Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 23:05, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть государственное регулирование деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• дать общую характеристику предприятия;
• рассмотреть регулирующие функции государства;
• рассмотреть методы и цели государственного регулирования деятельности предприятий.
Введение 3
Глава 1. Регулирующая функция государства 5
1.1. Принципы и цели государственного регулирования 6
1.2. Правовое регулирование 7
1.3. Государственное предпринимательство 8
Глава 2. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия. 10
2.1. Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятий
10
2.2. Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рыночного хозяйствования
13
Глава 3. Государственное регулирование деятельности предприятия 17
3.1.Размещение государством ресурсов в предприятия. 18
3.2. Получение государством ценных бумаг 22
3.3. Создание конкуренции 24
3.4. Бюджетная и кредитная политика государства 25
3.5. Налогообложение 27
3.6. Научно-техническое перевооружение производства 29
3.7. Кадровая политика 30
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложения
Задача государства в регулировании деятельности предприятий — с помощью государственных планов (программ) направлять частный интерес в русло общественного. Можно выделить основные методы, с помощью которых государство достигает своей цели:4
1.
Структурное регулирование.
2.
Регулирование цен. Через
3.
Социальная функция
4.
Налоги и госбюджет. Гибкая
государственная политика в
5.
Госзаказ. Становится рычагом
6.
Правовая обеспеченность
Глава 2. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия.
2.1. Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятий
Государственное
регулирование производственно-
Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешне-экономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.5
Основные принципы государственного регулирования экономики: минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы; влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.
Функции
государства в области
Необходимость воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятия возникает в виду: обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики; создания экономической стабильности и расширенного воспроизводства; решения экономических и социальных проблем государства в целом. Основными целями воздействия государства на производственно-хозяйственную деятельность предприятий функционирующих в условиях рынка являются – повышение эффективности рыночной экономики государства в целом; возможность законного регулирования самих условий производственно-хозяйственной деятельности; эффективная научно- техническая, промышленная и социальная политика проводимая государственными структурами. Основными формами воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятий являются – поддержание и регулирование путем законодательных и нормативно-правовых актов, стимулирование производителя путем снижения налогового бремени, усовершенствования таможенного и налогового законодательства.
К основными методам государственного регулирования производственно-хозяйственных отношений предприятий действующих в условиях рыночных отношений являются: административные (базируются на силе государственной власти т.е. это мероприятия запрета, разрешения, принуждения при помощи указов и распоряжений); правовые (методы и способы регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий воплощенные с помощью законов, таких как антимонопольное законодательство, закон о рекламе, закон о малом предпринимательстве и др.); экономические методы (основываются на использовании налоговых платежей, денежно-кредитных рычагов регулирующих цены и тарифы).7
Методы государственного
К
основным Законам и нормативным актам,
регулирующим производственно-хозяйственную
деятельность предприятий действующих
в условиях рыночных отношений относятся:
Конституция РФ, ГК РФ ч.1,2, «О государственной
поддержке малого предпринимательства
З.РФ от 14.06.95, - Федеральные законы об организационно
- правовых формах предприятий, Закон
об упрощённой системе налогообложения;
Закон о едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности;
Закон о лицензировании производственно-хозяйственной
деятельности; законы и нормативные акты
о ведении бухгалтерского учета; Налоговый
кодекс РФ ч.1,2, Закон о защите прав
потребителей и др.
2.1. Необходимость
государственного регулирования деятельности
предприятий в условиях рыночного хозяйствования.
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию производственно-хозяйственной деятельности и предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью
государственного регулирования производственно-
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: -разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; - повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности предприятий; - создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
-
обеспечение товарно-денежного
Характеризуя
государственное регулирование
экономики в современных
-
осуществление структурной
-
поиск и использование
-
укрепление положения в
-
пересмотр форм связей между
краткосрочными и
-
использование мер воздействия
на процесс концентрации в
ведущих отраслях экономики, в
том числе специализированных на экспорт,
осуществление мероприятий, направленных
на укрепление организационной структуры
крупных фирм, развитие новых форм связей
между ними. Регулирование все более
направлено на повышение эффективности
производства. Акцент в нем переносится
с регулирования спроса на регулирование
предложения. Существенные изменения
произошли и в механизме регулирования.
Важнейшей формой государственного регулирования
производственно-хозяйственной и предпринимательской
деятельности стало включение в программы
долгосрочного развития экономики основных
направлений структурной перестройки
промышленности с ориентацией на экспортную
специализацию. Большое значение с 90-х
годов и до наших дней приобрели целевые
программы отраслевого регулирования
производства. Они отличаются тем,
что финансовые ресурсы государства и
ресурсы частных компаний направляются
на развитие новых приоритетных отраслей
экономики, а также на решение проблем
энергетики, реорганизацию и модернизацию
традиционных отраслей. Проблемы структурной
политики стали на современном этапе ведущими
направлениями экономической политики,
в которой акцент делается на целевые
инвестиционные программы, объединяющие
частный и государственный капитал, для
решения глобальных проблем наилучшего
приспособления предпринимательства
к условиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования
экономики и отраслей хозяйствования
направлена на всестороннее обслуживание
потребностей предпринимателей ведущих
производственно-хозяйственную деятельность
и, в частности, по административному надзору
и нормативному регулированию производства.
Сейчас нормативное регулирование распространилось
на новые области, такие как: безопасность
продукции, разработка и внедрение унифицированных
национальных стандартов качества. С целью
сдерживания производства и расточительного
потребления применяются меры прямого
и косвенного регулирования: нормативные
стандарты качества продукции, налоговое
дестимулирование инвестиций, косвенные
налоги на потребителей. Важным направлением
государственного регулирования является
патентная политика государства. Она сводится
к ограничению срока жизни патента и осуществлению
принудительного лицензирования новых
патентов за относительно умеренную лицензионную
плату. Важным инструментом финансового
регулирования предпринимательской деятельности
является предоставление прямых кредитов
и субсидий, в первую очередь на обновление
и совершенствование производственного
аппарата компаний за счет государственных
средств. Все большее значение приобретают
программы льготного кредитования и субсидирования
определенных отраслей, гарантирования
займов, меры по поддержанию или сдерживанию
роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской
импортной политикой и другими средствами
стабилизации рынка. Регулирование процентных
ставок по депозитам и ссудам на рыночной
основе предполагает, что частному бизнесу
обеспечивается большая свобода выбора
условий и способов финансирования. Одна
из важнейших функций государственного
регулирования - разработка общих принципов
и осуществление внешнеэкономической
политики страны.
Информация о работе Государственное регулирование деятельности предприятий