Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:14, курсовая работа
Итак, целью написания данной работы является выявление роли государственного регулирования в рыночной экономике.
Исходя из этого, задачами курсовой работы являются:
- изучение целей и задач государственного регулирования экономики;
- характеристика государственного регулирования цен;
- выявление особенностей государственного регулирования доходов.
Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики 4
1.1. Понятие государственного регулирования 4
1.2. Методы и цели государственного регулирования экономики 6
1.3. Формы и виды государственного регулирования 7
2. Государственное регулирование цен 11
2.1. Основные задачи государственной политики в области ценообразования 11
2.2. Динамика потребительских цен в экономике страны 13
3. Государственное регулирование доходов населения 16
3.1. Основные направления государственного регулирования 16
3.2. Уровень жизни населения в России 19
3.3. Современные тенденции в регулировании доходов 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложения 30
Содержание
Актуальность изучения
участия государства в рыночной
экономике обусловлена
Итак, целью написания данной работы является выявление роли государственного регулирования в рыночной экономике.
Исходя из этого, задачами курсовой работы являются:
- изучение целей и
задач государственного
- характеристика
- выявление особенностей государственного регулирования доходов.
Объектом исследования является процесс государственного регулирования рыночно экономики.
Предметом исследования являются методические аспекты исследования государственного регулирования в системе обеспечения экономического роста, а также проблемы государственного воздействия на рыночную экономику.
Теоретической и методологической основой исследования послужили монографии, научные статьи известных отечественных и зарубежных ученых по вопросам государственного регулирования экономики, оценки эффективности предпринимательской деятельности и стимулирования экономического роста.
Государственное регулирование развития экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.
Исходя из вышеизложенного,
можно определить следующие основные экономическ
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям [9, с.36]:
Государственное регулирование
экономики в условиях рыночного хозяйства представляет
собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-
По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.
По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.
Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах [2, с.54]:
К основным целям государственного регулирования экономики относятся [5, с.64]:
Методы достижения этих целей подразделяются:
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.
Указанные методы взаимосвязаны.
Можно назвать следующие средства (ин
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.
В зависимости от целей и задач, решаемых в рамках государственной экономической политики, регулирование может быть тактическим и стратегическим. Стратегическое соответствует решению глобальных, долгосрочных государственных задач, а тактическое направлено на получение конкретных результатов, необходимых для постепенного продвижения к поставленным стратегическим целям. Поэтому использование одного и того же экономического рычага может иметь различные последствия с точки зрения тактического и стратегического регулирования.
Одно и то же государственное
решение может иметь разный экономический
смысл в текущем и
Еще один критерий классификации
- по уровням государственной
В отличие от унитарных государств, в государствах с федеративным устройством, к которым относится РФ, разделение регулирующих функций по 3-м уровням (федеральный, субъектов федерации, местных властей) более ярко выражено и имеет более важное значение. Особенность, например, американской системы государственного регулирования - передача части функций федерального уровня на уровень субъектов федерации (включая механизм государственных расходов, часть налогов и сборов, муниципальные займы, страховой надзор и пр.) К тому же законодательство штатов может ставить экономических субъектов иногда в принципиально разные условия в разных штатах. На федеральном уровне регулируется денежное обращение, внешнеэкономическая деятельность, федеральные налоги, расходы на государственный аппарат, оборону и т.п., то есть решается ограниченный круг задач, имеющих общенациональное значение. Проблемы федерализма в использовании финансово-кредитных регуляторов народного хозяйства считаются сейчас одними из наиболее актуальных не только для нашей страны, но и для Германии (особенно в свете последствий объединения двух германий и интеграции в европейский рынок), США, Канады.
Для современной экономической жизни важное значение имеет и еще один уровень регулирования, исторически появившийся последним, - межгосударственное экономическое регулирование. Международное разделение труда и интернационализация производства вызвали необходимость участия национальных экономик в мировой экономической системе, которая регулируется на уровне межгосударственных экономических организаций при приоритете экономических, а не административных регуляторов. Поэтому процессы глобализации затронули не только сами регулируемые экономические отношения, но и инструменты государственного воздействия на них.
Увеличение роли негосударственных финансов в глобальной экономике (как механизма саморегулирования) потребовало роста масштабов и многообразия способов их использования и в государственном регулировании, поскольку, как мы уже говорили выше, финансовый капитал - это "невольный" носитель государственных регулирующих воздействий. На характер таких воздействий в финансово-кредитной системе в последние годы оказала влияние гармонизация законодательств и развитие международных регулирующих институтов в первую очередь (наиболее быстрыми темпами) - в рамках ЕС. Однако такая тенденция является не только европейской, но и общемировой - в рамках формирующейся системы межгосударственного регулирования глобальной экономики закладываются основы постепенного сближения экономических законодательств и либерализации режимов доступа на внутренние рынки стран.
К числу современных
тенденций в регулировании
Потребитель финансовых
услуг, как известно, сегодня весьма
требователен, и его не устраивает
просто страхование, просто банковское
обслуживание, просто накопление пенсии
и т.п., ему нужна комплексная
финансовая услуга, дающая и накопление средств, и доходность
инвестиций, и рост капитала, и безопасность
имущества и защиту финансовых интересов.
Поэтому финансовые предприятия различных
отраслей вынуждены интегрироваться между
собой, обмениваться пакетами или объединять
сбытовые сети. Такой финансово-банковско-
Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.
Информация о работе Государственное регулирование цен и доходов