Государственное регулирование цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью написания данной работы является выявление роли государственного регулирования в рыночной экономике.
Исходя из этого, задачами курсовой работы являются:
- изучение целей и задач государственного регулирования экономики;
- характеристика государственного регулирования цен;
- выявление особенностей государственного регулирования доходов.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики 4
1.1. Понятие государственного регулирования 4
1.2. Методы и цели государственного регулирования экономики 6
1.3. Формы и виды государственного регулирования 7
2. Государственное регулирование цен 11
2.1. Основные задачи государственной политики в области ценообразования 11
2.2. Динамика потребительских цен в экономике страны 13
3. Государственное регулирование доходов населения 16
3.1. Основные направления государственного регулирования 16
3.2. Уровень жизни населения в России 19
3.3. Современные тенденции в регулировании доходов 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложения 30

Файлы: 1 файл

ОЧНО Государственное регулирование цен и доходов.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность изучения участия государства в рыночной экономике обусловлена необходимостью получения целостного представления о тех проблемах, которые решает государство в экономике, базовых целях, основных понятиях. Это позволит осмысливать реальные действия государства под углом зрения современной теории и соответственно принимать грамотные управленческие решения. Высокое признание мировым сообществом важнейшей роли государственного участия в процессе формирования эффективного рыночного хозяйства, содействия повышению благосостояния населения определяло устойчивый интерес исследователей к изучению такого сложного комплексного явления как государственное регулирование предпринимательства и экономики в целом.

Итак, целью написания  данной работы является выявление роли государственного регулирования в рыночной экономике.

Исходя из этого, задачами курсовой работы являются:

- изучение целей и  задач государственного регулирования  экономики;

- характеристика государственного  регулирования цен;

- выявление особенностей государственного регулирования доходов.

Объектом исследования является процесс государственного регулирования рыночно экономики.

Предметом исследования являются методические аспекты исследования государственного регулирования в системе обеспечения экономического роста, а также проблемы государственного воздействия на рыночную экономику.

Теоретической и методологической основой исследования послужили монографии, научные статьи известных отечественных и зарубежных ученых по вопросам государственного регулирования экономики, оценки эффективности предпринимательской деятельности и стимулирования экономического роста.

1. Теоретические  аспекты государственного регулирования  экономики

1.1. Понятие государственного  регулирования

 

Государственное регулирование развития экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства [11, с.27]

  • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
  • зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
  • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
  • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
  • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
  • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
  • финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям [9, с.36]:

  • через государственный сектор;
  • посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах [2, с.54]:

  • при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из- за малой прибыльности);
  • государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
  • государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
  • государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;
  • усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

1.2. Методы и цели государственного регулирования экономики

 

К основным целям государственного регулирования экономики относятся [5, с.64]:

  • минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

  • на прямые (или дирижистские);
  • косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что  они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Указанные методы взаимосвязаны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики [6, с.77]:

  • административно-правовые инструменты;
  • финансовая (налоговая) система;
  • кредитно-денежная система государства;
  • государственная собственность;
  • государственный заказ.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства  внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические  связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и  субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.

1.3. Формы и виды  государственного регулирования

 

В зависимости от целей  и задач, решаемых в рамках государственной  экономической политики, регулирование  может быть тактическим и стратегическим. Стратегическое соответствует решению глобальных, долгосрочных государственных задач, а тактическое направлено на получение конкретных результатов, необходимых для постепенного продвижения к поставленным стратегическим целям. Поэтому использование одного и того же экономического рычага может иметь различные последствия с точки зрения тактического и стратегического регулирования.

Одно и то же государственное  решение может иметь разный экономический  смысл в текущем и перспективном  планировании. Например, понижение  ставки налога на прибыль: тактическое  регулирование имеет, на первый взгляд, отрицательный результат - снижение поступлений в бюджет, однако понижение налога стимулирует активизацию предпринимательства, а следовательно, рост налогооблагаемой базы и общей массы поступлений в бюджет, что и является целью стратегического регулирования.

Еще один критерий классификации - по уровням государственной власти, на которых осуществляется принятие регулирующих решений. В рамках национальной экономики, государственное регулирование  может осуществляться как на центральном, так и на региональном уровне. Два уровня регулирования имеют место в унитарных государствах, притом центральный уровень имеет, безусловно, приоритетное значение, а на региональном уровне регулируются узкие направления, имеющие "местное" значение.

В отличие от унитарных государств, в государствах с федеративным устройством, к которым относится РФ, разделение регулирующих функций по 3-м уровням (федеральный, субъектов федерации, местных властей) более ярко выражено и имеет более важное значение. Особенность, например, американской системы государственного регулирования - передача части функций федерального уровня на уровень субъектов федерации (включая механизм государственных расходов, часть налогов и сборов, муниципальные займы, страховой надзор и пр.) К тому же законодательство штатов может ставить экономических субъектов иногда в принципиально разные условия в разных штатах. На федеральном уровне регулируется денежное обращение, внешнеэкономическая деятельность, федеральные налоги, расходы на государственный аппарат, оборону и т.п., то есть решается ограниченный круг задач, имеющих общенациональное значение. Проблемы федерализма в использовании финансово-кредитных регуляторов народного хозяйства считаются сейчас одними из наиболее актуальных не только для нашей страны, но и для Германии (особенно в свете последствий объединения двух германий и интеграции в европейский рынок), США, Канады.

Для современной экономической  жизни важное значение имеет и  еще один уровень регулирования, исторически появившийся последним, - межгосударственное экономическое регулирование. Международное разделение труда и интернационализация производства вызвали необходимость участия национальных экономик в мировой экономической системе, которая регулируется на уровне межгосударственных экономических организаций при приоритете экономических, а не административных регуляторов. Поэтому процессы глобализации затронули не только сами регулируемые экономические отношения, но и инструменты государственного воздействия на них.

Увеличение роли негосударственных финансов в глобальной экономике (как механизма саморегулирования) потребовало роста масштабов и многообразия способов их использования и в государственном регулировании, поскольку, как мы уже говорили выше, финансовый капитал - это "невольный" носитель государственных регулирующих воздействий. На характер таких воздействий в финансово-кредитной системе в последние годы оказала влияние гармонизация законодательств и развитие международных регулирующих институтов в первую очередь (наиболее быстрыми темпами) - в рамках ЕС. Однако такая тенденция является не только европейской, но и общемировой - в рамках формирующейся системы межгосударственного регулирования глобальной экономики закладываются основы постепенного сближения экономических законодательств и либерализации режимов доступа на внутренние рынки стран.

К числу современных  тенденций в регулировании финансового  сектора и использования его  как инструмента других отраслей экономики следует отнести появление  т.н. "интегрированного надзора" на рынках финансовых услуг.

Потребитель финансовых услуг, как известно, сегодня весьма требователен, и его не устраивает просто страхование, просто банковское обслуживание, просто накопление пенсии и т.п., ему нужна комплексная  финансовая услуга, дающая и накопление средств, и доходность инвестиций, и рост капитала, и безопасность имущества и защиту финансовых интересов. Поэтому финансовые предприятия различных отраслей вынуждены интегрироваться между собой, обмениваться пакетами или объединять сбытовые сети. Такой финансово-банковско-инвестиционно-страховой "монстр" регулироваться и контролироваться государством должен с той степенью же комплексности, с какой он сам ведет свою деятельность. Государство ведь должно защищать потребителя финансовых услуг независимо от того, в какой форме они ему реализуются. В то же время и самому государству необходимо сохранить контроль над состоянием финансовых рынков, чтобы не только гарантировать соблюдение "правил игры" их участниками, но и иметь возможность реализовывать на них собственные интересы и использовать их как инструменты государственного регулирования других отраслей. Поэтому и возник интегрированный надзор.

 

2. Государственное регулирование цен

2.1. Основные задачи государственной политики в области ценообразования

 

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике  ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Информация о работе Государственное регулирование цен и доходов