Государственное регулирование деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть государственное регулирование деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• дать общую характеристику предприятия;
• рассмотреть регулирующие функции государства;
• рассмотреть методы и цели государственного регулирования деятельности предприятий.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Регулирующая функция государства 5
1.1. Принципы и цели государственного регулирования 6
1.2. Правовое регулирование 7
1.3. Государственное предпринимательство 8
Глава 2. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия. 10
2.1. Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятий
10
2.2. Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рыночного хозяйствования

13
Глава 3. Государственное регулирование деятельности предприятия 17
3.1.Размещение государством ресурсов в предприятия. 18
3.2. Получение государством ценных бумаг 22
3.3. Создание конкуренции 24
3.4. Бюджетная и кредитная политика государства 25
3.5. Налогообложение 27
3.6. Научно-техническое перевооружение производства 29
3.7. Кадровая политика 30
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая_Государственное регулирование деятельности предприятий.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение 3
  Глава 1. Регулирующая функция государства 5
    1.1. Принципы и цели государственного регулирования 6
    1.2. Правовое регулирование 7
    1.3. Государственное предпринимательство 8
  Глава 2.  Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия. 10
    2.1. Цели, методы и методика  государственного регулирования деятельности предприятий  
10
    2.2. Необходимость     государственного    регулирования деятельности   предприятий    в   условиях   рыночного хозяйствования  
 
13
  Глава 3. Государственное регулирование деятельности предприятия 17
    3.1.Размещение  государством ресурсов в предприятия. 18
    3.2. Получение  государством ценных бумаг 22
    3.3. Создание  конкуренции 24
    3.4. Бюджетная  и кредитная политика государства 25
    3.5. Налогообложение 27
    3.6. Научно-техническое  перевооружение производства 29
    3.7. Кадровая  политика 30
Заключение 31
Список  использованной литературы 32
Приложения 34
 
 
 
 
 

Введение 

       Развитие  экономических реформ в России в связи с переходом ее к рынку обусловило необходимость адекватного научного обеспечения стратегии государственного регулирования предприятий, отраслей промышленности и всей экономики в целом. Существуют различные теоретико-методологические подходы к исследованию основ государственного регулирования деятельности предприятий.

       В экономике действуют в основном юридически и экономически независимые  от государства предприятия, которые  осуществляют сознательное саморегулирование, включающее в себя внутреннюю и внешнюю координацию хозяйственных отношений. Необходимость корректирующего воздействия со стороны государства обусловлена стремлением повышения эффективности действия механизмов внутреннего и внешнего саморегулирования.

       Государственная поддержка предприятий является составляющим элементом государственного регулирования, которое, с одной стороны, выполняет ограничительную функцию, с другой же осуществляет стимулирующее воздействие, реализуясь через систему государственной поддержки. Государственная политика поддержки предприятий предусматривает оказание им экономической, организационной, технической и иной помощи, направленной на создание условий для их успешного функционирования в соответствии с рыночными принципами хозяйствования.

       В рамках реализации поставленных задач в работе исследуется механизм государственной поддержки предприятий, включающий в себя функции, цели, формы, методы и инструменты, а также институциональный механизм её реализации (субъекты, объекты).

       Составными  элементами институционального механизма реализации государственной поддержки выступают субъекты - государственные органы управления и контроля, объекты (то, на что направлена деятельность субъектов) - реальный сектор экономики (предприятия, отдельные виды производств, отрасли).

       Цели  государственного регулирования развития промышленности направлены на поддержание экономической стабильности, сбалансированности спроса и предложения на всех уровнях и сегментах рынка, так, чтобы это способствовало совершенствованию структуры национальной экономики и повышению уровня жизни населения.

       Цель  работы – рассмотреть государственное  регулирование деятельности предприятий.

      Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

        • дать общую характеристику  предприятия;

        • рассмотреть регулирующие функции государства;

        • рассмотреть    методы    и     цели     государственного    регулирования деятельности предприятий.

      В качестве исходной информационной базы для написания курсовой работы были изучены теоретические материалы, исследования различных авторов, учебники и учебные пособия по данной теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Регулирующая функция государства. 

       Если  исходить из того, что рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство  лишь выполняет роль "ночного сторожа", станет понятна регулирующая роль государства. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Достигается это несколькими способами, важнейшие из которых можно представить следующим образом:1

       1. Создание и защита правовой основы рыночного хозяйства. В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, которые регламентируют права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Сюда же относится поддержание неимущих слоев населения с тем, чтобы гарантировать социальную стабильность (установление минимального размера заработной платы, изъятие части средств предприятий для финансирования социально-значимых программ). Особенно важно в данной функции поддержание здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов и недопущение монополизации рынков.

       2.Экономическое  регулирование. Государство осуществляет фискальную и кредитно-денежную политику для поддержания темпов роста или, наоборот, их ускорения для выхода из кризиса. Суть этой политики сводится к стимулированию спроса и предложения, а также регулировании объема денежной массы, что, в свою очередь оказывает влияние на цены. Формы проявления политики экономического регулирования более чем многообразны, однако важно то, что подобное регулирование способствует стабилизации на рынке и тем самым помогает предприятиям бороться с рыночными кризисами.

       3.Прямое  участие в хозяйственной жизни.  Государство создает предприятия  либо скупает акции (доли, паи)  существующих предприятий, становясь одним из крупнейших инвесторов на рынке. Масштабы подобной экономической деятельности настолько велики, что каждому отдельно взятому предприятию приходится считаться с подобным конкурентом. 

1.1. Принципы и цели государственного регулирования. 

       Общая стратегия государственного регулирования  базируется на следующих принципах:2

       1. Государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес.

       2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

       3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

       4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более "рыночную" форму оно облачено.

       5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

       Таким образом, современная рыночная экономика  является "государственно регулируемой". Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

       Государственное регулирование рыночной экономики  преследует три цели:

       • минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,

       • создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,

       • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

       Для достижения названных целей современное  государство располагает мощными  средствами регулирующего воздействия  на рыночную экономику.  

1.2. Правовое регулирование. 

       Правовое  регулирование состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет "антимонопольное законодательство" и "дефляционная политика".3

       Антимонопольная политика включает административные и  экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами: жесткий контроль над ценами предприятий- монополистов, дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур, поддержку конкуренции, поощрение диверсификации, антимонопольную экспертизу принимаемых законов.

       Столь же актуальна и дефляционная политика государства, поскольку современной  рыночной экономике присущи деформирующие  ее инфляционные процессы. В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:  или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,  или переход к равновесным рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен, или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.  

1.3. Государственное предпринимательство. 

       Государство выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса. Часть государственных предприятий полностью финансируется из государственного бюджета. Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и предоставление концессий - сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов. В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно - коммерческих операциях.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности предприятий