротства, его предупреждение………….....................................9

1.3 Государственное регулирование банкротства……………………………………15

Глава II. Особенности банкротства отдельных субъектов…………………………..18

2.1 Банкротство отдельных  видов юридических лиц……………………………..…19

Заключение……………………………………………………………………..………..26

Список литературы……………………………………………………………..……….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современных условиях нормальное функционирование коммерческой организации независимо от формы  собственности требует от руководства  тщательного, системно-комплексного подхода  к диагностике несостоятельности  организации, а для грамотного управления финансами организации - разработки и реализации финансовой стратегии.

Банкротство является кризисным  состоянием и его преодоление  требует специальных методов  финансового управления. Рыночная экономика  выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства  и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для ситуаций, когда кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее специфика  позволяет выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы  развития предприятия.

Институт банкротства  является неотъемлемой частью, рыночного  хозяйства, и представляет собой  неизбежный и объективно обусловленный  результат функционирования рыночных отношений. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских  структур, гарантируя одновременно экономические  интересы кредиторов, а также государства  как общего регулятора рынка.

В настоящее время около половины промышленных предприятий страны, с точки зрения формальных финансовых критериев, а часто и по существу, неплатежеспособны. Эти предприятия нуждаются в помощи, которая может быть предоставлена им в двух формах: либо в форме инвестиций; либо в форме процедуры финансового оздоровления, которое предполагает реформирование предприятия и появление на нем или на его базе имущественного комплекса эффективного бизнеса под патронажем стратегического собственника.

Мировой и отечественный  опыт доказывает необходимость диагностики  несостоятельности организации.

Проблема банкротства  особенно остро стоит в сфере  агропромышленного комплекса страны, поскольку аграрный сектор наиболее подвержен негативным последствиям различного рода факторов нестабильности. Общеэкономический кризис в стране, неэквивалентный межотраслевой  обмен, спад спроса, сокращение государственного финансирования агарного сектора, низкая инвестиционная активность и другие, крайне неблагоприятные макроэкономические условия мешают значительной части  сельскохозяйственных предприятий  адаптироваться к новым условиям хозяйствования. В результате многие сельхозпредприятия оказываются хронически неплатежеспособными и утратившими  перспективу своего дальнейшего  развития.  Проблема регулирования несостоятельности (банкротства) привлекает к себе внимание ученых и практиков, представляющих как правовые, так и экономические науки.

Цель данной курсовой работы определить сущность и процедуры  банкротства предприятия.

В соответствии с заданной целью сформулированы задачи исследования:

- выявить сущность финансовой  несостоятельности;

- описать критерии и  существующие методики оценки  финансовой несостоятельности предприятия;

- изучить способы предотвращения банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Государственное регулирование банкротства

1.1 Понятие, виды и причины банкротства.

Банкротство (финансовый крах, разорение) - это подтвержденная документально  неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств.

Е.В. Смирнова считает, что «банкротство является умышленным деянием, имеющим целью причинение ущерба кредиторам, и наказывается в уголовном порядке»[1].

Понятие банкротства характеризуется  различными его видами. В законодательной  и финансовой практике выделяют следующие  виды банкротства предприятий:

1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала, Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2. Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.[5]

Существуют вполне конкретные симптомы наступления тотальной  задолженности и полной неплатежеспособности предприятия (организации).

Основные симптомы банкротства  предприятия:

  • уменьшение объемов реализации продукции;
  • падение спроса на продукцию;
  • снижение прибыльности производства;
  • потеря клиентов и покупателей;
  • неритмичность производства;
  • низкий уровень использования производственного потенциала;
  • снижение уровня производительности труда;
  • сокращение количества рабочих мест.

Причины банкротства предприятий (организаций) могут быть самыми разнообразными. В целом их можно разделить  на две группы:

  1. Внешние, которые практически очень трудно (иногда невозможно) учесть;

1. Экономические: кризисное  состояние экономики страны, общий  спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия

2. Политические: политическая  нестабильность общества, внешнеэкономическая  политика государства, разрыв  экономических связей, потеря рынков  сбыта, изменение условий экспорта  и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства

3. Усиление международной  конкуренции в связи с развитием  научно-технического прогресса

4. Демографические: численность,  состав народонаселения, уровень  благосостояния народа, культурный  уклад общества, определяющие размер  и структуру потребностей и  платежеспособный спрос населения  на те или другие виды товаров  и услуг

 

  1. Внутренние, непосредственно зависящие от форм, методов и организации работы на самом предприятии.

1. Дефицит собственного  оборотного капитала как следствие  неэффективной производственно-коммерческой  деятельности или неэффективной  инвестиционной политики.

2. Низкий уровень техники,  технологии и организации производства.

3. Снижение эффективности  использования производственных  ресурсов предприятия, его производственной  мощности и как следствие высокий  уровень себестоимости, убытки, "проедание"  собственного капитала.

4. Создание сверхнормативных  остатков незавершенного строительства,  незавершенного производства, производственных  запасов, готовой продукции, в  связи с чем происходит затоваривание,  замедляется оборачиваемость капитала  и образуется его дефицит. Это  заставляет предприятие залезать  в долги и может быть причиной  его банкротства.

5. Плохая клиентура предприятия,  которая платит с опозданием  или не платит вовсе по причине  банкротства, что вынуждает предприятие  самому залезать в долги. Так  зарождается цепное банкротство.

6. Отсутствие сбыта из-за  низкого уровня организации маркетинговой  деятельности по изучению рынков  сбыта продукции, формированию  портфеля заказов, повышению качества  и конкурентоспособности продукции,  выработке ценовой политики.

7. Привлечение заемных  средств в оборот предприятия наневыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.

8. Быстрое и неконтролируемое  расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты  и дебиторская задолженность  растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

 

Отрицательные последствия  банкротства характеризуются следующими отрицательными моментами:

  • финансово несостоятельное предприятие генерирует серьезные финансовые риски для успешно работающих предприятий его партнеров, нанося им ощутимый экономический ущерб в процессе своей деятельности. Это снижает общий потенциал экономического развития страны;
  • финансово несостоятельное предприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных государственных программ экономического и социального развития;
  • неэффективно используя предоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, финансово несостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал, используемый в сфере предпринимательства;
  • вынужденно сокращая объемы своей хозяйственной деятельности в связи с финансовыми трудностями, такие предприятия генерируют сокращение численности рабочих мест и количества занятых в общественном производстве, усиливая тем самым социальную напряженность в стране. [1]

Итак, механизм банкротства  предприятий следует рассматривать  как действенную форму перераспределения  общественного капитала с целью  более эффективного его использования.

Банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. При этом речь идет о требованиях об уплате денежных сумм, о денежных обязательствах, об обязательных платежах.

 

1.2 Процедура банкротства, его предупреждение.

Процедура банкротства - предусмотренные  законом способы и порядок  действий уполномоченных лиц, при осуществлении  установленных судом действий в  отношении предприятия должника.

В наиболее общем виде законодательно предусмотренные процедуры банкротства  включают:

1. Подачу заявления о  возбуждении судебного производства  по делу о несостоятельности  (банкротстве) предприятия. Такое  заявление в соответствии с  действующим законодательством  может быть подано: предприятием-должником,  кредитором, прокурором. На основании  заявления предприятия-должника, кредитора  или прокурора судья арбитражного  суда возбуждает производство  по делу о несостоятельности  (банкротстве) предприятия, о чем  выносит соответствующее определение.

Информация о работе Государственное регулирование банкротства