Государственное регулирование банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы определить сущность и процедуры банкротства предприятия.
В соответствии с заданной целью сформулированы задачи исследования:
- выявить сущность финансовой несостоятельности;
- описать критерии и существующие методики оценки финансовой несостоятельности предприятия;
- изучить способы предотвращения банкротства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Государственное регулирование банкротства………………………………..5
1.1 Понятие, виды и причины банкротства…………………....................................5
1.2 Процедура банкротства, его предупреждение………….....................................9
1.3 Государственное регулирование банкротства……………………………………15
Глава II. Особенности банкротства отдельных субъектов…………………………..18
2.1 Банкротство отдельных видов юридических лиц……………………………..…19
Заключение……………………………………………………………………..………..26
Список литературы……………………………………………………………..……….28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.77 Кб (Скачать файл)

Опыт развитых зарубежных стран не позволяет однозначно утверждать, что регулирование несостоятельности  должно строиться исходя из приоритета обеспечения интересов только кредиторов [2].

Задачи, решаемые при помощи законов о банкротстве в странах  с рыночной экономикой, вполне конкретны.

Самой важной из них является максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия  или его частей, которые посредством  процедуры банкротства могут  быть восстановлены, чтобы в последующем  внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов. Закон определяет порядок возврата долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и (или) в виде акций реорганизованного действующего хозяйствующего субъекта, либо использование отсрочки или сокращения долга этого субъекта в случае имеющейся возможности восстановления его платежеспособности (мировое соглашение). И, наконец, законодательно обеспечен механизм рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок.

В соответствии с применяемой  концепцией банкротства, процедуры, реализующие  эти задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник  или его бизнес может быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной  хозяйственной практики, а также  от продолжения реализации прежней  управленческой стратегии. Кредиторы  же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков  и, — если бизнес должника удается  сохранить, — в сохранении деловых  отношений с должником в будущем.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Особенности банкротства отдельных субъектов

 

Следующий вопрос, который  предстоит рассмотреть, - применение законодательства о банкротстве  к коммерческим и некоммерческим организациям.

     ГК РФ и  Закон о банкротстве устанавливают,  что далеко не все юридические  лица, - участники гражданского оборота  (как профессиональные, так и непрофессиональные) могут быть признаны несостоятельными. При этом субъекты могут быть  разделены на три группы: во-первых, изъятые из-под действия законодательства  о несостоятельности; во-вторых, те, к которым применяются общие  правила; в-третьих, те, для которых  установлены те или иные особенности  производства по делу о несостоятельности.

     К первой  группе относятся казенные предприятия  и все коммерческие организации,  за исключением потребительских  кооперативов и фондов, к третьей  – такие юридические лица, как  страховые, кредитные, градообразующие,  сельскохозяйственные организации,  профессиональные участники рынка  ценных бумаг, а также должники, находящиеся в процессе ликвидации  или так называемые отсутствующие должники. Далее запускается процедура, направленная в первую очередь на восстановление финансового состояния должника в течение наблюдения и внешнего управления. Если арбитражный суд придет к выводу о невозможности оздоровления должника, выносится решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства. Это означает, что, во-первых, конкурсный управляющий проводит мероприятия по выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц, и взысканию дебиторской задолженности; во-вторых, при распределении имущества, составляющего конкурсную массу, применяются нормы об очередности и соразмерности удовлетворения требований кредиторов.

 

 

2.1 Банкротство отдельных видов юридических лиц

     Несостоятельность  (банкротство) юридического лица - признанная арбитражным судом  неспособность юридического лица  в полном объеме: удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам; и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных  платежей.

     В Законе (п.2 ст.1) указаны организационно-правовые  формы юридических лиц, которые  могут быть признаны банкротами.

     Во-первых, это  - коммерческие организации. Исчерпывающий  перечень форм таких организаций  определен в гл. 4 ГК РФ. Он включает: хозяйственные товарищества (полные  товарищества, товарищества на вере); хозяйственные общества (общества  с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытые  и закрытые, в т.ч. народные  предприятия); производственные кооперативы;  государственные и муниципальные  унитарные предприятия.

     Во-вторых, это  почти все некоммерческие организации.  В этой части Законом перечень  расширен по сравнению с ранее  действовавшим законом, а также  ст. 65 ГК РФ. Такое изменение уже  давно назрело, поскольку практика  показала, что большинство некоммерческих  организаций являются активными  участниками хозяйственных отношений  и в этом качестве ничем  существенно не отличаются от  коммерческих организаций. 

     Из всех  коммерческих организаций дело  о банкротстве не может быть  возбуждено лишь в отношении  казенных предприятий, т.е. федеральных  государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Это обусловлено тем, что при недостаточности у них имущества для расчетов с кредиторами государство несет субсидиарную ответственность.

     Исключение  сделано для учреждений: они, как  и казенные предприятия, основаны  на праве оперативного управления, и по их обязательствам учредители  несут субсидиарную ответственность.  Также не могут быть признаны  банкротами политические партии  и религиозные организации в  силу особенностей осуществляемой  ими деятельности.

     Однако в  связи с указанными изменениями  можно отметить формальную коллизию  между данной нормой Закона  и ст. 65 ГК РФ. Было бы правильно  одновременно с принятием Закона  внести соответствующие изменения  в названную статью ГК РФ. Общая  норма п. 3 ст. 232 Закона о приоритете  его норм перед всеми ранее  принятыми законодательными и  иными правовыми актами, регулирующими  отношения в сфере банкротства,  не представляется достаточной,  особенно с учетом того места,  которое ГК РФ занимает в  общей системе гражданско-правовых  норм как основной кодифицированный  акт.

     Рассмотрим  признаки банкротства юридического  лица

     В соответствии  с п.2 ст.3 Закона, юридическое лицо  считается не способным удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных  платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанность  не исполнены им в течение  трех месяцев с даты, когда  они должны были быть исполнены.

     Юридическое  лицо считается не способным  удовлетворить требования кредиторов, если более чем 3 месяца существует  даже минимальная задолженность.  В этом состоит сущность критерия  неплатежеспособности.

     В связи  с этим следует учесть, что  при определении признаков банкротства  названный Федеральный закон,  в отличие от ранее действовавшего  Федерального закона от 8 января 1998 года «О несостоятельности  (банкротстве)», использует не  критерий достаточности имущества,  а критерий платежеспособности, поэтому кредитор может требовать  применения к обществу-должнику  процедуры банкротства только  в том случае, если должник  в течение трех месяцев не  исполняет свои денежные обязательства  перед кредиторами или не вносит  обязательные платежи. Следовательно,  если в данный момент стоимость  чистых активов имеет отрицательное  значение, но акционерное общество  получает доход, позволяющий своевременно  расплачиваться с кредиторами,  ни один из кредиторов не  имеет даже формальных оснований  требовать возбуждения процедуры  банкротства.

     Таким образом,  наличие у должника признаков  банкротства позволяет считать  его неплатежеспособным, но еще  не банкротом. 

     Для восстановления  же платежеспособности уполномоченным  органам должника необходимо  принять меры для ликвидации  задолженности, просроченной более  чем на три месяца. Как следует  из определения неплатежеспособности, таким способом может являться  как уплата долга, так и заключение  соглашения с кредитором об  отсрочке платежа либо о новации  долгового обязательства. Следовательно,  критерий возможности восстановления  платежеспособности, подлежащий определению  как основание для введения  той или иной процедуры банкротства,  зависит не только от наличия  собственных средств и иного  имущества у должника. Невозможность  восстановления платежеспособности  будет означать, что наряду с  отсутствием собственных ресурсов  для расчетов с кредиторами  также исчерпаны все возможности  для привлечения заемных средств,  а сами кредиторы не желают  предоставлять должнику отсрочку  в уплате долга или проводить  его новацию.

     При использовании  указанных понятий следует разграничивать, когда у организации имеются  лишь признаки банкротства, и  она считается неплатежеспособной, и когда должник является банкротом.  Установление последнего факта  возможно только после признания  организации таковой арбитражным  судом.

     Важно подчеркнуть,  что действующее законодательство  допускает установление иных  признаков банкротства. Это возможно  в силу того, что в соответствии  с п.3 ст.3 нормы п.1, 2 не являются  императивными. Так, например, в  отношении признаков иное установлено  для кредитных организаций; стратегических  предприятий и организаций; субъектов  естественных монополий; ликвидируемых  должников; отсутствующих должников.  В связи с этим, не исключается  возможность для федерального  законодателя установить - в целях  защиты интересов кредиторов - дополнительные  критерии определения (оценки) финансовой  состоятельности акционерного общества (платежеспособность, доходность и  т.д.) в соответствии с принципами  бухгалтерской отчетности непосредственно  в законе.

     Коснемся еще  двух существенных вопросов: арбитражные  управляющие и саморегулирующиеся  организации арбитражных управляющих.

     Новый Закон  ужесточил требования к арбитражным  управляющим.

     Согласно п. 1, 6 ст.20 Закона теперь к арбитражным  управляющим дополнительно предъявляются  следующие требования:

     -наличие высшего  образования;

     -наличие стажа  руководящей работы не менее  чем 2 года в совокупности;

     -успешная сдача  теоретического экзамена по программе  подготовки арбитражных управляющих;

     -прохождение  стажировки сроком не менее  6 месяцев в качестве помощника  арбитражного управляющего;

     -членство в  одной из саморегулируемых организаций  арбитражных управляющих;

     -в отношении  него не введена процедура  банкротства;

     -возместил  все убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при  исполнении обязанностей арбитражного  управляющего;

     -имеет заключенные  в соответствии с требованиями  Закона договора страхования  ответственности на случай причинения  убытков лицам, участвующим в  деле о банкротстве.

    - отсутствие судимости  за умышленное преступление.

    - отсутствие дисквалификации  за административные правонарушения.

     Договор страхования  ответственности признается формой  финансового обеспечения ответственности  арбитражного управляющего и  должен быть заключен на срок  не менее чем 1 год с его  обязательным последующим возобновлением  на тот же срок. При этом  минимальная страховая сумма  по договору страхования не  может быть менее чем 3 миллиона  рублей в год.

     Кроме того, согласно п. 8 ст. 20 Закона арбитражный  управляющий в течение 10 дней  с даты его утверждения арбитражным  судом по делу о банкротстве  должен дополнительно застраховать  свою ответственность на случай  причинения убытков лицам, участвующим  в деле о банкротстве, в размере,  зависящем от балансовой стоимости  активов должника по состоянию  на последнюю отчетную дату, предшествующую  дате введения соответствующей  процедуры банкротства.

     Помимо этого  для арбитражных управляющих  появились новые меры ответственности  и ограничения за нарушение  норм Закона. Так, на арбитражных управляющих могут быть возложены следующие меры ответственности и ограничения:

     1) неисполнение  или ненадлежащее исполнение  арбитражным управляющим правил  профессиональной деятельности  арбитражного управляющего, утвержденных  саморегулируемой организацией, членом  которой он является - исключение  арбитражного управляющего из  данной саморегулируемой организации  и отстранение арбитражным судом  от исполнения своих обязанностей  на основании заявления саморегулируемой  организации (п.2 ст. 25 Закона);

Информация о работе Государственное регулирование банкротства