Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России и роль государства в регулировании данной отрасли. Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; - определить роль естественной монополии в экономике;
проследить направления реформирования деятельности естественных монополий;
рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии;
изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий. Объектом исследования являются естественные монополии в России в переходный период.
Предполагается,
что к 2011 году произойдет полная либерализация
рынка электроэнергии, за исключением
отпуска электроэнергии населению
и в неценовых зонах и
Рисунок 24 - Основные факторы роста цен и тарифов на электроэнергию
Наиболее важным для экономики представляется ограничение роста регулируемых тарифов на электроэнергию в 2010 году. Рост стоимости электроэнергии оказывает наиболее значимое воздействие не только на издержки в экономике, но и на инфляцию (на 1% роста инфляция увеличивается на 0,08-0,09 п. пункта). Так, в 2009 году в связи с ожидаемым ростом стоимости электроэнергии на 21-22%, издержки в промышленности вырастут примерно на 0,9-1%, что в условиях падения спроса и невозможности переносить растущие издержки на цены приведет к ухудшению финансового состояния промышленных потребителей на 7 п. пунктов.
Вместе с тем необходимо создание финансовых ресурсов для продолжения обновления выбывающих основных фондов энергетики с целью обеспечения потребностей экономики в бесперебойном энергоснабжении, а также покрытия затрат энергетики на топливо (газ, уголь, мазут). Потребление электрической энергии по Российской Федерации прогнозируется в 2011-2012 годах с незначительным ростом, относительно 2010года.
Предлагаемый
рост регулируемых тарифов не учитывает
возможность регулирующего
Рисунок 25 - Основные факторы роста цен и тарифов на электроэнергию в 2011-2012
Рост регулируемых тарифов для населения составит в 2011-2012 годах 10% ежегодно.
В либерализованном
секторе энергетики (генерация) рост
свободных цен будет
В среднем на розничном рынке рост рыночных цен и тарифов составит по варианту 1b в 2010 году 11,5-13%, в 2011 году – 14-17% и в 2012 году – 7-9 процентов.
На железнодорожные перевозки рост тарифов в регулируемом секторе также ограничивается необходимостью покрытия эксплуатационных издержек и минимально необходимых средств на проведение ремонтных работ на поддержание инфраструктуры.
В 2010-2012 годах индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки не превысит в среднем: в 2010 году – 9,4 п.п., в 2011 и 2012 годах – 9,2 и 7 п.п., соответственно. При этом выполнение инвестиционной программы ОАО «РЖД» требует дополнительных источников финансирования в форме заемных, и возможно бюджетных средств.
При этом в целях
повышения эффективности
С учетом сложившейся
экономической ситуации, прогнозируемого
снижения объемов пассажирских перевозок,
с целью обеспечения
Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, т.к. именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - это ОАО « Газпром».
По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.
Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится «на плаву».
Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках.
Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.
Список использованных источников
1. Кононкова Н.П. Естественная монополия как объект государственной собственности / Н.П. Кононкова, П.Ф. Кононков // Вестник Московского университета, Сер. 6. Экономика 2008. - N 6. - С. 12. - Библиогр. в сносках.
2. Буркеева Р.Г. Природа и функции естественных монополий / Р.Г. Буркеева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 8 (114), август. - С. 9-11. - Библиогр.: с. 13 (14 назв.).
3. Варламова А.Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, проблемы правового регулирования / А.Н. Варламова // Законодательство, 2006. - № 4. - С. 26.
4. Васильева Е.М. - Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем-2008.-c.153
6. Семенова О.В. О законодательстве в области государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на примере железнодорожного транспорта / О.В. Семенова // Налоговый вестник, 2006.- № 11. - С. 3-8.
7. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления, 2005. - N 6.. - С. 29-37. - Библиогр. в сносках.
8. Буркеева Р.Г Общие проблемы регулирования естественных монополий (на примере электроэнергетики) / Р.Г. Буркеева // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сб. науч. статей / под ред. М.Г. Лапаевой. - Оренбург: ОГУ, 2005. - С. 56-59.
9. Даурова Т.Г. Эволюция российского антимонопольного законодательства / Т.Г. Даурова // Законодательство и экономика, 2004. - N 1. - С. 70-77.
10. Матвеева Н. О правовом регулировании естественных монополий / Н. Матвеева // Общество и экономика, 2007. - № 1. - С. 102-114.
11. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики, 2006. - № 1. - С. 102-121. - библиогр. в сносках.
12. Отчет о результатах деятельности
в 2010 году и задачах на среднесрочную перспективу//
2010. – Режим доступа: http://www.fstrt.ru/about/
13. Стратегия
социально-экономического