Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:14, курсовая работа
Итак, целью написания данной работы является выявление роли государственного регулирования в рыночной экономике.
Исходя из этого, задачами курсовой работы являются:
- изучение целей и задач государственного регулирования экономики;
- характеристика государственного регулирования цен;
- выявление особенностей государственного регулирования доходов.
Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики 4
1.1. Понятие государственного регулирования 4
1.2. Методы и цели государственного регулирования экономики 6
1.3. Формы и виды государственного регулирования 7
2. Государственное регулирование цен 11
2.1. Основные задачи государственной политики в области ценообразования 11
2.2. Динамика потребительских цен в экономике страны 13
3. Государственное регулирование доходов населения 16
3.1. Основные направления государственного регулирования 16
3.2. Уровень жизни населения в России 19
3.3. Современные тенденции в регулировании доходов 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложения 30
Нередко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам.
Всем известно, что происходит, когда общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования в России: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются всеми одновременно.
Вместе с тем существенную роль в развитии современной экономики играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Государство в своей
экономической деятельности име
- стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;
- создавать условия для честной и социально направленной конкуренции;
- создавать условия
для свободного и
- обеспечивать безопасность и предсказуемость свободной финансовой деятельности;
- обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности;
- преодолевать инфляционные процессы;
- добиваться экономической и социальной защиты населения.
В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение установлением и регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный для общества период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.
По итогам 2012 г. темп прироста потребительских цен превысил прошлогодний показатель, который оказался минимальным за всю новейшую историю нашей страны (+6,1%) (рис. 1).
Рис. 1. Темпы прироста потребительских цен в РФ в 2011–2012 гг.
(в годовом выражении) [14]
В первом полугодии 2012 г. перенос ежегодной индексации регулируемых государством цен и тарифов на платные услуги населению с 1 января на 1 июля, а также замедление темпов роста денежного предложения в 2011 г. стали основными факторами снижения инфляции. Кроме того, уменьшению инфляционного давления способствовали сдержанный рост цен производителей (индекс цен производителей промтоваров в первом полугодии 2012 г. к первому полугодию 2011 г. составил 6,1% против 19,9% в предыдущем году) и умеренные мировые цены на продовольствие.
Однако начиная с лета темпы прироста потребительских цен начали нарастать. Отметим, что как замедление инфляции в первом полугодии, так и ее ускорение во втором носило в большей степени немонетарный характер. Прежде всего важным фактором инфляции стало увеличение темпа прироста цен на продовольствие, которому способствовало, с одной стороны, угасание эффекта высокой базы 2011 г., а с другой – гибель зерновых в ряде регионов страны и мира. На рост продовольственных цен в РФ также оказало негативное влияние ухудшение конъюнктуры мирового аграрного рынка. Кроме того, рост потребительских цен во втором полугодии был вызван повышением административно регулируемых тарифов.
В октябре–декабре прошедшего года инфляция стабилизировалась: в годовом выражении она замедлилась до 6,5%. Причинами этого стали сразу несколько факторов: угасание негативного воздействия плохого урожая, снижение базовой инфляции, а также замедление экономической активности.
Как показано в Приложении 1, по итогам 2012 г. удорожание продовольственных товаров происходило в 1,7 раза быстрее, чем в 2011 г. Значительный вклад в рост продовольственных цен внесли алкогольные напитки, подорожавшие на 12,1% из-за повышения акцизов. В связи с неблагоприятными погодными условиями также быстро дорожали плодоовощная продукция (+11%), хлеб и хлебобулочные изделия (+12%), а также мясо и птица (+8,3%), цены на которые обычно растут вслед за удорожанием зерна.
Непродовольственные товары в 2012 г. дорожали медленнее всего (+5,2%). Тем не менее повышение цен на табачные изделия оказалось максимальным по всем группам потребительских товаров и услуг, составив 22,6%. Такое резкое увеличение цен на табачные изделия было вызвано в основном ростом акцизов. Темпы удорожания автомобильного бензина в 2012 г. снизились по сравнению с 2011 г. с 14,9 до 6,8%. Этому способствовало «замораживание» розничных цен на топливо в январе–марте 2012 г. на уровне цен 2011 г.
В 2012 г. платные услуги населению подорожали на 7,3% по сравнению с 2011 г.
Стоит отметить замедление темпов роста цен по большинству групп услуг. В завершение данного раздела сравним темпы прироста потребительских цен в России и других странах СНГ (Приложение 2).
По итогам трех кварталов 2012 г. (табл. 4) Россия оказалась на 3-м месте по темпам роста потребительских цен после Белоруссии и Таджикистана среди стран СНГ. Отметим, что в ряде стран региона наблюдалась дефляция: в Азербайджане (–2,7%), Армении (–1,5%) и на Украине (–0,3%). Таким образом, инфляция в РФ продолжает оставаться сравнительно высокой на фоне не только развитых стран, но и других стран региона.
В начале 2013 г. сдерживающими инфляцию факторами станут стабилизация цен на продовольствие, начавшаяся в конце 2012 г., замедление экономической активности, умеренный рост денежного предложения. В итоге можно ожидать замедления потребительской инфляции к середине года до уровня около 6%. В то же время дальнейшая динамика инфляции будет определяться как ситуацией в мировой экономике, в том числе на мировом продовольственном рынке, так и внутрироссийскими тенденциями в области регулирования тарифов на услуги ЖКХ, антимонопольной и налоговой политики.
Значительное неравенство
в распределении доходов
Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста. В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества. Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния.
Средством преодоления неравенства и бедности выступает прежде всего государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:
1) регулирование доходов населения;
2) перераспределение доходов через государственный бюджет.
Практика регулирования доходов включает:
- государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет особо важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие;
- индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.
Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:
- законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;
- налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;
- установление государственных гарантий по оплате труда. Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России в качестве такового используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, реально не позволяющий обеспечить нормальное существование человека. Однако установленная государством минимальная заработная плата почти втрое ниже этого прожиточного минимума, что противоречит не только практике развитых стран, но и Трудовому кодексу РФ (ТК РФ).
Минимальная заработная
плата представляет собой низшую
границу стоимости
Тарифная система оплаты
труда — это совокупность нормативов,
при помощи которых регулируется
уровень заработной платы. Это тарифная
сетка и тарифно-
Бестарифная система оплаты труда — это индивидуальные разработки отдельных фирм. Существует также государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения, осуществляемое на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Эта система была сформирована в условиях жесткой плановой экономики и в рыночных условиях применяется слабо. Бестарифная система оплаты труда учитывает два фактора:
1) различия в потребностях
населения, занятого трудом
2) различия в уровне
потребительских цен по
Кроме того, учитывается фактор необходимости привлечения населения в отдаленные районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы. В советское время многие люди вербовались на Крайний Север и в отдаленные районы страны, так как с учетом действия данной системы могли заработать значительные по тем временам средства.
В настоящее время
в зависимости от степени дискомфортности,
оцениваемой природно-
Северные надбавки применяются за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет от 30% от заработка на Европейском Севере, в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 100% на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке.
Коэффициенты за работу в высокогорных районах установлены в зависимости от степени понижения трудоспособности человека в диапазоне от 1,0 до 1,4.
Такая система применяется только на государственных предприятиях. На частных, смешанных и кооперативных предприятиях с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень заработной платы. Поэтому сегодня эта система нуждается в серьезном пересмотре.
Политика перераспределения доходов предполагает:
- аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения и предприятий прямых и косвенных налогов;
- предоставление населению социальных услуг путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства, физкультуры и спорта, досуга и пр.;
- финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий,
- систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.
Доходы населения. Номинальные среднедушевые денежные доходы населения в январе 2013 г. составили 17233 руб., тогда как в декабре 2012 г. они достигали уровня 34993 руб. (в целом за 2012 г. – 22821 руб.), составив лишь 49,3% от декабрьского уровня доходов. Снижение среднедушевых денежных доходов, и, прежде всего, заработных плат, объясняется сезонным фактором и связано с тем, что декабрьские доходы включают в себя вознаграждения по итогам года (премии, бонусы, тринадцатые заработные платы и т.п.), что приводит к ситуации, когда значение декабрьских доходов населения превышает значение этого показателя за любой другой месяц года. Так, например, год назад январское снижение среднедушевых денежных доходов населения по сравнению с декабрьским значением показателя составило 49,4%. По сравнению с уровнем января 2012 г. январские доходы 2013 г. составили 108%, тогда как год назад январские доходы составили 106,3% от уровня доходов в январе 2011 г.
Информация о работе Государственное регулирование цен и доходов