Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является наиболее широкое освещение процесса образования естественных монополий в России и объяснение наиболее важных и эффективных методов государственного регулирования, используемых в этой сфере экономики. Задачами нашей работы являются:
определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории;
уделить большое внимание характерным чертам естественной монополии в России, как наследницы многих социалистических особенностей;

Содержание работы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования государственного регулирования деятельности естественных монополий
Понятие и сущность естественных монополий
История появления естественных монополий в России
Органы регулирования естественных монополий в России
Глава 2 Анализ государственного регулирования деятельности естественных монополий в России
Естественные монополии в России
Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран
Глава 3 Рекомендации для устранения недостатков государственного регулирования деятельности естественных монополий
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ.docx

— 107.79 Кб (Скачать файл)

В 2009 году Министерством велась работа по внесению изменений в действующее законодательство о железнодорожном транспорте. Актуальность внесения указанных изменений обусловлена  необходимостью создания предпосылок  для организации в рамках отрасли  новой структуры отношений, для  которых будут созданы более  полноценные и совершенные нормативные  условия, необходимые для дальнейшего  развития конкуренции в сфере  железнодорожных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. В настоящее время Министерством согласуются новые редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Также следует отметить, что в рамках программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы Минэкономразвития России в 2009 году велась работа по разработке Концепции создания специализированного информационно‑торгового центра («биржи») железнодорожных вагонов (далее - «биржа» вагонов). Необходимость создания «биржи» вагонов обусловлена, с одной стороны, растущим количеством частного парка, с другой ‑ отсутствием единой согласованной технологии управления парком ОАО «РЖД» и парком частных собственников, что привело к снижению эффективности работы грузового вагона. Следует отметить, что «биржа» вагонов будет способствовать созданию максимально прозрачного рынка транспортных услуг, обеспечению обмена незадействованными мощностями между ОАО «РЖД» и частными операторами, ускорению процесса перевозки за счет экономии времени на поиск ближайших порожних вагонов, выстраиванию наиболее оптимальных логистических маршрутов за счет сокращения порожнего пробега и простоев вагонов, развитию рыночных механизмов взаимодействия между владельцами подвижного состава.

На долю таких крупнейших компаний как ОАО  «Газпром» и ОАО «РЖД» по оценкам  института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходной части. Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики.  Практически  весь объем продукции и услуг  естественных монополий (кроме газа и нефтепродуктов) потребляется на внутреннем рынке и являются одним  из основных факторов, определяющих издержки предприятий.

 

2.2 Сравнительный  анализ антимонопольного законодательства  России и зарубежных стран

Естественные  монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень  велико в связи с тем, что естественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Антимонопольное законодательство России разрабатывалось по аналогии с антимонопольным законодательством США, но между ними существуют достаточно сильные отличия, которые играют не в пользу российского законодательства. Россия, в отличие от США, провоцирует излишнюю активность антимонопольного органа, пытается разукрупнить уже сложившихся предпринимательские монополии и выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку не допускает образование новых монополий. В свою очередь законодательные акты США направлены на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий, а американское законодательство выражает, в основном, интересы государства, раздражённого ростом влияния крупного бизнеса. Модели регулирования, применяемые за рубежом, имеют целью предотвратить злоупотребление естественными монополиями своим доминирующим положением. Наиболее реализуемыми моделями регулирования являются конкуренция за монопольный рынок, регулирование нормы прибыли и верхнего предела тарифа.

Регулирование конкурентных отношений в США  считается в настоящее время  одним из самых комплексных, жестких  и эффективных в мире. К нечеткости законодательных норм, которое усиливает  сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится  приводимые в законодательстве РФ формы  недобросовестной конкуренции, такие  как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности и т. д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.

Сходство  антимонопольного регулирования России и США заключается в том, что  оно направлено в принципе против крупного капитала. Но если представители  крупного капитала США сумели нейтрализовать воздействие данного регулирования  за счет создания института доверительной  собственности, представителям крупного капитала России ответить на такое воздействие нечем. Сходство между антимонопольным законодательством России и США можно выделить и по другим, менее принципиальным пунктам. Это сходство проявляется, например, в нагромождении статей, норм, ограничений и санкций.

Так, антимонопольный  иск по определению может быть предъявлен только очень крупным  хозяйственным субъектам. Но насильственное расформирование такого предприятия  чревато высвобождением большого числа  работников и, быть может, разрушением  самого товарного рынка, ради которого собственно и осуществляются все  действия антимонопольного органа.

К нечеткости законодательных норм, которое усиливает  сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится  приводимые в законодательстве РФ формы  недобросовестной конкуренции, такие  как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами других хозяйствующих  субъектов, незаконное использование  интеллектуальной собственности. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.

Наложенные  Европейской комиссией и министерством  юстиции США штрафы являются крупнейшими  за всю историю работы зарубежных антимонопольных органов.

Важно отметить, что американское благополучие строится на трех китах - Конституции США, Билле  о правах человека и антитрестовском  законодательстве, закрепляющем демократические  основы ведения бизнеса и права  человека на собственное дело. В  свою очередь антимонопольное регулирование  ЕС сосредоточивает внимание преимущественно  на рыночном поведении фирм; контроль над структурой рынка играет незначительную роль в системе регулятивных механизмов. Основные формы и виды злоупотреблений: завышенное (заниженное) ценообразование, ценовые скидки, дискриминация, отказ в поставке товаров, дискриминационные условия доступа, вертикальные ограничения.

В ЕС в  качестве главной задачи конкурентной политики было определено «создание  режима, обеспечивающего условия, при  которых конкуренция на Общем  рынке будет носить нормальный характер». Конкурентная политика в ЕС существует не обособленно, а развивается в  рамках глобальной интеграционной тенденции, имеет сквозной характер, проникая во все сферы деятельности экономических  агентов рынка.

Инвестиционные  программы субъектов естественных монополий должны быть согласованы  и синхронизированы с государственными долгосрочными целевыми программами  и планами градостроительного развития. В РФ система регулирования монополий  только формируется и предусматривает  лишь комплексное воздействие на объёмы производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Рекомендации для устранения недостатков  государственного регулирования деятельности естественных монополий

 

Государственная стратегия должна строиться с  учетом особых условий функционирования естественных монополий в России, которые не повторяются ни в одной  стране мира и связаны с:

  • большой протяженностью территории;
  • суровыми климатическими условиями на большей части территории;
  • стратегическим значением продукции естественных монополий для национальной безопасности, геополитическим влиянием и обеспечением экспортного потенциала страны;
  • низким уровнем технологий;
  • историческим размещением.

Эти условия  обуславливают острую необходимость  объединения огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные  комплексы в сферах естественных монополий.

Важность  реформирования естественных монополий  очевидна, так как, реформирование естественных монополий может способствовать повышению предпринимательской  активности, улучшению инвестиционного  климата. Наблюдаемый рост выручки  системы естественных монополий  за счет роста тарифов не ведет  к повышению рентабельности компаний, а практически целиком уходит в рост затрат. Нередко можно слышать  заявления о том, что реформирование естественных монополий почти автоматически  ведет к усилению конкурентоспособности  и инвестиционной привлекательности. На практике более половины отечественных  компаний, в том числе и компании-монополии, постоянно занимаются реструктуризацией бизнеса или отдельных структурных подразделений.

В существенной степени именно отсутствие отработанных механизмов контроля над деятельностью  естественных монополий в начале девяностых годов привело к взрыву инфляции, а с 1995 г., когда монетарными  мерами инфляция стала подавляться, - к быстрому росту неплатежей и  сокращению производства. С начала девяностых годов государственные  органы, ответственные за взаимодействие с естественными монополиями, предпринимают  попытки создания эффективной системы  регулирования, однако монополии по-прежнему вынуждают потребителей оплачивать продукцию по неоправданно высоким  ценам.

Государственная политика в отношении регулирования  деятельности субъектов естественных монополий должна включать два основных направления. Первое из них состоит  в совершенствовании государственного ценового регулирования продукции  и услуг естественных монополий. Второе направление государственной  политики состоит в проведении реструктуризации субъектов естественных монополий  путем разделения естественно-монопольных  и потенциально конкурентных сфер деятельности.

Отличительной особенностью естественных монополий  является наличие сетевых структур, таких, как трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии энергопередач, железнодорожные пути и т.д. Могут быть только отдельные случаи, когда изменение технологии способно либо ослабить, либо подорвать естественную монополию. Так, например, развитие беспроводной спутниковой связи ликвидирует естественную монополию на проволочную связь, особенно междугородную.

Для того, чтобы улучшить систему государственного регулирования, во-первых, необходимо создать такую нормативную базу, в которой не будет противоречий ФЗ №135 и ФЗ №147. Так же можно предложить несколько вариантов, которые помогут решить проблему монополий:

  • необходимо создать встроенные ограничители роста и стимулов повышения технико-экономической эффективности регулирования отраслей наряду с внедрением ресурсосберегающих технологий в энергозависимых отрослях;
  • организовать биржевую торговлю основных сырьевых ресурсов, что позволит предотвратить ценовые сговоры и даст возможность развиваться остальным компаниям, не являющихся монополистами, поскольку согласовывать действия по установлению монопольных цен на бирже весьма затруднительно;
  • ослабить либо подорвать монополии в некоторых отраслях благодаря НТП. Так происходит с проводной связью, постепенно заменяющуюся на беспроводную спутниковую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономическая деятельность естественных монополий  должна рассматриваться в контексте  глобализации мировой экономики  и ужесточения международной  конкуренции транснациональных  корпораций, т.к. именно они выступают  основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть  образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных  корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном  уровне. Национальная экономика без  таких компаний обречена на пассивную  роль в общемировых экономических  отношениях. На сегодняшний день в  нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная  компания, обладающая неоспоримым весом  на европейском континенте - это  ОАО « Газпром».

По своим  экономическим, техническим и организационным  характеристикам российские естественные монополии (РАО «ЕЭС России», ОАО  «Газпром», МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры  при разумном к ним отношении  могут не только вытянуть нашу экономику  из сегодняшнего прорыва, но и позволить  ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует  рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.

Реформы естественных монополий не должны сводиться  к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика  пока держится «на плаву».

Функционирование  естественных монополий должно стать  приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики  РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и  мировом рынках.

Для развития экономики необходимо регулирование  деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в  экономику региона, но и поднять  его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это  очень непростая задача. Для этого  необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также  необходимо стимулировать предприятия  естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления  всех этих задач созданы органы регулирования  естественных монополий. Прежде чем  принять какое-либо решение об изменении  регулирования, органы регулирования  проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России