Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России и роль государства в регулировании данной отрасли. Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; - определить роль естественной монополии в экономике;
проследить направления реформирования деятельности естественных монополий;
рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии;
изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий. Объектом исследования являются естественные монополии в России в переходный период.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет вечернего и заочного обучения
Кафедра государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика общественного сектора»
Тема: Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России
Оренбург 2011
Аннотация
Тема данной курсовой работы «Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России», в рамках которой была рассмотрена государственная политика в сфере естественных монополий, а также реструктуризация монопольной отрасли, проблемы и приоритетные задачи в сферах естественных монополий.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретические основы и особенности несовершенной конкуренции, в котором функционируют «Газпром», «ЕЭС России» и МПС, а также их особенности формирования, проблемы и задачи регулирования их деятельности. Кроме того в первом разделе изучены теоретические аспекты функционирования естественной монополии как одного из типов рыночной структуры.
Во втором разделе рассмотрены теоретические и практические аспекты современного состояния естественных монополий в России. Проведен сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран, а также анализ деятельности государственного регулирования естественных монополий и их вклад в развитие экономики России.
В третьем разделе сформулированы приоритетные задачи государственной политики, стратегия и прогноз развития в сфере естественных монополий до 2020 года.
Работа выполнена печатным способом на 59 страницах с использованием 13 источников, содержит 4 таблицы, 32 рисунка и 1 приложение.
Введение
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.
Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России и роль государства в регулировании данной отрасли. Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; - определить роль естественной монополии в экономике;
проследить направления реформирования деятельности естественных монополий;
рассмотреть законодательные
аспекты в отношении
изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий. Объектом исследования являются естественные монополии в России в переходный период.
Предметом изучения является государственное регулирование естественных монополий в РФ. В процессе работы проводилось изучение основной и периодической литературы, законодательно-нормативных актов по теме исследования.
Несмотря на очевидную зрелость, до окончательного оформления теории конкурентных отношений с учетом различных форм рыночной власти, которая могла бы предоставить теоретические предпосылки для формирования универсальной концепции конкурентной политики и антимонопольного регулирования, применимой в условиях многовариантности экономических систем, еще далеко. Даже по базовым вопросам теории монополии и конкуренции по сей день идет широкая дискуссия.
Теоретической и методологической основой курсовой работы является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования в достаточной степени освещена в экономической литературе. Научные изыскания и практические разработки проблемы в целом и отдельных ее направлений представлены в классических трудах таких знаменитых зарубежных ученых, как У. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Дж.М. Кейнс, А. Маршалл и др., в публикациях таких известных исследователей, как Дж. Гэлбрейт, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Э. Чемберлен, В. Леонтьев, Э. Долан. Отдельные аспекты теории и эволюции зарубежного и отечественного монополизма исследованы российскими учеными: Л. Абалкиным, Г. Азоевым, А. Барышевой, Т. Белоусом, В. Богачевым, Ю. Винславым, М. Гельвановским, Е. Глазовой, С. Глазьевым, А. Городецким, Р. Гринбергом, В. Дементьевым, А. Деминым, С. Дзарасовым, В. Еременко, В. Кириченко, Д. Львовым, А. Михайловым, Б. Мильнером, С. Никитиным, Г. Никеровым, В. Назаревским, А. икифоровым, И. Петровым, Ю. Павленко, В. Пефтиевым, В. Поповым, А. Пороховским, И. Стародубровской, Н. Расковым, Н. Ребельским, Н. Розановой, И. Рудаковой, Г. Рузавиным, С. Шаталиным, Д. Литвиновым и др.
В качестве источников для работы использовались: экономические газеты, учебная литература, журналы, информационные ресурсы Интернета и публикации в экономической печати, посвященные данной проблеме.
1.1 Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования
Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлен, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.
Монополия - фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).[1,12] С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции - регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. Многообразие видов монополий представлено на рисунке 1:
Рисунок 1 - Классификация видов монополий
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Основными признаками естественной монополии являются следующие:
В экономической литературе выделяют 2 типа естественных монополий, ее виды представлены на рисунке 2:
Рисунок 2 - Типы естественных монополий
Рождение природных монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
Технико-экономические монополи можно называть монополиями, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монотонней. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
К экономическим относят следующие методы, рисунок 3:
Рисунок 3 – Экономические методы регулирования экономики
Денежно-кредитная
политика представляет собой совокупность
мер в области денежного
а) операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
б) политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
в) изменение
нормы обязательных резервов банков,
т. е. той суммы, которую коммерческие
банки обязаны хранить в
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).
Некоторые экономисты
к экономическим методам
а) краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
б) среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет;
в) долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
По объектам государственного программирования подразделяются следующие программы, рисунок 4:
Рисунок 4 – Объекты государственного программирования
Общегосударственные программы содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм.
Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование.
Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения.