Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является наиболее широкое освещение процесса образования естественных монополий в России и объяснение наиболее важных и эффективных методов государственного регулирования, используемых в этой сфере экономики. Задачами нашей работы являются:
определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории;
уделить большое внимание характерным чертам естественной монополии в России, как наследницы многих социалистических особенностей;

Содержание работы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования государственного регулирования деятельности естественных монополий
Понятие и сущность естественных монополий
История появления естественных монополий в России
Органы регулирования естественных монополий в России
Глава 2 Анализ государственного регулирования деятельности естественных монополий в России
Естественные монополии в России
Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран
Глава 3 Рекомендации для устранения недостатков государственного регулирования деятельности естественных монополий
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ.docx

— 107.79 Кб (Скачать файл)

Большинство естественных монополий сформировались из советских ведомств, поэтому состоят  из множества предприятий, которые  могут самостоятельно действовать  на рынке.

 

1.3 Органы регулирования естественных монополий в России

Деятельность  естественных монополий контролируется Федеральной антимонопольной службой  и Федеральной службой по тарифам. Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за:

  • любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
  • инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
  • продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
  • установлением и (или) применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий;
  • соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

Органы  регулирования естественных монополий  выполняют следующие основные функции:

  • формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;
  • определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;
  • контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;
  • принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим

Органы  регулирования естественных монополий  вправе:

  • принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
  • устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;
  • принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;
  • направлять субъектам естественных монополий в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;
  • принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
  • направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;
  • обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;
  • осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.

Органами  регулирования естественных монополий  могут применяться следующие  методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей);
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;
  • государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, а также порядок  государственного регулирования цен. Федеральная служба по тарифам устанавливает  тарифы и (или) их предельный уровень. Органы регулирования естественных монополий  ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых  осуществляется государственное регулирование  и контроль; контролируют соблюдение федерального законодательства о естественных монополиях. В случае нарушений, выявленных в результате плановой или внеплановой  проверки, направляют обязательные предписания  о прекращении нарушений и  об устранении последствий этих нарушений.

Основанием  для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии;
  • окончания проведения последней плановой проверки субъекта естественной монополии.

Основанием  для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения субъектом естественной монополии выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий;
  • поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении субъектом естественной монополии установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При нарушениях Федерального закона №147 «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица) в соответствии с решениями (предписаниями) органов регулирования естественных монополий обязаны:

  • прекратить нарушения настоящего Федерального закона и (или) устранить их последствия;
  • восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в решении (предписании);
  • отменить или изменить акт, не соответствующий настоящему Федеральному закону;
  • заключить договор с потребителем, подлежащим обязательному обслуживанию;
  • внести изменения в договор с потребителем;
  • уплатить штраф;
  • возместить причиненные убытки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Анализ государственного регулирования  деятельности естественных монополий  в России

 

2.1 Естественные монополии в России

Самым ярким  примером естественной монополии в  России является ОАО «Газпром», поскольку  на долю этого АО приходится около 25% поступлений в федеральный бюджет и ему принадлежит примерно 30% европейского газового рынка. Реструктуризация газовой промышленности России не привела к серьёзным преобразованиям. В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». 5 ноября 1992 года был подписан указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». РАО «Газпром» поддерживало и способствовало развитию многих отечественных промышленных предприятий. Он гарантировал заказы на поставку материально-технических ресурсов, а также вкладывал огромные средства на создание нового оборудования и техники. Сотрудничество с предприятиями «Газпром» ведёт, учитывая, прежде всего, социальные и экономические интересы общества конкретного региона в целом. РАО «Газпром» заключило соглашения о сотрудничестве с 31 регионом и субъектами Российской Федерации. 5 ноября 1992 года государственный концерн «Газпром» преобразован в РАО «Газпром». Эта монополия контролирует 70% запасов газа в России, на нее приходится 84% общероссийской добычи газа и практически 100% его транспортировки, а так же она обеспечивает 18% мировой добычи природного газа, занимая по этому показателю первое место среди нефтегазовых компаний. При этом «Газпром» является инструментом государственной политики (государство контролирует 50% акций) и обеспечивает занятость тысячам россиян. «Газпром» - это пример естественной монополии в России, являющегося крупнейшим экспортёром. Создание конкурентного рынка газа в России в настоящее время практически невозможно. Это может произойти лишь в том случае, если все месторождения на севере Западной Сибири будут исчерпаны. Тогда менее выгодные месторождения станут более востребованными.

Так же немаловажную роль играет ОАО «Федеральная сетевая  компания Единой энергетической системы» (сокр. «ФСК ЕЭС»), состоящая из 6 оптовых  и 14 территориальных генерирующих компаний, образованных в результате реформы 2008 года из РАО ЕЭС. Электроэнергетика  создаёт условия для развития других отраслей экономики. Доля электроэнергии, отпускаемой по свободным ценам, повысилась с 30% от всей отпущенной электроэнергии в 2009 году до 53% в 2010 году и до 76% в 2011. Основные вопросы, которые предстоит решить в ближайшие годы в сфере электроэнергетики для завершения формирования целевой структуры отрасли, представлены в приложении 2.

Ещё одной  крупной естественной монополией на нашем рынке является ОАО «Российские  железные дороги» (сокр. «РЖД»). Отставание транспортной инфраструктуры приводит к тому, что тормозится развитие экономики и не удовлетворяются  потребности населения в необходимой  подвижности. Это государственная  проблема высшей категории важности. В Западной Европе железные дороги в значительной степени нерентабельны: убытки пассажирского транспорта покрываются  только на половину и компенсируются государственными дотациями. В России же это происходит за счет грузовых перевозок, а железные дороги в целом  работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). В 2010 году одобрена концепция создания ОАО «Федеральная пассажирская компания» - дочернего общества ОАО «РЖД», осуществляющего перевозки пассажиров и багажа в дальнем следовании. Создание данной компании позволит повысить качество и прозрачность определения социального объема пассажирских перевозок, а также поэтапно перейти к полностью конкурентной модели пассажирских перевозок как на экономически привлекательных маршрутах, так и на маршрутах, являющихся на сегодняшний день убыточными. Также в 2009 году проводилась планомерная работа, направленная на завершение процесса формирования конкурентного рынка пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении. В рамках данной работы проводились мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также по завершению процесса создания совместно с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний. Кроме того, в 2009 году заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации совместно с ОАО «РЖД» реализовывался комплекс мер, направленных на завершение в 2010 году процедуры создания дочернего общества ОАО «РЖД» ОАО «Вторая грузовая компания», с передачей в уставный капитал создаваемой компании остающегося в структуре ОАО «РЖД» вагонного парка. При этом в процессе создания ОАО «ВГК» предполагается привлечь частных инвесторов к участию в формировании уставного капитала компании.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России