Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России и роль государства в регулировании данной отрасли. Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; - определить роль естественной монополии в экономике;
проследить направления реформирования деятельности естественных монополий;
рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии;
изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий. Объектом исследования являются естественные монополии в России в переходный период.
Наложенные Европейской
комиссией и министерством
Важно отметить, что американское благополучие строится на трех китах - Конституции США, Билле о правах человека и антитрестовском законодательстве, закрепляющем демократические основы ведения бизнеса и права человека на собственное дело.
В свою очередь антимонопольное регулирование ЕС сосредоточивает внимание преимущественно на рыночном поведении фирм; контроль над структурой рынка играет незначительную роль в системе регулятивных механизмов. Основные формы и виды злоупотреблений: завышенное (заниженное) ценообразование, ценовые скидки, дискриминация, отказ в поставке товаров, дискриминационные условия доступа, вертикальные ограничения.
В ЕС в качестве главной задачи конкурентной политики было определено «создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на Общем рынке будет носить нормальный характер». Конкурентная политика в ЕС существует не обособленно, а развивается в рамках глобальной интеграционной тенденции, имеет сквозной характер, проникая во все сферы деятельности экономических агентов рынка. Ее функции представлены на рисунке 12:
Рисунок 12 - Основные функции европейской комиссии
Федеральная антимонопольная служба России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы, функции ФАС представлены на рисунке 13:
Рисунок 13 - Функции Федеральной антимонопольной службы РФ
Сходство в характере основных антимонопольных законодательных актов России и США налицо. Но если законодательные акты США направлены на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий, то законодательные акты РФ – на разукрупнение уже сложившихся предпринимательских монополий, хотя по содержанию данные законы сходны. Другими словами, антимонопольное законодательство РФ никак не отражает специфику условий российской экономики, в корне отличную от экономики США и, следовательно, не решает задачи, стоящие перед экономикой. Если американское законодательство выражало, в основном, интересы государства, раздраженного ростом влияния крупного бизнеса, российское законодательство выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку не допускает образование новых монополий в результате концентрации и централизации капитала «снизу». Таково основное отличие антимонопольных законодательных актов России и США: по сути они схожи, но поскольку они действуют в разных условиях, они отражают интересы разных социально-экономических субъектов. Сходство между антимонопольным законодательством России и США можно выделить и по другим, менее принципиальным пунктам.
Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии являются и бюджетообразующими. На долю крупнейших компаний (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») по оценкам института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходной части;
Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономии;
Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30 % потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики; на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России.
Положение
в этой сфере во многом
Вклад естественных монополий в ВВП страны изображен на рисунке 14:
Рисунок 14 - Вклад естественных монополий в ВВП в экономику страны
Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти четыре монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше чем они.
В то же время вклад системы естественных монополий в рост ВВП до недавнего момента (до периода резкого роста цен на энергоносители на мировом рынке, давшего импульс росту выручки по ТЭК) значительно отставал от общей динамики промышленности. Кроме того, наблюдаемый рост выручки системы естественных монополий за счет роста тарифов не ведет к повышению рентабельности компаний, а практически целиком уходит в рост затрат.
Правительство утвердило предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий в 2009-2011 годах. Согласно принятым решениям, тарифы на газ для населения за три года вырастут в 2, 28 раза (особенно резко газ вырастет в цене в 2011 году - на 40%), на электроэнергию - на 95,3% (в 2008 году 16,7%, в 2009 году-26% против заранее запланированных 16%, в 2010 тарифы выросли на 22% (ранее 13-15%), в 2011 году электроэнергия подорожает на 18%), на теплоэнергию - 67,8%, на пассажирские железнодорожные перевозки - на 45,5%, на грузовые - на 5,9%. Таких темпов монополистов не было уже десять лет.
Предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий в 2011г. изображен на рисунке 15:
Рисунок 15 - Предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий в 2011 г.
Еще одним важным фактором, определяющим высокую роль системы естественных монополий в социально-политической жизни страны, является чрезвычайно высокое влияние тарифов на благосостояние и масштабы бедности населения. В условиях опережающего роста цен на услуги ЖКХ, отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг ЖКХ усугубляет их и без того тяжелое положение и приводит к нежелательным социальным последствиям.
Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России.
Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий.
Оценивая значение естественных монополий - ОАО «Газпром»,ОАО «Российские железные дороги» можно сказать, что они по своим экономическим, техническим и организационным характеристикам все еще находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят.
Значение электроэнергетики в экономике России, так же как и её общественной жизни трудно переоценить - это основа всей современной жизни.
По важному показателю - выработке на одного жителя в 2005 году страна находилась приблизительно на одном уровне с такими энергоимпортирующими государствами как Германия и Дания, имеющими меньшие транспортные потери и затраты на отопление. Однако после спада в 90-х с 98 года потребление постоянно растёт, в частности в 2007 году выработка всеми станциями единой энергосистемы составила 997,3 млрд. кВт·ч (1 082 млрд. кВт·ч в 1990 году). Выработка электроэнергии с 1998-2009гг. изображена на рисунке 16:
Рисунок 16 - Выработка электроэнергии с 1998-2009 гг.
естественный монополия россия
Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Основную нагрузку по обеспечению спроса на электроэнергию в ЕЭС России в 2010 г. несли тепловые электростанции (ТЭС) , что на 9,3% меньше, чем в 2009 г. Выработка ГЭС за 2010 г. увеличилась на 6,6% по сравнению с 2009 г. АЭС в 2010 г. На 0,6% больше объема электроэнергии, выработанной в 2009 г.
Электростанции, являющиеся частью технологических комплексов промышленных предприятий и предназначенные в основном для снабжения их электроэнергией (электростанции промышленных предприятий), за 2010 на 2,7% меньше, чем в 2009 г.).
Потребление электроэнергии в 2010 г. в целом по России снизилось, что на 4,6% меньше объема потребленной электроэнергии в 2009 г., данные в процентном соотношении представлены на рисунке 17:
Рисунок 17 - Производство электроэнергии в РФ за 2010 год
В настоящее время базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в значительной мере уже выработаны (Медвежье на 75,6 процента, Уренгойское (сеноман) на 65,4 процента, Ямбургское (сеноман) на 54,1 процента).
«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз».
Доля ОАО «Газпрома» на европейском газовом рынке представлена на рисунке 18:
Рисунок 18 - Доля ОАО «Газпрома» на европейском газовом рынке
За рубежом
он располагает огромными активами
Рисунок 19 - Активы «Газэкспорта» на российском рынке в 2010 году
28 апреля 2011 г. ОАО «Газпром» представило прошедшую аудит консолидированную финансовую отчетность за 2010 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Таблица 2 - Аудит данные консолидированного отчета о совокупном доходе по МСФО за 2010 и 2009 гг. Все суммы в таблице представлены в миллионах российских рублей
Наименование показателей |
За год, закончившийся | |
2010г. |
2009 г. | |
Выручка от продаж |
3 597 054 |
2 991 001 |
Чистый доход по торговым операциям без фактической поставки |
6 256 |
4 171 |
Резерв под обесценение активов и прочие резервы |
(48 711) |
(45 428) |
Прибыль от продаж |
1 113 822 |
856 912 |
Прибыль до налогообложения |
1 273 703 |
979 435 |
Прибыль за год |
997 993 |
793 793 |
Прочий совокупный доход за год, за вычетом налога |
13 597 |
50 906 |
Совокупный доход за год |
1 011 590 |
844 699 |
Совокупный доход за год, относящийся к: |
||
акционерам ОАО «Газпром» |
981 280 |
835 182 |
доле меньшинства |
30 310 |
9 517 |
За 2010 год чистая выручка от продажи газа увеличилась на 267 702 млн руб., или на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 2 186 205 млн руб. Данное изменение вызвано ростом реализованных объемов в страны бывшего Советского Союза, ростом тарифов на газ в Российской Федерации, установленных Федеральной службой по тарифам, а также увеличением средних расчетных цен при продаже газа в страны бывшего Советского Союза.
Чистая выручка за 2010 год от продажи газа в Европу и другие страны снизилась на 6 228 млн руб., или на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 1 099 225 млн руб. Это объясняется, главным образом, снижением средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая акциз и таможенные пошлины), на 3%. Чистая выручка от продажи газа в страны бывшего Советского Союза увеличилась на 140 208 млн руб., или на 45%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 450 137 млн руб. Рост продаж по данному сегменту объясняется увеличением объемов продаж газа в натуральном выражении на 24%, или на 13,5 млрд куб. м, что было усилено ростом на 10% средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая таможенные пошлины, за вычетом НДС). Показатели чистой выручки от продажи газа за 2009 и 2010 года представлены на рисунке 20: